Как отразится на украинском ритейле поглощение компанией Auchan сети гипермаркетов Real?
Благодаря покупке Real украинское подразделение Auchan войдет в пятерку крупнейших продовольственных ритейлеров страны.
Когда месяц назад генеральный директор «Ашан Украина» Жерар ГАЛЛЕ заявил, что компания планирует развиваться в Украине со скоростью два магазина в год, это прозвучало как дежурное, но не очень реалистичное обещание. Последний украинский магазин компания открыла еще в марте 2010 г., во Львове, и с тех пор не проявляла признаков активизации. Однако прошел всего месяц после заявления Галле, и план на 2012 г. оказался блестяще реализован. Выполнение обещания обошлось группе Auchan в 1,1 млрд. евро.
РЕАЛьный «Ашан»
«В офисе Metro Group слышны хлопки пробок от шампанского», – пошутил один из пользователей сети Facebook в пятницу, после того как стало известно о покупке французской группой Auchan сети гипермаркетов Real, принадлежащих немецкому концерну. Продать этот бизнес Metro пыталась на протяжении двух лет – и это только публичная часть переговоров с потенциальными покупателями.
Auchan приобрела активы в четырех странах – 91 гипермаркет в Польше, России, Румынии и Украине с суммарным объемом продаж в прошлом году более 2,6 млрд. евро. На Real претендовало несколько международных ритейлеров, однако не последнюю роль сыграл тот факт, что Auchan широко представлен на этих рынках, в отличие, к примеру, от Tesco, который также приценивался к объекту. «Auchan… наиболее подходящий покупатель на бизнес-активы Real в Восточной Европе. Он предлагает хорошие перспективы развития для гипермаркетов Real и их сотрудников», – сказал Олаф Кох, председатель правления Metro AG.
«Благодаря покупке бизнеса Real в четырех странах Groupe Auchan имеет возможность сбалансировать свое присутствие в Центральной и Восточной Европе», - отмечает Вианне МЮЛЬЕ, председатель совета директоров Groupe Auchan.
За собой Metro оставила немецкое подразделение Real – группа верит в перспективность формата «гипермаркет» на этом рынке. Сделка также не коснулась турецкого бизнеса Real, но на сей раз по причине равнодушия покупателя – Auchan не работает в этой стране.
Сделка будет закрыта уже в 2013 г., после соблюдения процедурных формальностей, в частности, получения разрешений на поглощение от антимонопольных органов. Еще не менее полугода займет процесс интеграции новых активов в структуру группы Auchan. После этого гипермаркеты Real перестанут существовать – покупатель планирует масштабный ребрендинг.
Сумма сделки – 1,1 млрд. евро. Какую часть из этой суммы сгенерировали украинские активы, стороны не разглашают. «Мы не подсчитывали эту цифру», – ответил представитель Metro Group Рюдигер ШТАЛЬШМИДТ. При этом он подчеркнул, что, несмотря на продажу активов в Украине, группа продолжает рассматривать этот рынок как перспективный. «Мы сфокусируемся на развитии Metro Cash & Carry и таким образом продолжим присутствовать в стране», – пояснил он.
Украинские активы
Из 91 магазина Real, которые стали объектом сделки, в Украине расположены два – в Одессе и Киеве. Магазинов сети Auchan в Украине восемь. 20 млн. евро составляет средний размер инвестиций в один гипермаркет Auchan в Украине. Окупаемость гипермаркета – 6-7 лет.
То, что Auchan в Украине – более конкурентоспособная сеть, даже безотносительно к количеству магазинов, чем Real – несомненно. У Auchan более четкое и понятное позиционирование, к тому же налажено производство товаров private labels. Приобретая Real, французы не только нарастили свои площади в Украине на более чем 20 тыс. кв. м, но и ликвидировали конкурента, поскольку Real позиционировался как гипермаркет-дискаунтер. «Их коммуникация всегда была сфокусирована именно на ценах», – отмечает Глеб ВЫШЛИНСКИЙ, заместитель директора GfK Ukraine.
По его словам, одесский магазин Real достаточно успешен, обслуживая поселок Котовского, где проживает 250-300 тыс. человек. Столичный объект, учитывая удачное расположение – практически в центре города, на ул. Антоновича, – также имеет хорошие перспективы, считает г-н ВЫШЛИНСКИЙ.
Любопытно, что второй и последний гипермаркет Real открылся всего полторы недели назад в новом торговом центре Ocean Plaza. Открытие магазина сопровождала активная рекламная кампания (в основном на радио и листовки), главный посыл которой: «Жить стало дешевле». Целесообразность вложений в промо теперь, когда очевидно, что Real осталось существовать считанные месяцы, очень сомнительна. «Возникает мысль, что локальный топ-менеджмент Metro до конца не был осведомлен о сделке», – предполагает Игорь ГУГЛЯ, генеральный директор исследовательской компании GT Partners Ukraine.
Такая скрытность вполне в духе транснациональных компаний, особенно публичных, поскольку любая утечка может повлиять на курс акций. «В итоге промо Real в Оcean Plaza – это, конечно, выброшенные деньги, но при сумме сделки более чем 1 млрд. евро – это оправданная плата за сохранение конфиденциальности», – признает ВЫШЛИНСКИЙ.
Два гипермаркета в городах-миллионниках – удачное приобретение для Auchan на украинском рынке, особенно учитывая сложности при покупке участков для строительства с нуля. Как отметил один из операторов рынка, после разрыва тесной кооперации с «Фуршетом» Auchan развивался самостоятельно, и на собственном опыте успел убедиться, что выделение земли и получение разрешений на строительство в Украине – дело непростое. «Для компании, которая не настроена давать взятки, это довольно сложно», – констатирует собеседник.
Де-факто количество магазинов сети уже увеличилось до 10. Затраты на комплексное переоборудование магазинов и ребрендинг могут достигнуть нескольких миллионов долларов.
Топ-5
Несмотря на несопоставимые обороты и относительно небольшой масштаб бизнеса Real в Украине, присоединение этих двух гипермаркетов существенно упрочит позиции украинского Auchan. На конец 2011 г. оборот Auchan в Украине достиг 5 млрд. грн. Компания занимает шестое место в стране по этому показателю среди продуктовых ритейлеров.
Оборот Real в Украине за этот период – 300 млн. грн. «Новый Real в Киеве будет генерировать минимум в два раза больше, чем одесский – около 600 млн. грн. Итого в сумме – 5,9 млрд. грн. С учетом инфляции в 15% оборот объединенной компании на конец 2013 г. составит около 6,7 млрд. грн.», – подсчитал Игорь ГУГЛЯ.
С таким показателем компания поднимается на четвертое место в стране, потеснив «Фуршет» и «Велику Кишеню». «Но это при условии сохранения статус-кво, если другие сети не будут наращивать активы. Рыночные симптомы указывают на то, что если кого и обойдет Auchan, то это будет «Фуршет», поскольку у этой сети довольно размытые планы по развитию. А «Ритейл Груп» (сеть «Велика Кишеня») – наоборот, активизировалась», – добавляет ГУГЛЯ. Cовладелец компании «Фуршет» Игорь Баленко был не доступен для комментариев.
Не исключено, что «шопинг» Auchan в Украине не закончится поглощением Real. Теоретически, французской группе на нашем рынке могут быть интересны небольшие региональные сети, которые сейчас не выдерживают конкуренции с национальными игроками. «Возможно, еще «Караван» – он такой слегка бесхозный, обособленный, у него нет четкого позиционирования, и он мог бы стать органичной составной частью крупной сети», – говорит ВЫШЛИНСКИЙ.
Портал розничной и оптовой торговли www.TradeMaster.UA
По материалам: forbes.ua
Раздел: Нерухомість >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар