28 грудня 2017

ВНЕДРЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА как один из способов повышения логистического потенциала Украины.

ВНЕДРЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА как один из способов повышения логистического потенциала Украины.

5080

ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА УКРАИНЫ: «ДНО» ПРОЙДЕНО.

Глобальные процессы, происходящие в мировой экономике, способствуют активизации хозяйственных связей между государствами, усиливают роль транспорта. Это позволяет воспринимать транспортную систему как важный фактор экономического роста, а также инструмент создания конкурентных преимуществ для экономики Украины, особенно с учетом Ассоциации между нашей страной и ЕС, и активизацией товарообмена с Евросоюзом.

Теоретически наша страна имеет ряд неоспоримых преимуществ, одно из которых – разветвленная система путей сообщения. Так, в 2016 г. (без учета временно оккупированной территории АРК, г. Севастополя и части зоны проведения АТО) протяженность автодорог в Украине составила более 163 тыс. км (из них почти 98% - с твердым покрытием). Пригодная для эксплуатации длина железнодорожных путей достигает 20948,1 км, из них 48% электрифицированы.

Также важно, что значение железнодорожного транспорта в системе транспортных коммуникаций Украины усиливается тем, что через территорию страны проходят основные транспортные трансъевропейские коридоры: Восток—Запад, Балтика —Черное море.

К сожалению, пока что наше государство не может воспользоваться всеми указанными преимуществами: для нынешнего состояния транспортной системы характерен крайне низкий уровень финансового состояния и почти полностью изношенный подвижной состав. В своей основной массе он построен в соответствии с техническими требованиями второй половины двадцатого века, и отработал нормативный срок службы. В то же время главным недостатком автодорожной сети нашей страны является крайне неудовлетворительное качество дорожного покрытия, одно из самых худших в мире.

Есть ряд проблем и у водного, и у воздушного транспорта. Все это приводит к тому, что данные об объемах перевозок грузов всеми видами транспорта показывают четко выраженный тренд спада начиная с 2011 года. Уменьшение грузопотоков свидетельствует об уменьшении объемов логистической деятельности и ее стагнации. В то же время ряд экспертов не склонны излишне драматизировать ситуацию.

По их мнению, 2016 год был временем «прохождения дна», и сейчас начался небольшой, но все же рост.  Также ряд экспертов уверены, что в течение последних лет произошел революционный сдвиг в восприятии логистики, которая начинает восприниматься многими компаниями как действенный инструммент повышения эффективности бизнеса. 

Этому способствовало вовлечение украинских предприятий в глобальные цепи поставок, интеграция в мировые экономические процессы, выход отечественных производителей на мировые рынки. Многие компании начали более внимательно присматриваться к логистике в целом и к организации логистических процессов на предприятии (закупки, производство, распределение). Вследствие этого выросли требования к качеству предоставляемых логистических услуг, к гарантии доставки товаров и сохранности грузов, к прозрачности бизнес-процессов. В структуре рынка грузовых перевозок по-прежнему огромную долю занимают перевозки по железной дороге, чуть меньшую – по воде и автомобильным транспортом.

Кроме того, значительный вес приобрел за последние годы сегмент почтовой логистики, развитие которого определяется увеличивающимся весом электронной коммерции, доставки и курьерских служб. Также все большими темпами продолжаются процессы диджитализации логистического производства. Совершенствование информационных технологий приводит к появлению все более глубокой интеграции между бизнес-партнерами, поставщиками и их клиентами.

Поэтому можно смело говорить о смене глобального тренда логистики в Украине по направлению к устойчивому и качественному развитию. Все это позволит в перспективе проявить логистический потенциал нашей страны, превратить логистику в отрасль национальной экономики, которая может стать бюджетообразующей и экспортноориентированной. Для этого нужно всего лишь три вещи:

1.  Помощь со стороны государства (его функция – формирование  четких и прозрачных правил игры, принятие законов, упрощающих все процедуры на рынке. И, конечно, создание четкой государственной стратегии развития логистики).

2.  Приток западных и украинских инвестиций в отрасль.

3. Готовность и желание украинского бизнеса изучать и внедрять лучший западный и отечественный опыт.


Именно соединение этих трех компонентов позволило Китаю достичь значительных успехов в развитии логистической сферы. К примеру, с 2005 по 2010 гг. государством были установлены четкие и прозрачные правила на логистическом рынке, что привлекло в распределительную логистику более 100 млрд долларов. Кроме того, сами логисты активно изучали существующий зарубежный опыт, что в соединении с первыми двумя факторами позволило создать логистические зоны свободной торговли и крупные логистические кластеры, где обслуживались экспортно-импортные грузопотоки и хранились грузы без уплаты таможенных пошлин и налогов.

Так как рынок был открыт для иностранных инвесторов, то с ними помимо денег пришли новые технологии и стратегии, благодаря которым был достигнут прирост продаж логистических услуг на 30% в течение нескольких лет, и появились глобальные логистические провайдеры типа 4PL и 5PL. По такому же пути наверняка стоит продвигаться и украинским логистам. И если с инвестициями и государственным регулированием может быть некоторая заминка, то изучать передовой опыт можно начинать уже сейчас. Далее мы представляем два фрагмента такого опыта.
Как выбрать логистическую компанию для аутсорсинга? С кем работать – с 3PL, 4PL или 5PL оператором? Ответить на этот вопрос мы попросили Андрея Бугая Head of Logistics Group Samsung Electronics Ukraine Ltd. Развитие логистического аутсорсинга в формате PL, считает эксперт, сегодня не останавливается на цифре 3.

4PL-компании выступают в роли интегратора всей цепи поставок и решают задачи, связанные с управлением всеми логистическими процессами компании-клиента. Основные сложности работы с 4PL-форматом: - требуется полная информационная и финансовая прозрачность между компаниями. Компании на украинском рынке, как правило, не готовы на такой шаг; - нужно передавать управление логистическими процессами другой компании, что может привести к негативным последствиям, так как не существует логистических провайдеров, которые являются лидерами рынка одновременно во всех видах логистических услуг; - отсутствие конкуренции с другими игроками рынка и зависимость процессов от выбранного 4PL может привести к потере эффективности цепи поставок.

Если производить выбор исходя из стоимости услуг PL операторов, то можно ориентироваться на следующие показатели: средняя стоимость складских услуг по обработке грузов PL операторов в Украине за период 2016-2017 гг в гривневом эквиваленте увеличилась на 10-20% в связи с уменьшением количества квалифицированного логистического персонала и увеличением уровня зарплат, а стоимость хранения фиксируется в гривне и осталась без изменений. Помимо цены на выбор оператора влияют и ряд других критериев: 50-60%% - стоимость логистических услуг; 20% - аудит логистических процессов оператора; 15-20% - возможность выполнять необходимый уровень КПР, отзывы клиентов, презентация компании.
При этом самой сложной задачей, по мнению г-на Бугая, является выбор оператора складских услуг с высоким качеством работы на складе и оптимальным по стоимости. Если же принимать в расчет «национальную прописку» оператора, то следует помнить о том, что преимуществами работы украинских операторов является доскональное знание рынка, гибкий процесс согласования и принятия решений. Преимуществами работы с международными компаниями, как правило, можно считать высокое качество логистических услуг, надежность, высокую ответственность, стабильность операций, налаженные бизнес-процессы.

«На сегодняшний день разделение преимуществ работы в зависимости от критерия «Украинская/Международная компания» очень относительное, - считает Андрей. – На рынке есть надежные украинские компании с высоким качеством логистических услуг, и в тоже время международные компании с низким качеством услуг. Я считаю, что качество работы логистических операторов во многом зависит от управления и персонала компании». Об этом должны помнить фирмы, стремящиеся повысить свою эффективность и компетенцию в логистической сфере.

 

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОМПАНИИ С АЭРОПОРТАМИ.
Второй опыт, который наверняка будет интересен украинским логистам – это взаимодействие торговой или логистической компании с аэропортами при доставке грузов по Украине или из-за рубежа. Немалые познания в этой сфере имеются у Александр Игнатюк, Начальник отдела международных логистических решений Департамента международных операций ПАО «Укрпошта».

Отвечая на вопрос о том, какие сложности могут возникнуть при взаимодействии с аэропортами Украины, эксперт делает акцент на проблематике централизации грузовых авиаперевозок в Украине. Как известно, основным грузовым хабом страны является аэропорт Борисполь, что влечёт за собой огромный поток транзитных/экспортных/импортных грузов, поэтому время обработки данного потока не всегда соответствует ожиданиям клиентов.

Сложность взаимодействия с региональными аэропортами (Харьков, Львов, Одесса) состоит в основном в слабо развитой инфраструктуре грузовых терминалов - отсутствии специализированных складов для обработки различных категорий грузов (скоропортящихся, ценных, негабаритных). Еще одна немаловажная проблема - это сохранность грузов при обработке в транзитных аэропортах. В то же время ответственность за сохранность груза лежит и на отправителе, то есть при отправке груза необходимо соответствие упаковки содержимому.

Для примера, при отправке высокостоимостных грузов (фешн, телефоны, фото/видео оборудование, предметы искусства) необходимо использовать деревянную тару, либо обрешетку, а для скоропортящихся отправок специальную упаковку для поддержания необходимой температурной среды на протяжении всего транзитного времени. Незначительная экономия на специальной упаковке влечет за собой существенные потери в виде порчи товаров или кражи.

Практически все указанные выше проблемы отсутствуют при взаимодействии с аэропортами Европы. «Сотрудничество с аэропортами Европы более регламентировано и структурированно. Грузоотправители, коммерческие компании имеют возможность сотрудничать с несколькими хэндлинговыми агентами в рамках одного аэропорта, что создает здоровую конкуренцию и напрямую отображается на качестве предоставляемых услуг. Хэндлинговые агенты - это коммерческие организации, которые заинтересованы в зарабатывании денег и открыты к диалогу. 

Для примера, в Европе широко распространено понятие - RFS (road feeder service) перевозка авиационных грузов на автомобиле аэропорт-аэропорт, как международная, так и внутри страны, аэропорт принимает груз, прибывший на траке как авиационный.

В Украине попытки реализовать данный сервис до сих пор остаются в проекте», - говорит г-н Игнатюк. Из разрешительных документов, которые наверняка понадобятся в европейских аэропортах, нужна, прежде всего, мастер-накладная и инвойс. Кроме того, следует упомянуть наличие разрешений на ввоз и транзит через территорию Европы для специальных грузов (двойного/военного назначения, первого класса опасности и тд).

Они обычно оформляются заблаговременно в специализированных ведомствах и следуют с грузом. «Для специальных грузов оптимально рассмотреть маршрут доставки через страны, у которых более лояльное законодательство», - советует г-н Игнатюк. Также документы могут быть затребованы в зависимости от режима перевозки (экспорт/импорт, транзит/временный ввоз/временный вывоз). В завершение своего рассказа спикер приводит практический кейс решения сложной ситуации в экспресс-перевозках.

«Если говорить о международных экспресс-перевозчиках с мировыми именами, то необходимо понимать, что они располагают единой логистической цепочкой (авиа, авто) с собственным парком самолётов, автомобилей, хабов и единым IT-решением для всех стран. Это даёт возможность гарантировать определённые сроки доставки (freight бизнес такой гарантии не даёт, так как в большей мере грузы перевозятся на пассажирских самолётах, где приоритет пассажир, а потом уже грузы)», - поясняет Начальник отдела международных логистических решений Департамента международных операций ПАО «Укрпошта». Для большей убедительности он цитирует актуальное законодательство:

«Експрес-перевізник - це транспортна або транспортно-експедиційна компанія, створена відповідно до чинного законодавства України, що здійснює прискорене перевезення міжнародних вантажів та має всесвітню мережу з системою центральних та регіональних сортувальних станцій, комп’ютерну мережу відстеження проходження таких вантажів протягом усього часу доставки від відправника до одержувача Джерело: ст. 1 МКУ»

На рынке Украины присутствует как игроки с мировым именем, так и локальные компании которые становятся частью экспресс сети - агентом (Элин ЛТД агент FedEx), либо пытаются организовать собственную сеть, но это требует значительных денежных вложений. «Что касается практического кейса, - предлагает Александр Игнатюк, - то ввиду того, что я больше занимался разработкой индивидуальных логистических решений для клиента, то и приведу пример из этой сферы.

К примеру, клиенту необходимо организовать забор и доставку груза из Китая в Украину с гарантированным транзитным временем по стандартной тарифной сетке из труднодоступного региона день в день. Для организации данного сервиса используется фрахтование отдельного автомобиля, который идёт в обход курьерской сети на этапе забора груза, напрямую в центральную сортировочную станцию в Китае, где происходит внедрение в сеть экспресс-перевозчика. Таким взаимодействием, где есть возможность миксовать фрахт и сеть, могут похвастаться не все экспресс-перевозчики. Отсутствие данной комбинации ставит клиента перед выбором использовать услугу с увеличенным транзитным временем, так как груз будет забран только в день Б (стандартные сетевые процедуры) либо использовать фрахтовое решение без гарантированных сроков доставки по другому тарифу. То есть клиенту предлагается комплекс логистических решений, и у перевозчика есть возможность миксовать сетевые решения со стандартным фрахтом.

Опираясь на мой предыдущий опыт работы в департаменте специальных сервисов компании экспресс-перевозчика, такие решения довольно востребованы на рынке перевозок». Все это, по мнению Александра, позволяет в максимальной мере добиваться лояльности клиента и его готовности работать с логистической компанией. И именно по такому пути, вероятно, будут развиваться и другие компании, ведь логистический потенциал Украины действительно неисчерпаем!

Статья из издания «Distribution&LogisticMaster – 2017»

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA

ВСЕ НОВОСТИ

ВСЕ СТАТЬИ

 

Раздел: Ринки NonFood >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*