25 апреля 2016

Большой и жаркий рынок: украинские экспортные возможности в Африке

Большой и жаркий рынок: украинские экспортные возможности в Африке

424

Африка - один из наиболее перспективных рынков по показателям развития. Часть стран континента до последнего времени стремительно развивались (в основном благодаря сырьевому экспорту), а значительное увеличение количества населения создает предпосылки для увеличения объемов импорта продовольствия.

Объемы украинского экспорта товаров и услуг в Африку все последние годы активно росли. По данным Госстата, за 2000-2014 гг объем экспорта товаров в африканские страны вырос в 7 раз, а услуг - в 4,6 раза. Очевидно, что при таких темпах у африканского рынка для украинской продукции еще есть огромный нереализованный потенциал.

Объемы украинского экспорта товаров и услуг в африканские страны (2000-2014) 

 

Товары, (млн долл.)

 

Услуги, (млн долл.)

 

2000

731,5

28,4

2001

877,0

35,2

2002

1055,2

36,2

2003

1250,3

51,9

2004

1758,0

51,4

2005

2393,9

72,2

2006

2373,7

94,3

2007

2792,0

125,9

2008

3902,4

203,1

2009

2627,8

164,4

2010

3018,7

136,4*

2011

3344,2

154,9*

2012

5638,2

165,5*

2013

5094,7

153*

2014

5098,2*

131,3*

*- без учета АР Крым и г. Севастополя.

Источник: Госстат

Нужно отметить, что Африка разнородна. «Примерно 80% потребления приходится на 10 стран: Египет, Алжир, Тунис, ЮАР, Нигерию, Кению и ряд других государств. В этих странах развит средний класс, растет потребление различных товаров и услуг, особенно это касается молодой аудитории (в возрасте 20-40 лет, которые проживают в городах). Требования по выходу на тамошние рынки ниже, чем в Европе, и уровень конкуренции там не столь высок», - говорит директор Международной маркетинговой группы Дмитрий Роденко.

По словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, проблема африканского рынка заключается в том, что во многих этих странах, как правило, не хватает валюты, и они зачастую предлагают бартер. Но для Украины африканские товары малоинтересны. Поэтому Египет платит валютой, Украина с ним и торгует, а, например, Гамбия не может, поэтому Украине не интересно. Кроме того на африканском рынке активно проводят экспансию Россия и Китай.

После торговой войны с Россией многие украинские компании задумались об экспортной переориентации своих товаров и услуг. Про диверсификацию рынков сбыта украинской агропродукции говорит такой факт. В прошлом году 45% украинского экспорта продовольствия ушло в страны Азии, 28,2% - в Европу, 13,6% - в Африку и 10% - в страны СНГ, т.е. доля «жаркого континента» уже превысила удельный вес агроэкспорта «друзьям» по СНГ.

Напомним, что всего же экспорт агропродукции из Украины в 2015 году составил $14,6 млрд. Доля аграрного экспорта в общем объеме поставок украинской продукции за рубеж по итогам 2015 года составила 38%. Основу товарной структуры украинского аграрного экспорта составили зерновые культуры - 16% от общего экспорта, жиры и масла - 9% и масличные культуры - 4%.

Самыми крупными торговыми партнерами для украинских экспортеров аграрной продукции являются страны Северной Африки и Египет. «Хотя Африка большая, но Украина в основном торгует с Египтом. Это уже старые торговые связи и во много очень выгодные для нас. Фактически Египет во многом спасает экспорт Украины после закрытия российского рынка. Доля Египта составляет почти 6% от общей суммы украинского экспорта за 2015 год», - отмечает Александр Охрименко.

Как отмечает Дмитрий Роденко, одна Нигерия по объему потенциальных потребителей и уровню платежеспособности сравнима с Россией. Со своей стороны Нигерия заинтересована в поставках украинского зерна. Кроме того, наша страна продает туда черные металлы, удобрения, молоко и молокопродукты.

«Что касается других торговых партнеров из Африки, то их роль меньше. Украине немного торгует с Тунисом, Марокко, Алжиром, Ливией. Но это мелкий торговый оборот. Со значительной частью стран Африки Украины практически не торгует», - добавляет Александр Охрименко.

По словам Дмитрия Роденко, в Африке востребована сырьевая продукция украинского АПК – в основном, различные виды зерновых. По данным Минагрополитики, основными статьями экспорта в африканские страны являются зерновые - пшеница, кукуруза, ячмень, а также подсолнечное и соевое масло, отходы пищепрома, сгущенное молоко, семена масличных культур. Однако в прошлом году Украина существенно нарастила экспорт продукции с добавленной стоимостью: мяса, сыров и йогуртов, животного масла, продуктов переработки овощей, кондитерских изделий, воды, вина и табака. На рынки Нигерии, Нигера, Гвинеи, Мали наша страна поставляет сухое молоко. Кроме того, на африканском континенте востребованы украинские бакалея и консервы в широком ассортименте, что могут продавать даже компании малого и среднего бизнеса.

По данным Международного центра Интернет-торговли Allbiz, Украина в 2015 году экспортировала в африканские страны продукты питания, сельхозпродукцию и разнообразный транспорт. Основными импортерами украинских товаров в 2015 году были Египет (подсолнечное масло), Нигерия (рельсы) и Алжир (люцерны).

«В части перспектив поставок, то это касается, прежде всего, продуктов питания с более высокой степенью обработки (чем просто сырье) – снэки, сухие завтраки и т.д. Украинская продукция может выигрывать на африканском рынке, прежде всего, за счет цены», - добавляет Дмитрий Роденко.

Несмотря на задел бывшего СССР, продукция машиностроения не всегда конкурентоспособна по сравнению с китайской продукций. «Украина поставляет незначительную часть продукции машиностроения, чаще всего запчасти для еще советской техники», - поясняет Александр Охрименко.

Следует отметить, что украинская власть понимает перспективность Африки как огромного рынка сбыта и в части экспорта агропродукции и продовольствия всячески способствует выходу на африканский рынок украинским компаниям. Украина даже рассматривает возможность введения зоны свободной торговли со странами Западной Африки (сообщество ECOWAS, куда входят Сенегал, Гамбия, Кабо-Верде, Гвинея-Бисау, Сьерра-Леоне, Либерия, Гвинея, Буркина-Фасо, Того, Бенин, Нигерия, Камерун, Гана, Мали и Нигер)

Не менее интересны украинским компаниям и другие региональные объединения: Southern African Development Community (страны юга Африки, в частности ЮАР), East African Community (страны Восточной Африки, в частности Кения), а также государства Африканского Рога, где ключевым потребителем является Эфиопия.

 

ТЕКСТ: Юрий Григоренко

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги