06 квітня 2016

Рынок органики в Украине ждет закон, но развивается «семимильными» шагами

Рынок органики в Украине ждет закон, но развивается «семимильными» шагами

3482

Украине вполне по силам стать одним из мировых лидеров в производстве органической продукции, все предпосылки для этого есть, а сам рынок в мировом масштабе растет очень динамично. Производство органических продуктов в Украине в настоящее время ориентировано в основном на экспорт, а слабая гривня дает конкурентные преимущества украинским компаниям на мировом рынке.

По данным Федерации органического движения Украины, внутренний потребительский рынок органических продуктов в Украине постоянно растет. Его объем в 2007 году составил всего 500 тыс. евро, но уже к 2014 году он повысился до 14,5 млн евро, т.е. за 7 лет он вырос в 29 раз.

Количество агропроизводителей, которые занимаются выращиванием органической продукции, постоянно растет. Как видим, за 2002-2014 гг их количество выросло почти в   6 раз, а размер обрабатываемых площадей в 2,5 раза. Доля сертифицированных органических площадей среди общего объема угодий Украины составляет около 1%.

Общая площадь органических сельскохозяйственных угодий и количество органических хозяйств в Украине, 2002-2014 гг.

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Площадь, га

164449

239542

240000

241980

242034

249872

269984

270193

270226

270320

272850

393400

400764

Количество хозяйств

31

69

70

72

80

92

118

121

142

155

164

175

182

Источник: Федерация органического движения Украины 

Значительная часть органических агрохозяйств расположены в Одесской, Херсонской, Киевской, Полтавской и Винницкой областях. И их количество в ближайшей перспективе будет только расти. «В течение последних месяцев наблюдается новый интерес к органическому рынку. Фермеры проявляют интерес к переходу на органическое производство», - говорит CEO проекта Biologic.ua Клод Эксбраят.

Также в Украине работают несколько десятков предприятий, перерабатывающих органическую продукцию. Много украинской органической продукции идет в качестве сырья на экспорт. Для аграриев это конечно хорошо – они получают валюту, а производители, которые ищут качественное сырье для переработки, остаются без ресурсов. 

«В сфере органики Украина экспортирует в основном сырье, а не продукты переработки, которые создают добавленную стоимость.  В части органического сырья экспорт составляет примерно 90%, тогда как только 10% идет на внутренний рынок. При переработке доля экспорта продуктов переработки не велика, и состоит в основном из молокопродуктов, соков, джемов и т.д.», - поясняет исполнительный директор Федерации органического движения Украины Андрей Коняшин.  Также можно отметить, что украинские агропроизводители выпускают крупы, муку, мед, масло, чай, лекарственные травы.

Всего в Украине насчитывается более 200 производителей органических продуктов. При этом по словам собственника киевского магазина здоровой еды Vegan Tree Алёны Войтович, на рынке соотношение локальной и импортной продукции примерно 50 на 50. Все еще есть продукты, украинские аналоги которых трудно найти.

По словам Клода Эксбраята, производители органической продукции сталкиваются с проблемой нехватки оборотных средств и инвестиций для своего развития. А экономическая ситуация в Украине и сопутствующие проблемы (забюрократизованность, валютные ограничения и т.д.) пока не способствуют привлечению внешних инвестиций в данную отрасль.

При этом стоимость выращивания органической продукции сельского хозяйства и производства органических продуктов питания выше (иногда в разы), чем у традиционной продукции. Это обусловлено невысокой эффективностью выращивания (органическими методами сложно получить большие объёмы продукции), высокой трудозатратностью, незначительным сроком хранения и т.д. По разным оценкам, за рубежом разница стоимости органических и обычных продуктов составляет примерно 10-50%, а  в Украине эти цифры, как правило, еще выше.

Другая проблема производителей органической продукции общая для всех аграрных предприятий - НДС, льготный режим по которому для агропроизводителей с текущего года отменили, что вместе с растущими ценами на энергоносители и средства производства приводит к  дополнительным затратам и росту себестоимости продукции. 

Закона.net

Наверное, основным препятствием для развития производства органической         продукции в Украине является отсутствие соответствующей нормативной базы. Вернее, она есть, но... ее нет

По словам Андрея Коняшина, закон, регулирующий работу отрасли органической продукции в Украине («О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья», вступил в силу с января 2014 года) есть, но фактически он бездействует. Его в 2013 году принимали впопыхах, и он, по сути, представляет собой недоработанную сборную «солянку» разных документов: украинских подзаконных актов, европейских норм и т.д. Конечно, хорошо, что действующий закон легализировал отечественного органического производителя, но операторы рынка им в основном не удовлетворены. На данный момент из-за существующих законодательных пробелов украинские фермеры и сельхозкомпании, которые занимаются выращиванием и переработкой органической продукции, в основном работают по стандартам ЕС.  

В действующем законе есть определенные неясности касательно проведения сертификации, аккредитации сертификационных органов, распределения полномочий между государственными органами, признания действующей  сертификации украинских компаний по зарубежным стандартам и т.д.

«Проблема в неоднозначности формулировок в законодательных нормах, регулирующих эту отрасль и сама неактуальность этих норм. Есть много новых продуктов, которые сложно отнести к той или иной категории. Органическую продукцию также сложно сертифицировать – в Украине сертификацию могут проводить более десяти компаний, среди которых только одна украинская и именно она сертифицирует наибольшее количество производителей продукции», –  добавляет Алёна Войтович.

Вместе тем, Минагрополитики уже разработало более десятка проектов подзаконных актов, чтобы закон заработал. Кроме того, сейчас в министерстве действует рабочая группа, которая доработала закон и более чем на 80% его  обновила. В настоящее время обновленная версия документа разослана по другим госорганам для  получения  замечаний и предложений. С учетом их, документ через Кабмин будет подан в Верховную Раду. Он будет приниматься в качестве изменений к действующему закону, но по сути это будет новый нормативный акт. 

Следует сказать, что постановлением №241 от 30.03.2016  Кабмин утвердил правила производства органической продукции, в частности регламентированы основы ее производства. Также нормированы требования по содержанию животных и производству сырья животного происхождения.

Кто покупает?

С учетом того, что органическая продукция, как правило, стоит существенно дороже обычной, позволить ее могут далеко не все. Целевой аудиторией для органической продукции являются люди с активной жизненной позицией со средним достатком и выше.  

«Наша целевая аудитория - семейные образованные люди с достатком выше среднего, ведущие здоровый и осознанный образ жизни. На качественных и органических продуктах этот сегмент покупателей не экономят. На них приходиться 80% наших покупателей органики. Остальные 20%, как ни странно, пенсионеры, знающие вкус натуральных продуктов и не испорченные вредными продуктами (еда из фастфудов, газировки, пакетированные соки), а также продвинутая молодежь (спортсмены, веганы, сыроеды, экоактивисты)», –  отмечает Анастасия Ле Хак, специалист отдела маркетинга сети магазинов органической продукции «Натур Бутик».

По словам Алёны Войтович, потребители органической продукции, это, как правило, семьи, в которых взрослые имеют одно или несколько высших образований и/или активно увлекаются спортом. Есть и такие, кто предпочитают органическую (особенно растительного происхождения) продукцию по религиозным причинам. С точки зрения возраста, покупателями органических продуктов чаще всего являются женщины в возрасте от 20 до 45 лет. Уровень доходов населения значительно упал за последние несколько лет, поэтому покупатели стали экономить на сертифицированной продукции. Чаще встречается разновидность сетевого маркетинга, когда городские жители постоянно закупают продукцию у одного проверенного поставщика из пригорода.

Кризис сказался на платежеспособности населения, которое активно ищет возможности сэкономить, и на органической продукции в частности. По словам Андрея Коняшина, в прошлом году был определенный спад, но в настоящее время уровень продаж стабилизировался. Нужно понимать, что органическая продукция в структуре потребления украинцев занимает не очень большой удельный вес, и на этом нельзя много сэкономить. Даже до кризиса нельзя было сказать, что украинцы повсеместно покупали органическую продукцию.

Также нужно отметить, что у украинцев пока низкий уровень информированности про суть и преимущества органической продукции. «Проблемы с уровнем спроса объясняются в основном не информированностью населения (не знают четко, что такое органические продукты и чем они лучше) и недоверием (опять-таки от незнания)», - считает Анастасия Ле Хак. 

По мнению Андрея Коняшина,  по мере улучшения ситуации в экономике уровень потребления органики будет расти. Будет расти предложение со стороны отечественных производителей, будет расти и спрос, который и на данный момент превышает предложение на определенные виды товаров. Чем больше будет органических продуктов на рынке, тем выше будет конкуренция среди производителей, и цены на органическую продукцию могут даже снизиться.

Проблемы маркировки

Нельзя сказать, что население ничего не знает про органическую продукцию. Со всех сторон мы получаем информацию про органическую, экологически чистую и натуральную продукцию. Вместе с тем, различные производители по-разному трактуют эти понятия, а покупатели теряются в этом море информации и не всегда знают, как различать органическую и не органическую продукцию. 

Пока украинские производители органической продукции используют европейскую маркировку. «Мы сейчас используем европейскую маркировку органической продукции («евролисток»), произведенной в Украине по стандартам ЕС, т.к. все остальные виды идентификации на украинской продукции («био», «эко» и т.д.) не гарантируют органическое происхождение товара. Это совершенно разные продукты, и что подразумевается производитель под приставкой  «био» или «эко» в названии своего товара не всегда понятно. В конце 2015 года Минагрополитики утвердило украинскую маркировку органической продукции, но она существует пока только на бумаге, ее не используют из-за отсутствия соответствующих подзаконных актов и государственных стандартов органического производства, выполнение которых позволило бы производителям использовать государственный логотип для органических продуктов», - рассказывает Андрей Коняшин. 

По словам Клода Эксбраята, на  рынке пока еще часты случаи простого обмана потребителей, когда производитель говорит про органическое происхождение своего товара, когда на самом деле это не так. Это подрывает доверие покупателей ко всей отрасли органической продукции. 

 

ТЕКСТ: Юрий Григоренко

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*