30 квітня 2017

Розничная торговля Латвии: бал правят прибалтийские и скандинавские сети

Розничная торговля Латвии: бал правят прибалтийские и скандинавские сети

6296

На 8-й Ежегодной Международной бизнес-встрече FoodMaster&PrivateLabel -2017: «Лучшие бизнес-идеи года для развития сотрудничества ритейлера и поставщика» Александр Гривач (Латвия), директор по креативному развитию IMMER GROUP, руководитель IMMER DESIGN STUDIO, эксперт в создании дизайна упаковки в области гибких упаковочных материалов, представил доклад «Роль упаковки в продвижении продуктов на полке». Воспользовавшись возможностью, мы задали Александру несколько вопросов о развитии розничной торговли в его стране. 

TradeMasterUA: — Как развивается ритейл в Латвии? В наших новостях больше сообщают о Польше, Литве, РФ и Западной Европе…

Александр Гривач: — У нас ситуация в розничной торговле развивается аналогично литовской: зашли иностранные сети (в основном балтийские и скандинавские), при этом работают и наши, литовские ритейлеры. Если говорить о количестве магазинов, то иностранных, конечно, намного больше.


Справка

Александр Гривач — директор по креативному развитию IMMER GROUP, руководитель IMMER DESIGN STUDIO, эксперт в создании дизайна упаковки в области гибких упаковочных материалов. IMMER GROUP владеет несколькими патентами на технологии гибкой упаковки и является одним из лидеров в области инноваций в Европе. Фабрика гибкой полимерной упаковки в Украине - IMMER UKRPLASTIC - обеспечивает полный цикл производства, от гранул и чернил до готовых рулонных материалов и упаковок. IMMER DIGITAL - еще одна фабрика IMMER GROUP в Латвии - единственная в Северной Европе с цифровыми технологиями печати.


— Назовите навскидку, без подготовки, парочку самых популярных розничных сетей?  

— Это, конечно, Рими (дочерняя компания шведской ICA) и литовская Максима. Вещи преимиум-сегмента покупаются в универмагах Стокманн, которые присутствуют во многих европейских городах. Есть сети лоу-класса, но, думаю, их названия вряд ли что вам скажут. В целом ритейл развивается, все ищут пути к покупателю. 


Справка

Компания Rimi Latvia, связанная со шведской компанией ICA AB, появилась в 1996 году. На конец 2015 года ее сеть включала 127 магазинов – в том числе 27 гипер-, 40 супермаркетов, работающих под вывеской Rimi, и 60 дискаунтеров Supernetto, позиционирующих себя как магазины низких цен с минимальным оборудованием и сервисом.

ООО Maxima Latvija стартовало в 2000 году. Предприятие принадлежит литовской Vilniaus Prekyba UAB, а та - зарегистрированному в Нидерландах Lincoln Land Erste B.V. Сеть Maxima состоит из 146 магазинов, включая три гипермаркета Maxima XXX и 23 супермаркета Maxima XX.


 Также читайте: БЫВШИЙ ТОП-МЕНЕЖЕР RIMI СТАЛ НОВЫМ ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ СЕТИ БРУСНИЧКА 

— Как насчет немецких ритейлеров: Aldi, Lidl, METRO?

— Знаю, что есть один Cash&Carry, но вряд ли он сильно влияет на ситуацию: лично я, прожив в Латвии 10 лет, еще ни разу там не был. Из «жестких дискаунтеров» могу назвать только «Супернетто» – эта сеть позиционирует себя именно так, хотя по ценам этого не очень заметно – возможно, лишь на некоторые товары. 

Также читайте: МАГАЗИНЫ Maxima Latvija ПЕРЕХОДЯТ НА КАССЫ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

— Цены у вас в магазинах сильно отличаются от соседних стран, в частности, от Эстонии, которая, по мнению Foreign Policy, является самым успешным постсоветским государством?

— Не буду утверждать, что существует большой разрыв в ценах: все зависит от товарной группы. Продукты у нас стоят дороже, товары второй необходимости – такие, как одежда, бытовая химия и т.д. – возможно, дешевле. В Литве цены ниже, а в Польше еще меньше, чем в Литве. У нас некоторые люди из Латвии иногда ездят в Польшу за продуктами, за одеждой. 

— Сказался ли кризис на покупательской способности населения Латвии?

— Многие переживали из-за кризиса. Другие утешали их тем, что, если смотреть на это, как управляют государством, то мы живем в постоянном кризисе. Лично я считаю, что понятие кризиса – довольно эфемерное. Нужно смотреть на вещи адекватно и спокойно воспринимать реалии современного мира, - тогда не все так страшно… В целом, живем, выживаем. 

— Какая в вашей стране средняя заработная плата и сколько стоят продукты – к примеру, хлеб?

— О средней зарплате не берусь утверждать, минимальная – 350 евро. Но на эти  деньги в Латвии практически невозможно прожить. К примеру, счет за коммунальные платежи может достигать 200 евро. И тогда на все про все остается совсем мало. По поводу хлеба: трудно назвать определенную цену. В среднем, наверное один евро. Все зависит от качества и премиальности. Можно купить буханку за три и даже за пять евро, но при желании можно найти и за 50 центров. Ассортимент очень большой, и иногда при входе в магазин теряешься в буйстве красок и форм представленных продуктов. Взять, к примеру, макароны – у нас их, как минимум 50 разновидностей. Иногда выбиваешься из сил, пока найдешь то, что тебе нужно. Каждый ритейлер старается охватить целевую аудиторию побольше - начиная от наименее состоятельных людей до тех, у кого все в порядке и даже более чем в порядке. 

— Какие новые тенденции появились в латвийском ритейле в последние годы – с точки зрения покупателя?

— Одно время был наплыв хипстеров и яппи – людей, которые имеют деньги и возможность тратить их на все самое лучше – на самые дорогие продукты в самой яркой упаковке. Сети это быстро уловили, и в магазинах появилось много таких товаров. Сейчас самый актуальный тренд — эко- и биопродукты. В торговых точках все упаковывают в бумагу, или в упаковку с бумажной текстурой, обязательно с зелеными значками. Когда входишь в магазин, то испытываешь ощущение, что попал в деревню: везде зелень, продукты продаются только локальные, местного производства, что, конечно, на руку нашим производителям. Возможно, в Украине известно, что Латвия славится своими молочными продуктами и хлебобулочными изделиями. Все они отличного качества, производятся на небольших семейных предприятиях, затем в красивых упаковках попадают на прилавки магазинов – считаю, что это очень хорошо как для производителей и ритейлеров, так и для нас, покупателей. 

— Мыслями о необходимости красивой упаковки Вы пытались поделиться с украинскими коллегами?

— Отчасти это так. Мой доклад был посвящен роли упаковки в продвижении продукции непосредственно в торговых сетях. Я рассказал о «трех китах», на которых должна основываться современная упаковка: защита продукции (то есть, материал), визуальное общение с потребителем (дизайн) и экономичность (производителю должно быть выгодно продавать в ней свой товар, а потребителю - покупать его). Эта многогранная концепция, объединяющая все три фактора, получила на Западе название «sustainable упаковки». К сожалению, я не нашел точного русского аналога этого термина. Сам же понимаю его как упаковку, в которой все три названные фактора работают в согласии друг с другом, помогая тем самым более эффективному продвижению товара на полках. Потому что нельзя разрабатывать дизайн, не зная, каким будет материал и наоборот. Мне как руководителю дизайн-студии при производственной площадке часто приходится встречаться с клиентами, которые приносят созданный кем-то дизайн, абсолютно не подходящий технически для воплощения – в нем может быть не учтена ни структура материала, ни стоимость материала и работы с ним. А иногда даже и характер самого продукта! К примеру, для недорогого товара выбирается упаковка из недешевого материала. В итоге они «находятся на разных волнах» и не работают друг с другом. Поэтому я пытался донести до украинских производителей и ритейлеров важность соблюдения «sustainable-подхода» при продвижении продукции. Сейчас в мире это глобальный тренд, и они должны будут учитывать его при выходе на зарубежные рынки.

ТЕКСТ: Валерий ЛОБОВКО

ВСЕ НОВОСТИ

ВСЕ СТАТЬИ

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*