13 березня 2017

СПРОС НА СЛАДКОЕ: ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ДЕСЕРТНОМУ БИЗНЕСУ?

СПРОС НА СЛАДКОЕ: ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ДЕСЕРТНОМУ БИЗНЕСУ?

6586

Кондитерская отрасль играет важную роль в социально-экономическом  контексте.  Как утверждают психологи, в сложные экономические времена кондитерская продукция служит своеобразным антидепрессантом.  Аналитики сообщают, что доля сладкой отрасли  в пищевой индустрии  составляет 15%. Тем не менее, за последнее  время спрос на сладенькое упал. Как же  его поднять? В чем ошибаются  производители? Какие перспективы ожидают кондитеров в 2017-ом году?

Сладкий  бизнес: до  чего мы  доелись?

Журналисту TRADE MASTER.UA удалось выяснить, сколько же сладкого поглощают украинцы за  год. Оказалось, что  благодаря аппетиту соотечественников, наше государство вошло в десятку  стран-сладкоежек. За 1 год каждый украинец   съедают около 15 кг кондитерских изделий.  Самым любимым лакомством оказались мучные изделия.  Так каждый из  нас  поглощает за год   примерно 6 кг  пирогов и булочек.  Медленнее с полок холодильников пропадают шоколадные конфеты.  Такого лакомства уходит по 2,5 кг на душу населения. Оставшиеся 6,5 кг составляют леденцы, вафли, пастила  и другие  сладости.  Примечательно, что  в десертное  меню наших  соотечественников  входят товары преимущественно украинского производства.

95% кондитерского рынка занимают отечественные компании.    Аппетитные сладости производят  800 предприятий, где трудятся 55 тыс. работников. Аналитики считают, что отечественная  кондитерская отрасль  является относительно успешной. Об  этом свидетельствует Госслужба Статистики.  В период с 2015-го по 2016-ый  год  сальдо сладкого бизнеса составило  2,726,2 млн. грн.  Правда, повезло отнюдь  не всем производителям. Прибыль получило только 79%  отраслевых компаний, 20%  предприятий  вышло в убыток.  За  первый  квартал 2016-го года  продажи сладенького снизились на 14,3% в сравнении с аналогичным периодом  2015-го года. В  первом квартале  прошлого года  количество проданного товара составило 70,9 тыс. т ., спрос на  продукцию в первом квартале 2015-го года  был ощутимо выше. Он составил  82,7 тыс. т.

Снижение спроса от части связана с низкой покупной способностью, которая заметно упала за  последние годы.  Финансовый кризис  повлиял на предпочтения потребителей. Это заметно по  прилавкам и кассам. Теперь шоколадные изделия  стали покупать гораздо реже. Наши сограждане  не желают приобретать низкокачественный шоколад. Этот продукт они заменяют не менее качественной, но более дешевой продукцией. Теперь основные продажи приходятся  на вафельные и  мармеладно-помадковые изделия. В большинстве случаев,  покупатели отдают предпочтение продукции лидирующих производителей. Бесспорным лидером рынка остается корпорация  «Roshen». Этот  производитель  забрал 29%  рынка.  В ряды ведущих кондитеров также вошли «АВК» (18% рынка)  и  «КОНТИ» (16%). Из числа украинских производств зарубежного происхождения  в топы продаж выбились Nestle, Mondelēz International. Усилиями этих и других кондитерских компаний, сладкий импорт практически вытеснен. Основными из немногочисленных импортеров являются Германия, Польша, Турция, Болгария и  Нидерланды .  Правда,  с экспортом мы  не слишком преуспели…

Холодные  цифры  холодных десертов

 Отдельную статистику  сформировала популярность холодных десертов. В этом мы заметно отстаем. За 1 год каждый украинец   съедает около  3 л мороженого. Для сравнения,   каждый житель США поглощает за год примерно 24,5 л  холодных десертов.

Интересно, почему же  на землях Дональда Трампа мороженое намного популярнее, чем в Украине!

Сфера холодных десертов представлена в Украине не так  обширно, как кондитерская отрасль.  В  общей сложности,  индустрия молочных продуктов  и мороженого составляет  13,3% от всей пищевой отрасли. Мощности украинских  морожеников полностью вытеснили заграничных конкурентов.  99% отраслевой продукции изготовлено  отечественными производителями.   На территории страны функционирует 100  компаний-производителей. Стоит отметить, что основным спросом пользуются всего 5-10 компаний.  В число лидеров рынка также  вошли «Ласка» и «Ласунка». Другими крупными игроками производственной части являются ритейлеры, в  частности такие компании, как: «Сильпо», «Фоззи» и «Good wine». Суммарно эти три производителя занимают  около 40% рынка. Таким образом,  можно констатировать высокую  конкуренцию на украинском рынке холодных десертов. Чистого импорта мороженых десертов в Украине очень мало. Одним из крупных зарубежных производителей, расположенных на территории Украины, является румынская компания Betty Ice.

Успехи, или смотря, с чем  сравнивать

Интеграция Украины  в ЕС приоткрыла  нам новые рынки. Правда, европеизация  нашей сторонки ощутимо испортила взаимоотношения с Россией,  отняв   большой  кусок сбыта.  Особых  санкций получила президентская  корпорация  «Roshen».  Кондитерские  поставки для  Северного соседа  снизились на 60%. Тем не менее, почти половина сладкого и холодного экспорта отправляется в Россию. Враждебно настроенный сосед остался нашим  основным покупателем.

Стоит отметить, что снижение спроса на внутреннем рынке  отчасти обусловлена девальвацией национальной  валюты.  Как кондитеры, так и производители холодных  десертов покупают сырье за границей. Таким образом, возросла себестоимость продукции, цена на которую  теперь накладна для отечественных покупателей.   Эта ситуация  сподвигает украинских производителей  расширять торговые отношения с ЕС, тем более, тому способствуют квоты.

Но, как оказалось,  наши товары не соответствуют  европейским требованиям качества..

 По  данным фискальной службы,  в 2016 году  украинский  экспорт снизился.  В денежном выражении его убытки насчитали 10,5%, что составило  до 350,23 млн   долларов. Потери в натуральном выражении насчитали 6%,  объем товаров, проданных за рубежом, составил  219,45 тыс. тонн.  Вместе с тем, экспорт сладостей, не содержащих какао  вырос на 2% и насчитал до 77,46 тыс. тонн. Поставки хлебо-булочных изделий упали  на 7,2% (до 83,47 тыс. тонн).а  шоколадной продукции – на 13,6% (до 58,52 тыс. тонн). 

Традиционно,  самыми крупными рынками сбыта остаются страны  бывшего СНГ.   Основными украинскими экспортерами продолжают быть «ROSHEN», «АВК», «Світ ласощів» ,«Свиточ» ,«Конти» ,«Полтавакондитер»,    «Бисквит-шоколад», «Монделис Украина» и «ЖЛ».

Другую тенденцию демонстрируют холодные десерты. Экспорт украинского мороженого и пищевого льда  постепенно растет.  В  ЕС  пока не слишком охотно питаются такими десертами, завезенными из  страны-революционерки. Основными экспортными направлениями стали Россия,  Израиль, Молдова, Ирак и Грузия.  Похоже,   наше мороженое особенно пришлось по вкусу молдаванам. С мая 2016-го года  они увеличили квоты  на    экспорт украинского мороженого. Теперь отечественные производители могут отправлять не более 750-ти т.   молочных продуктов и мороженого  в год. Стоит отметить, что за 5 месяцев 2016-го года  экспорт отечественны молочных продуктов, в том числе мороженого вырос  на 16%.

Относительно итогов  последних  лет, в некоторых  сегментах ситуация налаживается. Но в целом, украинский  экспорт нуждается  в  развитии. Внутренний  рынок также нельзя оставлять без внимания. В сравнении с европейскими странами, наши производители  ведут не слишком выгодный  бизнес. Что же мы делаем не так?

Исправить, чтобы  не загнуться

Проблема отечественных кондитеров и морожеников  заключается не только в  качестве продукции, но также в ассортименте.  Как   отмечают маркетологи, вкусы потребителей  часто  меняются под воздействием различных факторов.  Снижение спроса    во многом связано с пресыщением. Чтобы этого не случилось, необходимо постоянно расширять ассортимент и заменять мало востребованные продукты более современными рецептами и упаковками.

Стоит отметить, что основную  часть сладкого ассортимента составляют продукты, ассоциируемые с советским прошлым. Но все советское осталось в прошлом, поскольку  не соответствует темпераменту современности. Доброе старое должно сопровождаться  инновациями. Ярким примером служат Западные  страны,  на которые  ориентируется потребитель, благодаря информационному полю. Кроме того, западный  опыт необходим  для полноценного конкурирования  на тамашних рынках. Что же нам стоит перенять?

Примечательно, что ежегодно    сладкий  ассортимент США  пополняется на 2000-2599   видов товаров.

Кроме  того, важным трендом современности стала экологичность  продукта и даже его обертки. Нынешние производители стараются  не использовать  пищевые красители ненатуральных цветов.   Большую лояльность клиента получают те товары, на упаковках которых расписан состав. Примечательно, что  в США запрещено использовать трансжиры в пищевой промышленности. Из состава  исключаются все консерванты и другие  ингредиенты, способные вызвать аллергическую реакцию. Содержание сахара  минимизируется. Этот компонент стараются заменить более полезным и менее калорийным  натуральным сырьем.  Популяризация здорового образа жизни  привела к  повышению спроса на галетное печенье.  На этой почве пристрастие к холодным десертам медленно снижается. Но мороженое с большим количеством воздуха остаются популярными.

Стоит отметить, что   потребители покупают больше легких и полезных десертов, поскольку  такие  продукты не вызывают дискомфорт в организме, они медленнее приводят к чувству  насыщения. Таких  угощений можно купить  больше.

Тянуться к европейским стандартам  стоит,  но реальность советует ориентироваться  на внутреннего потребителя. Причина в том, что зарубежный рынок  десертной продукции перенасыщен. Украинским производителям понадобится весьма  много времени, чтобы набрать  тот же   багаж опыта и   побить западного конкурента  уникальностью продукта, а  не ценой.

Говоря  об отечественном потребителе  рынка, он требует адаптации к возникшей проблематике. Кроме экологического менеджмента, здесь требуется развитие  линий социальной продукции, ориентированной  на пенсионеров и малоимущих. Такие  товары должны  быть качественными,   и при этом иметь низкую цену. Вторым актуальным направлением служат сладкие снейки,  к ним относятся   сытные и питательные батончики. Такая продукция ориентирована на   подростков. Благодаря своей практичности и относительно  приемлемой цене, такие школьные  закусочки всегда остаются популярными. Украинский товарный ассортимент остро нуждается в  расширении.

Чтобы расширить ассортимент, снизить цену и при этом повысить качество следует реструктурировать принцип производственного процесса. На западе  каждый ингредиент производится отдельной  компанией.  С одной стороны это препятствует монополизации рынка. С другой – это способствует развитию ассортимента и снижению себестоимости.    Трюк в здоровой конкуренции между производителями сырьевых товаров.

Еще одним примечательным аспектом служит маркетинговая стратегия австрийской  компании Mirabell. Создав  брэнд Mozartkugeln,  они превратили свои шоколадные плитки и конфеты в элемент туризма  Компания Mirabell выступает частым партнером многих культурных мероприятий, связанных с именем Великого композитора, которое по сути активно рекламирует шоколадный товар, создавая для него  престижный  имидж.   Такой маркетинговый  ход сделал шоколад неотъемлемым элементом туризма.  В  Украине также много колоритных исторических фигур, которые  могут ассоциироваться с нашей страной, привлекать туристов и экспортеров. В числе таких  персонажей  не только кобзарь-революционер, но также  мужественная  княгиня Ольга, первооткрыватель Кий ,  популяризатор украинского фольклора  Н. Гоголь и многие  другие.

Стоит отметить,  что десерты  не являются продуктами первой важности.   Они  служат  своеродным развлечением. Поэтому, подача, дизайн упаковки и сам вид продукта должны  забавлять покупателя.

Говоря  о прогнозах на 2017-ый год,   не стоит сильно обольщаться.  Верховный  кондитер, ставший гарантом конституции,   принес в страну консервацию. Теперь вся Украина оказалась в состоянии законсервированного кризиса. Поэтому, тенденции прошлого года  станут вялотекущими реалиями 2017-го года. Экспортные продажи будут медленно ползти вверх,  благодаря  расширению  квот.  По прогнозам экспертов,   через  5-7 лет   экспортные продажи украинских кондитеров вырастут в 8 раз. Далее ежегодный прирост будет колебаться от 5% до 7%, что  является типичным для западного рынка.

Портал про роздрібну та гуртову торгівлю TradeMaster.UA

Приєднуйтесь до професіоналів торгівлі на нашій сторінці в FB!

Автор: Юлия Мостовая

Раздел: Ринки Food >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*