09 грудня 2015

Тенденции и тренды рынка DIY

Тенденции и тренды рынка DIY

6557

Что нужно для продуктивного развития мирового рынка DIY? Не сложно догадаться, что это высокое качество продукции в сочетании с широким ассортиментом и низкими ценами. Но на данный момент это основа и неоспоримый залог всего лишь успешного маневрирования, а не профессионального взлета Вашей компании. Предпочтения современного общества становятся все сложнее и избалованнее, что требует внедрения дополнительных услуг, которые будут более комфортны и более конкурентными. DIY XXI века: какова его судьба, тенденции, тренды?

Современные популярные специализированные магазины DIY существуют в совершенно разных торговых форматах, и в них можно приобрести величайший ассортимент нужной именно Вам продукции. Гипермаркеты, магазины-склады, магазины самообслуживания, интернет-магазины и т.д. – это далеко не все формы, в которых представлен современный рынок DIY. Но стоит сказать, что подобный стремительный рост был отличительной чертой «докризисного» периода, когда магазины DIY активно заменяли привычную неорганизованную форму торговли. «Это настоящий розничный бум!» - вторили эксперты первое десятилетие XXI века.

Кризисное время

Стоит отметить, что рынок нынешней Украины соразмерный с периодом периода кризиса в Европе, где финансовая нестабильность в 2008 году стала фатальной для некоторых, казалось бы, акул DIY. Многие из них потерпели колоссальное снижение уровня продаж, повлиявшее на сокращение присутствия своих торговых площадей в различных регионах мира. Это говорит о том, что украинский DIY развивается в болезненной обстановке, не способствующей динамичному развитию торговых отраслей. Европейский DIY вышел из кризисного состояния посредством внедрения различных инноваций, изменения маркетинговых стратегий, а также приложил большое количество усилий на налаживание утерянного контакта со своей клиентской аудиторией. В Украине ситуация диаметрально противоположна. Рынок DIY находиться в кустарном состоянии и пока не отличается жесткой конкуренцией.

Мировой рынок DIY исчислялся в 345,6 млрд долл., из которых на США приходилось 54,1% мирового рынка DIY. Германия, Франция, Великобритания и Италия покрывали 35,3% рынка. Если говорить о юго-восточном регионе, то Япония и Австралия контролировали около 1,5%. На удивление азиатский рынок  не удерживает лидирующие позиции и достигает 1% мирового рынка. В подобном контексте стоит вспомнить об Украине, рынок DIY которой находится в состоянии близком к китайскому, и оценивается в 1,8 млрд долл. США.

Стоит сказать, что в посткризисный период рынок DIY отличался регионально. Например, в Нидерландах в связи с низким ипотечным процентом в 2000-х складывалась благоприятная ситуация для покупок жилья (как частных домов, так и квартир). После кризиса этот процесс остановился, что повлекло разительный спад DIY рынка, широко представленного строительными материалами. Сети Нидерландов нашли свое решение в декоре. На данный момент Нидерландский DIY-рынок представлен широким спектром деко-маркетов, обладающих огромными площадями, на которых устраиваются объемные презентации и инсталляции декоративных инноваций.

Германия как страна с большим процентом арендованных жилых помещений, существенно отличается своим рынком и, соответственно, спросом от других европейских стран. Несмотря на исключительное качество и масштабные площади немецкого DIY, одним из важных вопросов в этом сегменте для немцев остается наличие садовых отделов и зон, которые оформлены в соответствии с современными эко-стандартами. Также Германия лидирует по проценту своих DIY-решений в виде «разговаривающих» настенных мониторов, прозрачных крыш и световых эффектов. Но стоит отметить, что Нидерланды и Германия – примеры стран, которые прошли через финансовый кризис более успешно, чего нельзя сказать о Испании, Ирландии, странах СНГ.

DIY в Украине

Так вышло, что украинский DIY рынок сосредоточен вокруг нескольких компаний. На данный момент атлантом украинского DIY можно считать сеть Эпицентр (45 гипермаркетов). В силу своего маневренного развития и раннего выхода на рынок, сеть Эпицентр смогла занять экспансионные позиции, поглотив Новую Линию (16 гипермаркетов) и множество других более мелких сетей. К сожалению, нельзя назвать DIY-рынок Украины ориентированным на широкое развитие. Развитие неоспоримо есть, но протекает оно вертикально, а не горизонтально, что подразумевает развитие уже существующих сетей, а не появление новых.

Тренды и тенденции

Оценив развитие рынка DIY в разрезе времени и территориально, можно выявить некоторые закономерности, обрисовывающие ближайшие пути развития этой формы ритейла. Несмотря на экспансию некоторых торговых сетей, конкурентную систему и прочее, можно сказать, что на мировом горизонте не прослеживается тотальный лидер в данном аспекте. Преимущественно каждая страна имеет собственного DIY-«любимца». В Америке это Home Depot, в Южной Америке – Sodimac, в Австралии – Bunnings, в Европе – Groupe ADEO и Kingfisher.

Также существует региональная экспансия, в разрезе которой выявляются локальные «гиганты», которые вместе с лояльностью покупателей завоевывают рынок. Эксперты берутся утверждать, что такие сети DIY в скором будущем займут лидирующие позиции вплоть до вытеснения других форм торговли.

Поспевая за динамикой времени, современные дистрибьюторы и производители создают корпоративные интернет-платформы. Зачем? Зачастую это происходит с целью увеличения сбыта своей продукции и пошения маржинальности бизнеса. Дистрибьютором такой канал сбыта необходим для выживания, так как с увеличением прямых контрактов между производителями и розничными сетями он выпадает из этой цепочки. Таким образом, желая наладить безпосреднические каналы сбыта, производители и дистрибьюторы уходят в интернет, где начинают гибко функционировать, налаживая свой ассортимент и сферу доставки собственноручно. Клиентам предлагается все более развитая система сервиса дополнительными услугами, интерактивными консультационными центрами, обратной связью и прочим.

Кроме того, стоит сказать о приверженности женской части населения к сетям DIY. По статистике именно женщины тратят большую часть своего бюджета на совершение покупок в различных DIY-маркетах по сравнению с мужчинами. Такая тенденция заставляет подобные торговые сети выстраивать свои стратегии так, чтобы они, в большей или меньшей мере, были ориентированы именно на представительниц прекрасного пола.

Экология – всегда актуальная и горячо любимая тема европейцев, оказывает влияние на развитие DIY. Создание инсталляций о природе, использование экологически чистых материалов, тестирование продукции не на животных и так далее – все это характеризует современное развитие данного сегмента.

Не обошло DIY-ретейлеров и стремление к эстетике. Уже сейчас крупные гипермаркеты и районные магазины создают уютную атмосферу, визуализацию английской классики или тропических бунгало, что весьма продуктивно действует на покупателей.

В это время в Украине рынок DIY потерпел изменения в сфере ассортиментной структуры торговли в сторону увеличения доли внутренних производителей. Девальвация гривны повлекла за собой нивелирование роста цен на импортные товары, из-за чего отечественные DIY обратились к планомерной замене импорта. Как это происходило? Было заключено множество сделок между DIY-компаниями и украинскими производителями, что сопутствовало созданию новых брендов. На систему складов и закупок также пришлась своя доля изменений. В выигрышном положении остались бюджетные бренды.

Также эксперты единогласно настаивают на том, что украинский DIY не является фиксированным, потому его могут ожидать принципиально новые каналы сбыта и торговые форматы. Так, всем известно о тенденции крупных супермаркетов централизоваться за чертой города. В перспективах же ожидается, что крупные магазины будут появляться непосредственно в городе, что обеспечит больший приток покупателей.

Все больший прирост небольших, но многопрофильных, магазинов около дома в тысячных городах или районных центрах тоже можно отнести к тенденции развития рынка DIY в Украине.

В заключение можно сказать, что рынок DIY, несмотря на не совсем благоприятную экономическую ситуацию, продолжает развиваться и набирать обороты. В силу своей современности и комфортабельности, ориентации на покупателя и визуальной привлекательности этот сегмент ориентирован на расширение и поглощение более архаичных форм торговли.

 

Больше информации о трендах и тенденциях на национальном и международном рынке, а также аналитику Вы сможете получить в рамках V Ежегодной практической конференции «NonFoodMaster — 2016: Бизнес стратегии и практики развития рынка DIY и Home Improvement».

  

ТЕКСТ: Алёна Лукьянченко

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*