13 травня 2017

Безалкогольные напитки: куда двигаться дальше?

Безалкогольные напитки: куда двигаться дальше?

8264

За последние годы тенденции на рынке безалкогольных напитков существенно изменились. На это во многом повлияла проинформированность потребителей. Все больше клиентов совершают «умные покупки». Около 81% потребителей изучает информацию о продукте через интернет. Юзеры интересуются не только отзывами и рекламными сообщениями, но также составом и способом приготовления продукта, а также его влиянием на здоровье. Как же это отразилось на покупках украинцев? До чего же допились наши сограждане? Чем теперь стоит их напоить? Больше об это разведал журналист TradeMaster.UA.

Напитки и бутылки: что теперь покупают украинцы?

В Украине существует около 200 брэндов безалкогольных напитков.  Основными игроками являются: «Coca-Cola Beverages Ukraine Ltd.», «Оболонь», «Аквапласт», «Сандора», «Малби», «Ерлан», «Славутич», «Carlsberg Group», «Росинка», Чугуевский завод минеральных вод, Моршинский завод минеральных вод, «Оскар», «Красиловское», Миргородский завод минеральных вод, «Орлан» и производственная фирма «Панда». Стоит отметить, что украинский рынок безалкогольных напитков является монополизированным.

В этом сегменте объем экспорта превышает объемы импорта. На экспорт уходит более 10% произведенной продукции. Свыше 80% продукции реализуется в Молдове, Беларуси, России, Грузии, Казахстане, Киргизстане. Основными поставщиками безалкогольных напитков в Украину являются Грузия, Беларусь и Россия.

Потребительская культура украинцев меняется синхронно с мировыми тенденциями. Правда, новые предпочтения формирует не только мода, но также снижение доходов. Спастись от значительных проблем удалось сокам и молочным напиткам. В числе самых популярных соков остается апельсиновый. Польза и вкусовые качества этого сока уже давно сделали его классическим. Более сложная ситуация угрожала сфере напитков из молока. Вопреки тенденции спада, повысился спрос на ряженку и кефир с жирностью 0% - 5%. В прочем, популярность пробиотиков уже давно никого не удивляет. Многим молочным компаниям удалось привлечь внимание потребителей за счет расширения ассортимента. Общей тенденцией молочников стало сохранение цен со снижением порций. К примеру, уменьшенные пакеты, вмещаемые 900 г молока, продавались по цене 1-го л. Известный прием, который продолжает работать. За последнее время существенно снизился спрос на сладкие газированные напитки. В число самых продаваемых вошли холодный чай, квас, энергетические напитки и столовая вода. Популярность холодного чая обусловлена пользой и практичностью этого напитка. Кроме того, цены на него не существенно повысились. Дополнительным преимуществом служит удобная бутылка на 1 л. и 1,5 л. Холодный чай в таких упаковках стал массово появляться на магазинных полках. Стоит отметить, что спрос на россыпной и пакетированный чай для заваривания упал почти на 20%. Популярность кваса объясняется этническими традициями и приемлемой ценой. Вместе с тем, этот сладковатый напиток неплохо утоляет жажду. 

 

Повышению спроса на столовую воду производители обязаны устарелой инфраструктуре. Некачественная вода, текущая по водосточным трубам, сподвигла людей покупать в магазинах воду для питья и приготовления пищи.  За последнее время стремительными темпами нарастили спрос такие брэнды, как: «Моршинская», «Миргородская» и «Боржоми». Свои позиции теряют «Бонаква», «Оболонь» и «Биола». Значительно отличается спрос на продукцию в разных типах упаковок. Все больше снижается спрос на воду в 2- литровых бутылках.  Продажи в бутылках на 0,75 л. постепенно растет.  52% продаж приходится на воду в полуторалитровых бутылках. Наиболее низким спросом пользуются литровые упаковки. Их доля составляет около 6 %.

Отдельного внимания достоин сегмент энергетических напитков. Примечательно, что даже в самые сложные для экономики времена, это направление не испытывает значительного проседания. По этой причине, данная сфера считается перспективной. Правда, процесс интеграции Украины в ЕС может повлиять на ее прибыльность.

Тенденции энергетических напитков

Энергетические напитки – относительно молодая ниша для украинского рынка. Этот вид продукции впервые появился на полках отечественных супермаркетов в 2002-ом году и очень быстро набрал популярность. Даже в кризисные времена энергетики сохраняют хорошие продажи, поэтому данный сегмент считается перспективным для дальнейшего развития. Сохранение хорошего уровня продаж во многом связано с тем, что теперь этот сектор рынка заполнен товарами отечественных производителей. Вместе с тем, отобразить всю полноту экономической картины затруднительно, поскольку свыше 10% рынка энергетических напитков находится в тени.

Стоит отметить, что для немалого количества украинцев энергетические напитки стали продуктом повседневного потребления. Примерно 6% покупателей данной продукции лакомятся ею ежедневно, 19% - несколько раз в неделю и 20% клиентуры наслаждаются энергонапитками 1 раз в неделю. Преимущественную массу потребителей составляют подростки. Основным покупателем служит городская молодежь. Потенциальными клиентами считаются водители, спортсмены и трудоголики.

Примечательно, что 73,1% этого рынка покрывают только 3 компании: «Новые продукты», «Rainford» и «Кока Кола».

Стоит отметить, что перспективность этого сегмента весьма относительна. Причина в мировой политике, чьим тенденциям свойственно отражаться на процессах в Украине. Продажи энергонапитков уже запрещены в Уругвае, Турции и в некоторых штатах США. В контексте правового поля более актуальными для Украины служат европейские тенденции. Из стран Старого Света запрет на энергонапитки ввели Дания, Исландия и Норвегия. В большинстве такую продукцию могут купить только совершеннолетние. Во Франции и Швеции энергонапитки не продают особам, младше 15-ти лет. Некоторые виды энергетиков можно приобрести только в аптеках.  В Венгрии энергетические напитки признаны вредными для здоровья, поэтому данная продукция обременяется дополнительным налогом на оздоровление населения.  В Украине же пока 70% такой продукции сбывается в супермаркетах, 20% - через автозаправки, 10% - в ночных клубах.

Но, несмотря на все в Украине употребляют энергонапитки значительно меньше, чем в Европе. В среднем, каждый украинец выпивает в год 0,7 л. энергетика, европеец – 6 л.  Примечательно, что 86% покупателей предпочитает энергетики в металлических банках, объемом в 0,33 л. Упаковки, объемом в 0,2 л. и 0,7 л., тянутся к тенденции применения пэт тары.

Куда расти?

Украинский рынок безалкогольных напитков можно назвать насыщенным. Вместе с тем, как и остальные секторы экономики, он испытывает кризисный период. Но, несмотря на снижение покупной способности, реально повысить спрос даже в период экономических невзгод. Практика производителей молочных напитков подтвердила, что расширение ассортимента способствует повышению прибыли. Стоит отметить, что рынок безалкогольных напитков уже давно находится в застое. В сравнении с западными производители, отечественные брэнды очень скупо расширяют свой товарный ассортимент. Кроме совершенствования существующей продукции требуется создание радикально новых видов товаров. Вдохновителем может послужить западный опыт. Какая же питьевая мода там распространилась?

Тренд на здоровый образ жизни вынуждает производителей избавляться от химических добавок, а также искать альтернативу некоторым ингредиентам на более полезные добавки. Так, производители некоторых сладких газированных напитков заменили сахар на мед.  В результате продукт становится вкуснее и привлекательнее. Кроме меда западные производители добавляют в рецептуры как можно больше полезных витаминов и органических компонентов. Своеобразный бум в Великобритании уже успел произвести новый вид лимонада Coca cola. Напиток получил название Karma cola, он быстро распространился по точкам розничной торговли и ресторанам.

По мнению западных маркетологов, сейчас целесообразнее всего развивать такие сегменты, как органические соки, пробиотики, полезные газированные напитки, витаминизированная вода и смузи. Стоит отметить, что линия смузи больше ориентирована на детскую аудиторию. Западные производители предлагают, как фруктовые и ягодные, так и овощные смузи.

Все чаще на магазинных полках появляются молочные напитки для людей с непереносимостью лактозы. Поскольку многие страдают от непереносимости лактозы, с помощью такой продукции, молочники ощутимо расширили свою целевую аудиторию.

Все чаще в соки и столовую воду добавляют витамины и органические компоненты. Заметно растет спрос на витаминизированную воду с кокосовым молоком.  Это направление сформировало новый вид напитка. Им стала реабилитационная вода. Напиток содержит большое количество белка и витаминов группы D. Такая продукция предназначается людям, перенесшим различные типы заболеваний, он особенно актуален при послеоперационной реабилитации.

Все стремительнее развивается сегмент зеленых напитков. В состав такой продукции добавляют не только алоэ веру, мяту и мелису, но также огурец, фруктовые листья, имбирь и шпинат.

Оригинальным решением стали безалкогольные версии таких коктейлей, как Маргарита, Пина Колада и клубничный     Дайкири. Учитывая популярность этих напитков, нет сомнений, что их безалкогольные версии получат хорошие продажи в Украине.

Некоторые из подобных напитков уже попали на украинский рынок, но пока не получили большого спроса. Причина в непроинформированности населения. Создав новый продукт, позаботьтесь о его рекламе, которая сформирует новую культуру потребления.

Портал про роздрібну та гуртову торгівлю TradeMaster.UA

Приєднуйтесь до професіоналів торгівлі на нашій сторінці в FB!

Автор: Юлия Мостовая 

Раздел: Ринки Food >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*