09 января 2013

Что ожидать российскому розничному рынку в 2013 году. Мнения экспертов

Что ожидать российскому розничному рынку в 2013 году. Мнения экспертов

869

По итогу 2012 года российскому ритейлу удалось добиться смягчения госрегулирования отрасли, что является дополнительным плюсом для крупнейших сетей. Говоря же о новом, 2013 году, то розница столкнется с замедлением темпов роста выручки и еще более жесткой конкуренцией за покупателя и торговые площади.

Лидеры российского продуктового ритейла после бурной M&A-активности предыдущих лет сосредоточились в 2012 году на интеграции полученных активов.

Крупнейшая по выручке в РФ сеть X5 Retail интегрировала магазины «Копейка» уже к началу 2012 года, однако внутренние проблемы и массовый исход топ-менеджмента из компании влиял на показатели в течение года сильнее, чем удачная сделка.

В результате за 2012 год Х5 покажет минимальный среди сопоставимых сетей прирост выручки (менеджмент ждет роста на 7-9%) и не осуществит анонсированную в начале года “рекордную экспансию”. Из прогнозировавшихся 750-800 магазинов к началу октября было открыто лишь 470 объектов.

В 2013 году Х5 продолжит адаптацию к новой для себя модели роста за счет увеличения собственной сети, а не покупки конкурентов, говорил ранее исполняющий обязанности главы компании Стефан ДЮШАРМ: “Мы не будем продолжать расти любой ценой”.

Дикси, завоевавшая третье место по объему продаж среди публичных продуктовых сетей РФ, купив конкурента, завершила интеграцию компании «Виктория» лишь к концу 2012 года, что сказывалось на ее продажах в последние месяцы.

Интеграция нескольких десятков магазинов в РФ предстоит в следующем году и сети гипермаркетов «Ашан», чья головная компания в ноябре договорилась о покупке гипермаркетов Real в Восточной Европе у германской Metro AG за 1,1 млрд. евро.


NON FOOD

Непродовольственный ритейл в 2012 году отметился крупнейшей сделкой в розничном секторе. Второй по величине мобильный оператор РФ «Мегафон» и его основной акционер Алишер Усманов приобрели половину сотового ритейлера «Евросеть». Сумма сделки составила 1,1 млрд. долл.

“Большая тройка” ритейлеров бытовой техники и электроники («М.Видео», «Эльдорадо», принадлежащая Metro Media Markt) была менее активна и вряд ли решится на крупные M&A в 2013 году.

Единственной относительно крупной сделкой уходящего года стала январская покупка компанией «Эльдорадо» 28 магазинов сети Берингов. Вся покупка, включая ее интеграцию, обошлась второму по выручке ритейлеру бытовой техники в сумму более 1 млрд. руб.

Главный конкурент «Эльдорадо», единственный публичный игрок сектора «М.Видео», в 2012 году “придерживался стратегии органического развития и не планирует отступать от этого плана и в 2013 году”, сказал гендиректор ритейлера Павел БРЕЕВ.

Любые слияния и поглощения тормозят развитие компании, а «М.Видео» с начала года работает над системой интегрированных продаж, omni-channel, говорил ранее и президент ритейлера Александр ТЫНКОВАН.

Тем не менее, “консолидация на рынке БТиЭ будет продолжаться, это будет наблюдаться как на федеральном, так и на региональном уровнях”, считает г-н Бреев.

Конкуренция в сегменте бытовой техники и электроники в 2012 году была особенно высока. “Развернулась настоящая битва за клиента, – считает Хельмар Шернек, вице-президент Media Markt Russia. – Такого количества… интересных акций раньше не было. Все это оказало давление на цену товаров в сегменте IT (в среднем на 10%), мобильные телефоны и телевизоры”.


ПРОГНОЗЫ-2013

В отсутствие у правительства РФ планов в 2013 году резко наращивать соцрасходы и при более высоких ценах на продукты питания следующий год может быть не таким благоприятным для российских ритейлеров, как 2012-й, считают аналитики Sberbank Investment Research.

Одной из основных тенденций в российском ритейле на 2013 год будет замедление относительных показателей роста при сохранении или увеличении абсолютных значений, полагает директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаил СУСОВ.

“Тенденции для существующих магазинов – это снижение показателей сравнимых продаж в целом по рынку” из-за “каннибализации” собственного трафика новыми магазинами”, – поясняет эксперт.

В таких условиях рынок будут поддерживать отдельные истории компаний, считают аналитики Sberbank: жесткий контроль над внутренней эффективностью в «Магните», который будет поддерживать его маржу на высоких уровнях, вероятное восстановление операционных показателей X5 Retail и эффект “низкой базы” трафика и товарооборота «Дикси».

Отдельный “бонус” ритейлеры получат от изменений в госрегулировании алкоголя и сигарет: с начала 2013 года нестационарным магазинам будет полностью запрещена продажа пива и другого алкоголя, при том, что около 20% продаж пива в РФ осуществляется через такие объекты.

“Положительное влияние перетока “пивного” трафика будет, но считать, что весь такой трафик придет в сети, – неправильно, – рассуждает г-н Сусов из X5. – Что-то уйдет в общепит, что-то в теневой рынок. Рост розничного товарооборота сетей от дополнительных продаж может быть выражен реальной цифрой от 1 до 3%. Больше всех выиграют сети с большим количеством магазинов”.


КОНКУРЕНЦИЯ ОСТАВИТ ЛУЧШИХ

Лидером по темпам роста числа магазинов в 2012 году был «Магнит»: в среднем за сутки его сеть в течение года увеличивалась минимум на три новых объекта.

На следующий год верхняя планка прогнозов роста выручки у «Дикси», «Магнита» и «Окей» близка к 30% на фоне агрессивных планов экспансии. Так, «Дикси» намерена в 2013 году открыть в 1,5-2 раза больше новых магазинов, «Магнит» – начать освоение Сибири.

“Конкуренция от года к году только растет: рынок развивается, игроки получают все больше опыта, все активнее открывают новые магазины, – констатировал президент группы компаний «Дикси» Илья ЯКУБСОН. – Только лидеры, федеральные сети, по итогам года открыли более трех тысяч магазинов”.

По мере концентрации магазинов в населенных пунктах с каждым годом труднее и, в целом, дороже арендовать готовые помещения в хорошем месте или купить земельный участок под строительство, подтверждает Сусов.

“С одной стороны, становится сложнее бороться за покупателя, с другой – растущая конкуренция оставляет шанс на дальнейшее успешное развитие только лучшим операторам, способным найти здоровый баланс между интересами всех сторон процесса: покупателей, работников и акционеров или владельцев бизнеса”, – оптимистично настроен Якубсон.


ПРИЗРАК WALMART

Несмотря на усилившуюся конкуренцию в продуктовом ритейле, доля сетевой торговли в целом еще не высока, и “теоретически” место для новых сильных игроков в РФ еще есть, считают сами ритейлеры.

“Теоретически (возможности для новых игроков) есть, но практически сейчас осуществить масштабный выход на российский рынок кому-либо будет очень сложно, и без сделок M&A, конечно, не обойтись”, – считает Якубсон.

“Крупнейшие отечественные розничные компании уже крепко стоят на ногах и готовы эффективно бороться за рынок как в существующей конкурентной среде, так и в случае появления новых игроков”, – добавил глава «Дикси».

Один из самых ожидаемых международных ритейлеров в РФ – Walmart. Несмотря на то, что компания закрыла свой офис в Москве еще два года назад, а затем заявила о замедлении международной экспансии, на рынке регулярно появляются слухи о ее интересе к российским активам и, в частности, к активам X5 Retail Group.

Еще один потенциальный объект для поглощения – ритейлер Лента, долю в котором фонды ВТБ Капитала, TPG и ЕБРР получили более года назад. Walmart будет “безусловно” рассматриваться как один из претендентов на покупку, но не ранее 2014 года, говорил ранее Рейтер инвестбанкир из ВТБ Капитала.

РЕГУЛЯТОР ЛИЦОМ К РИТЕЙЛУ

“В этом году нам удалось выйти с властью на конструктивный диалог, который уже сейчас дает реальные плоды. Руководство и законодатель понимают роль торговли в экономике страны”, – радуется глава «Дикси», также возглавляющий отраслевое объединение «АКОРТ» (Ассоциация компаний розничной торговли).

Среди наиболее важных подвижек г-н Якубсон называет работу по изменению налогового законодательства, благодаря которой ритейлеры смогут списывать на долю краж около 0,75% годовых продаж при формировании облагаемой базы налога на прибыль.

Другое важное достижение – разрешение нанимать на работу трудовых мигрантов. С начала 2013 года квота для иностранных сотрудников в розничной торговле алкоголем вырастет до 25% от численности персонала с сегодняшнего ноля.

“Мы уверены, что в будущем году эффективное взаимодействие с властью продолжится”, – говорит г-н Якубсон.

Среди изменений, обсуждение которых в правительстве продолжится в 2013 году, – возможное разрешение продавать безрецептурные лекарства в сетях, а также легкое смягчение самой нелюбимой ритейлерами части закона о торговле – порога доминирования в 25% торгового оборота города или округа.

Правительство может разрешить ритейлерам превышать порог в 25%, если компания планирует строить новые магазины, а не покупать существующие, говорил вице-премьер Игорь ШУВАЛОВ.

“Правильно, инвесторы еще больше будут в ритейловые компании инвестировать. По крайней мере, это их сильно беспокоило”, – прокомментировал тогда инициативу чиновников в своем микроблоге глава и совладелец «Магнита» Сергей ГАЛИЦКИЙ, неоднократно призывавший отменить эту норму закона.


Портал розничной и оптовой торговли www.TradeMaster.UA

Источник: Reuters

Раздел: Рекомендации >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*