20 июня 2012

Nokia проигрывает в борьбе Apple

Nokia проигрывает в борьбе Apple

549

Статус крупнейшего производителя телефонов и более 70% капитализации компанией Nokia утеряны, а подразделения в Европе закрываются, сообщает "Инвестгазета". Спасет ли финского вендора альянс с Microsoft?
Два самых ярких события телекоммуникационного рынка прошлой недели — заявление главы Apple Inc Тима Кука об официальном открытии в Украине магазина App Store, почти совпавшее с очередным негативным прогнозом от Nokia. Финский вендор объявил о сокращении 10 тыс. рабочих мест в 2012-2013 годах и о том, что во втором квартале рентабельность основного подразделения компании — Devices & Services — будет ниже уровня «минус 3%», зафиксированного в первом квартале этого года.

При всей несхожести оба события — симптомы одного и того же явления: классические вендоры теряют позиции под натиском производителей смартфонов. В основном — под натиском Apple.

В абсолютных цифрах продажи финнов по-прежнему далеко опережают «яблочную» компанию. Несмотря на потерю статуса крупнейшего в мире производителя телефонов (в апреле Nokia уступила эту позицию Samsung), продажи финского вендора по итогам первого квартала все равно в 2,5 раза превышают продажи Apple: 83,1 млн. устройств против 33,1 млн. Но львиная доля реализации Nokia приходится на дешевые аппараты. Финских смартфонов в январе-марте было продано всего 11,9 млн., тогда как все проданные Apple устройства — iPhone разных серий стоимостью от 375 долл., из которых около 180  долл. приходятся на комплектующие, еще 14-18 долл. — на зарплату китайским сборщикам, а все остальное оседает на счетах Apple. Норма прибыли Nokia, до сих пор собирающей многие телефоны на заводах в Европе, значительно меньше.
Соответственно разительно отличаются и финансовые показатели двух компаний. Квартальная выручка Apple составила 39,2 млрд. долл. (58% — смартфоны), прибыль — 11,6 млрд. долл. Nokia за тот же период выручила 4 млрд. евро, зафиксировав чистый убыток в 1,57 млрд. евро. При этом продажи смартфонов Nokia продолжают сокращаться — в январе-марте падение достигло более 50%. Спрос на iPhone за тот же период, наоборот, на столько же вырос. С начала года котировки акций Apple Inc. подскочили почти на 80%, Nokia Corporation — упали более чем на 70%.

Положение финского вендора оказалось настолько тяжелым, что в Nokia решились на смену практически всех ключевых руководителей. С 30 июня 2012 года будут уволены Джерри ДеВард, директор по маркетингу, Мэри Макдауэлл, исполнительный вице-президент по мобильным телефонам и Николас Савандер, исполнительный вице-президент по рынкам. Свой пост сохранил разве что нынешний глава корпорации Стивен Элоп. Кроме того, в ближайшие два года Nokia собирается закрыть завод в Сало — последнюю производственную площадку в Финляндии, и исследовательские центры в Канаде и Германии. Еще одна антикризисная мера — продажа лакшери-подразделения Vertu группе компаний EQT VI.

Цель столь непопулярных мер — экономия около 3 млрд. евро в 2012-2013 годах. Нельзя сказать, что финны выпускают плохие аппараты: в линейке Nokia достаточно качественных устройств с отличной скоростью выполнения операций, большим объемом памяти и сенсорным управлением. Проблема в другом: разрабатывая свои телефоны, финская компания исторически делала ставку именно на устройства. Applу Inc. — на устройства и контент.

Сейчас пользователям iPhone доступно более 650 тыс. приложений и почти 28 млн. песен, телепередач и фильмов. По словам Тима Кука, в начале нынешнего года только на App Store было зарегистрировано более 400 млн. счетов кредитных карт. В июле число пользователей заметно пополнится: вместе с Украиной, где, по данным операторов, насчитывается около полумиллиона iPhone, Apple открывает локальные версии App Store еще в 31 стране — в дополнение к уже действующим 120 локальным площадкам. Успех пришел к Apple отнюдь не сразу: «яблочный» бренд развивает онлайн-торговлю с 2003 года. Тогда продажи музыки и фильмов по 0,99 долл. за штуку выглядели экзотикой. Спустя пять лет подобные магазины были практически у всех вендоров. Но угнаться за App Store и iTunes ни по количеству контента, ни по удобству его использования они уже не могли. Та же Nokia, с 2007-го продвигавшая фирменную онлайн-площадку Ovi, к 2011 году не выдержала конкуренции. В феврале 2011-го финская корпорация приняла решение отказаться от бренда Ovi — часть сервисов будет закрыта в 2012 году, оставшиеся пополнят список контента нового стратегического партнера Nokia — онлайн-площадки Windows Phone Marketplace, запущенной Microsoft в октябре 2010-го.

Кстати, именно с альянсом Microsoft и Nokia в последней связывают надежды на возвращение утерянных позиций. Правда, в начале июня в Windows Phone Marketplace насчитывалось лишь около 100 тыс. приложений — в 4,5 раза меньше, чем в Google Play (ПО для Android) и почти в 6,5 раза меньше, чем в App Store. Тем не менее, Microsoft и Nokia сейчас наращивают количество приложений в магазине даже быстрее, чем в свое время App Store: большинство программ в Windows Phone Marketplace появились в последние месяцы. Более того, по словам Стивена Элопа, оба участника альянса планируют инвестировать в программу стимулирования разработчиков ПО для Windows Phone Marketplace по 9 млн. евро.

В международной исследовательской компании IDC перспективы Windows Phone оценивают достаточно оптимистично. По последнему прогнозу компании, доля мобильной операционной системы от Microsoft вырастет с 5,2% рынка в 2012 году до 19,2% в 2016-м, на 0,2 процентных пункта опередив iOS. Теоретически это вполне возможно. Вот только неизвестно, насколько это поможет именно Nokia, поскольку сейчас на базе Windows Phone 7 кроме финских устройств работают смартфоны от HTC, LG и Samsung.

 

 

Источник: "Инвестгазета"

Раздел: Рекомендации >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги