06 червня 2014

Организация перевозок сборных грузов как сегмент рынка логистических услуг. Опыт "ДЕЛИВЕРИ"

Организация перевозок сборных грузов как сегмент рынка логистических услуг. Опыт "ДЕЛИВЕРИ"

3589

О внедрении института предварительного информирования таможенных органов о ввозимых товарах, позволяющего осуществлять организацию перевозок сборных грузов, проводить таможенные операции, связанные с предварительным декларированием и выпуском товаров, а также обеспечивать таможенный контроль и оформление на таможенно-логистических терминалах, рассказала Наталия ГЛОБЕНКО, Эксперт отдела внешнеэкономической деятельности, «ДЕЛИВЕРИ».

 

На рынке транспортно-логистических услуг одним из сегментов является перевозка сборных грузов, подразумевающая Это перевозка в одном транспортном средстве (в т.ч. в контейнере) нескольких грузов, принадлежащих разным грузоотправителям и направляемых в адрес разных грузополучателей. Такие грузы находятся в пути больше, чем при прямой отправке, поскольку для формирования такой отправки могут быть задействованы несколько мест загрузки и таможенного оформления в таможенный режим «экспорт», а в стране импорта – также несколько мест таможенного оформления. Скорость доставки больше, но при этом и ее стоимость ниже. Это-основное преимущество данного вида грузоперевозок. Транспортные затраты клиентов снижаются до экономически оправданного объема перевозки консолидированной отправки.

 

Таможенное оформление груза юридического лица в режим экспорта и предоставление груза для таможенного контроля происходит одновременно. Для сборных грузов место таможенного оформления каждого груза в режим экспорта определяет продавец, который может не быть фактическим грузоотправителем. При этом декларация оформляется по месту нахождения груза. Срок доставки груза в таможню назначения при экспорте, т.е. в пункт пропуска, через который автотранспортное средство должно выехать, составляет 10 суток с даты оформления первого груза.

 

При импорте товаров в Украину необходимо предварительное декларирование, т.е. информирование таможни о планируемом ввозе товара. Для этого предусмотрены два варианта: подача в пункт пропуска предварительной декларации с литерным кодом «ЕЕ» или «ЕА».

Первый вариант «ЕЕ» дает право после прохождения необходимых видов контроля в пункте пропуска доставить товар в таможню назначения и дополнительной декларацией типа «ДЕ» выпустить товар в свободное использование на территории Украины.

Декларация с литерным кодом «ЕА» предполагает прохождение всех видов контроля в пункте пропуска и одновременное прохождение документального контроля во внутренней таможне оформления с уплатой таможенных платежей и предоставлением всех необходимых документов, в т.ч. оригиналов.

Для сборных грузов законодательством Украины предусмотрен только первый вариант.

 

Рассмотрим механизм прохождения границы при ввозе товаров в Украину в обеих вариантах.

2. Предварительное информирование таможенных органов о ввозимых товарах возможно благодаря использованию полнофункциональной модели системы управления рисками и ценовой базы данных о ввозимых товарах на момент осуществления контроля, декларирования товаров и предоставления документов в электронной форме.  Возможность предварительного декларирования товаров в Украине определена ст. 259 Таможенного кодекса.

Предварительное декларирование направлено на ускорение перемещения товаров и транспортных средств через пункты пропуска и подразумевает заблаговременное предоставление информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими пунктов пропуска, а также применение предварительной информации в качестве электронной копии транзитной декларации. Процесс электронного декларирования заключается в проведении удаленной процедуры таможенного оформления товаров, при которой декларант и инспектор таможни находятся на любом расстоянии друг от друга. Литерный код такой декларации – «ЕЕ». Декларация оформляется и подается на внутренний пост, после прохождения проверки ее номер сообщается водителю, который проходит все необходимые виды контроля в пункте пропуска и направляется в место доставки груза.

При ввозе сборных грузов предварительная декларация должна быть оформлена на каждую партию товара. Поэтому время прохождения машины в пункте пропуска зависит от их наличия в базе данных пункта пропуска.

Таможенное оформление товара и выпуск его в свободное обращение будет оформлен на внутреннем таможенном посту дополнительной декларацией с литерным кодом «ДЕ». На языке брокеров и декларантов это звучит так: оформление ПД и обычного импорта.

 

3. Согласно части 4 статьи 259 ТКУ по решению таможенного органа, которым оформлена предварительная таможенная декларация, выпуск товаров и транспортных средств коммерческого назначения в соответствии с заявленным таможенным режимом может быть осуществлен после перемещения этих товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины без предъявления их этому таможенному органу. Литерный код такой декларации – «ЕА». Это технология таможенного декларирования, при которой декларация на товар подается в электронном виде на внутренний  таможенный пост, а фактический таможенный контроль осуществляется в пограничном пункте пропуска. Декларация может быть подана в любой таможенный пост, на котором разрешен пропуск данного вида товара. При такой технологии происходит разделение таможенного декларирования на два вида контроля: документальный  и фактический, который осуществляют разные таможенные органы. Во внутренней таможне происходит обработка документов и заявленных сведений, предоставленных в электронном виде. В случае отсутствия на момент предоставления таможенной декларации оригиналов документов разрешается представление их копий. 

В это же время сотрудник приграничного таможенного поста должен непосредственно выполнить контроль транспортных средств, товаросопроводительных документов и самих товаров.

 

Приграничный таможенный орган, на котором размещается транспортное средство, обрабатывает запросы внутренних таможенных органов. Если возникает необходимость досмотра, то представитель внутреннего таможенного поста шлет заявку на проведение досмотра, с указанием того, какой именно вид досмотра необходим. Инспектор проводит досмотр, подтверждает его результат документально. Процедура таможенного оформления становится прозрачной, понятно: что, когда и где происходит с грузом и транспортом. Результат каждого вида контроля заверяется электронно-цифровой подписью инспектора таможни и вносится в ЕАИС.

 

Cогласно законодательству Украины обязательно соблюдение требований нетарифного регулирования. В частности, ПКМУ № 1031 о прохождении радиологического контроля: «Радиологический контроль товаров и транспортных средств осуществляется один раз: при ввозе на таможенную территорию Украины – в пунктах пропуска через государственную границу Украины». Т.е. при любом виде декларации инспектор таможни не имеет права пропустить товар на таможенную территорию Украины без соответствующей отметки, которую делает водитель на товаротранспортном документе CMR. Эта отметка вносится инспектором в декларацию и подтверждает прохождение данного вида контроля. Такие же отметки ставят на CMR другие «разрешающие» службы: карантин растений, санитарно-эпидемиологический контроль.

При этом водитель должен быть проинформирован о прохождении нужных видов контроля в пункте пропуска, поскольку он делает отметки на товаротранспортном документе. Декларант предоставляет документы в бумажном виде только в случаях, когда требуется дополнительная проверка по результатам контроля системы управления рисков АСУР.   Таможенное оформление в соответствующий таможенный режим ввезенных на таможенную территорию Украины товаров, которые прошли в пункте пропуска через государственную границу Украины документальный контроль, завершается после проведения установленных законодательством соответствующих видов государственного контроля должностными лицами контролирующих органов. Несомненные плюсы такого типа декларирования есть. Производство таможенного декларирования в одном таможенном органе, а фактический контроль в другом положительно сказываются на качестве таможенного контроля в целом. Независимость таможенного инспектора, проводящего документальный контроль в электронном виде в одном регионе и осуществляющего фактический контроль в другом положительно сказывается на раскрываемости «серых» схем таможенного оформления.

 

Тем не менее декларация типа «ЕА», т.е. оформленная с использованием удаленного проведения необходимых видов контроля в пункте пропуска и дающая право перевозки товара непосредственно получателю без заезда в зону таможенного контроля, не может быть использована применительно к отдельным видам товаров. Такие товары не могут быть выпущены в свободное использование после прохождения контроля в пункте пропуска.

К таким товарам относятся:

  • Подакцизные товары;
  • Товары, ввозимые на таможенную территорию Украины в международных почтовых и экспресс-отправлениях, трубопроводным транспортом, линиями электропередач или в составе консолидированных грузов;
  • Товары, декларируемые в таможенные режимы кроме импорта, реимпорта, временного ввоза, переработки на таможенной территории;
  • Товаров, которые были задекларированы по одной декларации типа «ЕА», но ввозятся частями, в т.ч. на разных транспортных средствах.

Удаленное декларирование позволяет сократить время оформления и выпуска товаров до нескольких часов, после чего груз направляется непосредственно в адрес грузополучателя, минуя зону таможенного контроля места оформления декларации.

Удаленное оформление грузов в пунктах пропуска, несомненно, является прогрессивным шагом, сокращая время нахождения груза под таможенным контролем после пересечения таможенной границы Украины. Несмотря на наличие ограничений, эта форма декларирования уверенно принимается на вооружение таможенными брокерами.

 

Проблемным на сегодняшний день является выполнение требований нетарифного регулирования: прохождение необходимых для конкретного груза видов контроля: радиологического, экологического, санитарно-эпидемиологического, фитосанитарного. Эти вопросы сегодня решает для импортера водитель либо экспедитор. Насколько быстро и правильно он их решит, зависит срок таможенного оформления, нахождения в пункте пропуска и сама возможность выпустить груз в свободное использование непосредственно после прохождения всех необходимых процедур в пункте пропуска на границе.

К сожалению, для транспортных средств, осуществляющих перевозку грузов с использованием книжки МДП, закрытие Тира возможно только в таможне оформления декларации. Делать это в пункте пропуска не сегодняшний день законом не предусмотрено.

 

Еще одним минусом является возможность оформить декларацию только в рабочее время внутренней таможни, поскольку списание таможенных платежей в ее нерабочее время невозможно.

При всех «плюсах» и «минусах» удаленного декларирования его применение к сборных грузам на сегодняшний день не представляется возможным.

Если рассматривать изменения в логистике и международных перевозках в разрезе последних полугода, то с уверенностью можно сказать, что эти изменения коснулись не только перевозчиков и экспедиторов, но так же заказчиков и получателей, маршрутов перевозок и оформления грузов. Реалии сегодняшнего дня говорят сами за себя, изменяя сами принципы данной отрасли экономики. Для многих это новый шанс в развитии бизнеса, географии, для кого-то это сильнейший удар по производству и продажам. С нашей точки зрения при грамотно построенной транспортной логистике можно либо избежать негативные факторы изменений, либо эффективно использовать сложившуюся ситуацию. Ведь даже изменения курса гривны, стоимости ГСМ, таможенного законодательства не может остановить перемещение грузов и товаров, грузопоток между участниками внешнеэкономической деятельности. 

 

Детальней о том, как прошел 11-й Всеукраинский День ЛОГИСТА®, читайте в материале "ПутеВОДИТЕЛЬ" по эффективности для Директора логистики. Итоги 11-го "ДНЯ ЛОГИСТА®" от TradeMaster®

ФОТОРЕПОРТАЖ

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

 

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*