30 червня 2015

Проблемные моменты между производителем и сетью. Если ли компромисс?

Проблемные моменты между производителем и сетью. Если ли компромисс?

1472

В отношениях ритейлера и производителя (поставщика) не все так просто, как хотелось бы. Есть очень много жалоб как с одной стороны, так и с другой. Часто возникают споры, разрешить которые стороны между собой не всегда в силе. Украинские производители жалуются на то, что ритейлеры вынуждают их работать себе в убыток, поэтому проблема урегулирования отношений между ними всегда актуальна.

 

В бизнесе каждый хочет извлечь со всего выгоду и, разумеется, работать себе в убыток никто не будет. Таким образом, как ритейлер, так и производитель (поставщик) пытается заключить сделку на выгодных для него условиях, что не редко приводит к спорным ситуациям.

Среди наиболее распространённых проблем, выявленных АМКУ:

  1. необоснованность отсрочки платежей за поставленную продукцию;
  2. навязывание торговыми сетями дополнительных услуг без надлежащего обоснования их содержания и стоимости;
  3. неравномерное распределение рисков в отношениях торгового и производственного секторов;
  4. неравномерность информационного обеспечения участников отношений в розничной торговле;
  5. дискриминация интересов малых и средних предприятий.

В их решении должны принимать участие не только непосредственные участники рынка, но и государство. Несомненно, самым важным есть саморегулирование рынка, но в тоже время государственные органы не должны оставаться в стороне.

Одним из путей решения проблем есть Закон Украины «О внутренней торговле», вопрос о необходимости которого обсуждается с 2008 г. Министерство экономики Украины разработало проект закона, который был зарегистрирован в Верховной Раде в 2011 г. В нем непосредственно указаны отсрочки платежей  это 10 дней со дня получения партии товаров (если срок годности товара менее 10 дней) и 60 календарных дней (если срок годности более 10 суток). Несмотря ни на что сейчас отсрочка оплаты за поставленную продукцию может достигать 150 дней. Также в законе запрещается принуждение предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю, к приобретению полного ассортимента продовольственных товаров у того или иного поставщика и принудительное включение в договор поставки условий о предоставлении любых платных услуг, связанных с продвижением продовольственных товаров. Но пока никаких конкретных действий нету. Правительство Украины в 2013 г. отказалось от идеи принятия отдельного закона о внутренней торговле и решило ввести законодательные нормы, определяющие правила ведения такой торговли путем внесения изменений в уже действующие законы. Хотя в перспективе возможно еще к этому вопросу вернутся.

Чтобы помочь производителям и розничным сетям найти общий язык и обеспечить равные партнерские условия, Торгово-промышленная палата Украины разработала Правила профессиональной этики в сфере взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками. Они не являются нормативно-правовым документом, но должны работать как деловой Кодекс чести.

Цель правил — содействовать становлению механизмов саморегулирования; укреплять доверие между субъектами хозяйствования, которые осуществляют реализацию продуктов питания и товаров повседневного спроса через систему розничных торговых сетей; формировать и обеспечивать торговые и другие честные обычаи в хоздеятельности; обеспечивать предсказуемость и устойчивость развития рынков; искоренять недобросовестные торговые практики; повышать уровень защиты прав потребителей.

Документ базируется на законодательстве Украины и ЕС, на результатах анализа внедрения механизмов саморегулирования рынков ритейла в странах с развитой рыночной экономикой.

Работает ли это на практике? Опрос показывает, что широкого применения эти правила не приобрели, далеко не все берут их во внимание. Причем многие компании отказываются от каких-либо комментариев, что касаются Антимонопольного комитета, ТПП Украины и нововведений, хотя некоторые топ-менеджеры высказывают свое мнение, но категорически против, чтобы их имя где-то фигурировало. Но со слов опрошенных можно сказать, что в Правилах есть разумные вещи, которые уже используются компаниями, но есть пункты, которые требуют доработки и на данный момент точно не работают на практике. Несомненно, есть условия, которые никогда не примут ритейлеры, но точно так же есть те, которые не примут и производители.

Так, отдел по связям с общественностью и прессой корпорации «АТБ» сообщил, что при взаимодействии с поставщиками сеть использует такие документы, как Договор поставки, дополнительные соглашения к нему, бухгалтерскую документацию, предусмотренную действующим законодательством Украины, а также всю необходимую документацию, подтверждающую качество товара. В корпорации заявляют, что договор поставки предусматривает многие аспекты сотрудничества, в том числе обоюдную ответственность сторон в случае нарушения условий договора. Ведь он является результатом более чем 20-летней работы предприятия на рынке розничной торговли. Документ содержит жесткие требования к Поставщику касательно качества продукции и сроков поставки, не менее жесткие требования к Покупателю относительно своевременности оплаты за поставленный товар. «Соответственно, — заявляет начальника отдела по связям с общественностью и прессой Анна ЛИЧМАН, — Покупатель может быть уверен в своевременной поставке качественной продукции, а Поставщик — в том, что вовремя получит полную оплату. Учитывая эти факторы, оба предприятия имеют возможность продуктивно планировать деятельность».

В торговой сети «Брусничка» все взаимоотношения между сетью и поставщиком также регламентируются Договором поставки, приложениями и дополнительными соглашениями к нему. Директор департамента закупок Анастасия ВИШНЯК-КУЛАГИНА заявляет, что за 8 лет своего существования компания «Украинский Ритейл» приобрела репутацию надежного партнера, который выполняет взятые на себя обязательства. «До сегодняшнего дня мы не опирались на данные Правила в построении отношений с поставщиками, так как они еще не получили широкого распространения и с содержанием удалось ознакомиться не так давно, — отмечает Анастасия. — Однако на практике компания руководствуется принципами, закрепленными данным документом, а именно: законностью, добросовестным сотрудничеством, уважением к партнерам и заботой об интересах потребителя. Эти правила, кстати, прописаны в нашем корпоративном документе — Кодексе этики и делового поведения».

Также Анастасия ВИШНЯК-КУЛАГИНА отмечают, что в «Правилах» есть спорные моменты, касающиеся товарных отсрочек, распределения рисков и т. д. То, что кажется правильным в целом, не всегда работает в частных случаях. Такие нюансы согласовываются сторонами в процессе переговоров на момент подписания Договора поставки, а также в случае пересмотра условий сотрудничества. При этом каждая сторона, как никто другой, понимает, что ей необходимо и на какие уступки она готова пойти ради успешного сотрудничества, поэтому в конкретных случаях в процессе переговоров сеть и поставщик гораздо вероятнее придут к взаимовыгодным условиям.

Николай СКРИПНИК, национальный менеджер PL корпорации «S.GROUP», отмечает, что их компания пользуется Правилами профессиональной этики. «Мы следим за всеми нововведениями, которые вводят наши контролирующие органы, — говорит Николай. — Но не всегда к этим правилам положительно относятся сети, потому что они не идут как регламентирующие и их выполнение никто не контролирует. Это быстрее всего совет, поэтому к ним относятся несерьезно». Также он подчеркнул, что правила являются хорошим нововведением и хочется, чтобы все действительно было так, как там написано, но пока некоторые пункты работают в одностороннем порядке.

Таким образом, мы видим, что и розничные сети, и поставщики работают по документам, которые являются результатом их многолетнего сотрудничества, поэтому все вопросы в основном урегулируют самостоятельно. Что касается Правил, то они на практике полностью не работают, в них много спорных моментов и есть пункты, которые неприемлемы всем участникам рынка.

 

ТЕКСТ: Татьяна Алексенко

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*