Качество продукции СТМ под особым контролем

Качество всегда было самым главным при производстве, ведь именно этот фактор является индикатором успешности продукции компании и формирует лояльность потребителей, поэтому розничные сети уделяют большое внимание вопросам контроля качества продукции под СТМ. Контроль должен осуществляться на каждом этапе, начиная с формирования технических условий к продукту, контроля сырья и заканчивая реализацией. Создавая департаменты контроля качества, розничные сети имеют возможность проводить стабильную проверку представленных на полках SKU, их соответствие стандартам и контрактным условиям. В свою очередь низкий контроль качества товаров под СТМ может привести к наихудшим последствиям, так как имидж ритейлера напрямую зависит от PrivateLabel, а прибыльность производителя — от выполнения контрактных обязательств.
Так, известная сеть «МЕТРО Кеш энд Керри Украина», единственная торговая компания в Украине, сертифицированная по международному стандарту безопасности пищевых продуктов IFS, уделяет особое внимание именно продуктам под СТМ. Перед тем как воплотить в жизнь любой проект PrivateLabel совместно с отделом закупок и отделом качества разрабатываются технические требования к продукции, также все поставщики проходят производственный аудит качества независимыми аудиторскими компаниями, а продукция тестируется по физико-химическим и органолептическим показателям. Эти товары должны соответствовать минимум 75% критериев аудита, любой продукт PrivateLabel минимум дважды в год проходит детальную лабораторную проверку. С целью контроля соблюдения качественных параметров проводятся регулярные отборы и тестирования продукции СТМ в лабораториях.
Такой подход к контролю качества с 2014 года применяет и розничная сеть «Велика Кишеня» («Ритейл Групп»). Созданию нового проекта СТМ передует детальное изучение спроса покупателей и его потребительских предпочтений, на основе которых разрабатываются технические требования, формируется список потенциальных производителей, которым направляется приглашение взять участие в тендере. После дегустации образцов продукции выбирается наилучший из производителей и запускается в производство первая партия, которая должна при поставке иметь четкое лабораторное заключение со стороны государственного органа. Вся продукция PrivateLabel компании подлежит плановому тестированию на соответствие техническим требованиям и паспорту продукта. Если продукт 2 раза не прошел тестирования, либо за 1 квартал было более 3 жалоб, ставится вопрос о снятии его с производства и расторжении контракта с производителем.
Чтобы избежать неэффективного сотрудничества и некачественной продукции под СТМ, сеть магазинов семейной покупки «Фуршет» начинает контроль не с момента получения товара, а с принятия решения о том, кто будет производить этот товар, какие он дает гарантии качества и имеет производственные возможности. Специалисты отдела качества оценивают возможность предприятий производить продукцию в соответствии с требованиями нормативной документации и законодательной базы Украины. После специально созданный департамент осуществляет поэтапный контроллинг товаров — от принятия товара кладовщиками до размещения на полках. Внешний аудит поставщиков продукции, которая используется при производстве товаров под СТМ в «Фуршете», проводится более внимательно и критично, чтобы обеспечить максимально высокий уровень качества и не потерять доверие покупателей.
Сейчас все больше розничных сетей, ориентируясь на успешную практику зарубежных сетей, создают собственные лаборатории для обеспечения максимального контроля качества продукции, в частности под СТМ.
Ярким примером успешного создания собственной лаборатории, сертифицированной Госстандартом, является украинская сеть магазинов самообслуживания «Рукавичка», где контроль качества осуществляется в три этапа.
Первый этап — «входной контроль». Когда товар привезли на распределительный центр, происходит проверка сопроводительных документов, которые свидетельствуют о происхождении и качестве продукции, после чего проводится осмотр транспорта и условий доставки на предмет соблюдения санитарных условий транспортировки продукции и поддерживания необходимых для нее температурных режимов. Осуществляется осмотр транспортной тары и проверяется целостность упаковки, соответствие маркировки, хранения сроков годности товара, которые не должны превышать трети срока с момента его изготовления. Если на этом этапе товар прошел проверку, проводится отбор образцов для его исследования в соответствии с Нормативными документами, соблюдая периодичность.
Второй этап — «исследования». Для определения соответствия указанной на товаре массы (нетто) проводится его взвешивания. Также исследуются внешний вид, вкус, запах, физико-химические показатели (такие как массовая доля влаги, жира, клейковины, сухих веществ и т.п.), а также микробиологические показатели.
Третий этап проверки — «ведомственный контроль производства». Происходит с определенной необходимой частотой и предусматривает проверку соблюдения санитарных требований и технологии производства, также включает контроль сырья для производства продукции под СТМ.
В процессе проверки наибольшему контролю подвергаются показатели качества (органолептика, физико-химические показатели), а также показатели безопасности (микробиологические показатели, пестициды, соли тяжелых металлов, токсичные элементы). Стоит отметить, что с целью контроля соответствия продукции вкусовым характеристикам, которые не менее важны для потребителя, контроль органолептических показателей является неотъемлемой составляющей проверки. До сотрудничества с производителем в лабораторию компании передаются контрольные образцы продукции, предложенной под СТМ. Проверка осуществляется по основным показателям качества и безопасности на соответствие требованиям нормативных документов. Если результат является удовлетворительным, то заключается договор о сотрудничестве, и в соответствии с графиком поставок с определенной периодичностью проводится выборочный контроль продукции, производимой под СТМ, и направляется в сеть магазинов для реализации.
Намного дольше существует собственная лаборатория при департаменте качества в торговых сетях группы компаний «Fozzy Group». Это позволяет проводить плановые проверки качества продукции под СТМ. Важной составляющей в процессе управления качеством товара является взаимопонимание сети и производителя. Особое внимание уделяется составлению спецификации на товар. Чем детальнее и конкретнее будет описан каждый продукт, тем проще производителю будет его произвести, а сети получить именно тот товар, заказ на который был размещен. Также в обязательном порядке осуществляется контроль первой поставки на соответствие согласованным параметрам товара. Для дополнительной уверенности в качестве и безопасности продукции под СТМ розничная сеть проводит ежегодные лабораторные, дегустационные и потребительские проверки товаров.
Не так давно, в 2014 году, начала работу собственная физико-химическая лаборатория сети магазинов «АТБ-маркет», в которой проходят проверку все образцы товаров PrivateLabel. Лаборатория оснащена современным аналитическим оборудованием ведущих европейских и японских производителей, аккредитована на соответствие стандарта ISO 17025. Одной из важнейших задач функционирования лаборатории является подбор высококвалифицированных специалистов в области контроля качества продукции. В течение месяца лабораторным испытаниям подвергается порядка 300 образцов продукции разных товарных групп. Продукты проверяются по физико-химическим, микробиологическим показателям и показателям безопасности в соответствии с установленной периодичностью по группам риска. Национальный дискаунтер «АТБ-маркет», выбирая производителей для товаров СТМ, отдает предпочтение лидерам украинских и зарубежных рынков. Чтобы гарантироватьвысокое качество продукции, осуществляется дополнительный регулярный контроль процесса производства.
Осознавая, что современный потребитель становится все более требовательным к продукции PrivateLabel, задача розничных сетей — выстроить такую систему контроля качества, которая пропустит на полки магазина лишь наилучшие образцы товаров. Так как товары под СТМ являются «лицом» розничной сети и мощным инструментом повышения лояльности потребителей, ухудшение качества товаров под СТМ может привести к дискредитации частных марок как вида товара в глазах покупателя. Поэтому PrivateLabel должен быть не просто товаром по низкой цене, чтобы стать эффективным способом увеличения маржи для ритейлера и гарантированной прибылью для поставщика.
ТЕКСТ: Елена Фомюк
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA
Раздел: Інновації у виробництві >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар