19 квітня 2016

У поставщиков и ритейлеров появился новый-старый регулятор

У поставщиков и ритейлеров появился новый-старый регулятор

2809

С 6 апреля в Украине полноценно начала работать новая структура - Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпродпотребслужба). Старт работы ведомства постоянно переносился: с 10 февраля на 1 марта, а потом на 20 марта, чтобы 6 апреля выйти на «финишную прямую».

Служба сформировалась на базе Государственной инспекции сельского хозяйства, Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы, Государственной инспекции по вопросам защиты прав потребителей и Государственной санитарно-эпидемиологической службы, которые подлежат ликвидации.

Госпродпотребслужба создана в соответствии с постановлением правительства № 442 от 10.09.2014 г «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти». Однако этот орган был «мертвым» вплоть до июля 2015 года. Положение о создании Госпродпотребслужбы Кабмин утвердил указом №667 от 02.09.2015 г. Финализирует нормативную базу для работы ведомства распоряжение Кабмина №260-р «Вопросы Государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей» от 06.04.2016 г.

Кадровый вопрос

24 февраля председателем Госпродпотребслужбы назначен Владимир Лапа, до того бывший первым заместителем главы ведомства, а еще раньше – замглавы Минагрополитики и гендиректором ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса». Предыдущий руководитель – Сергея Глущенко, который был назначен главой службы распоряжением Кабмина от 1 июля 2015 года, 13 января текущего года ушел в отставку по собственному желанию. Глава ведомства подотчетен Кабмину, т.к. назначается на должность и освобождается с должности правительством по представлению премьера, но работа координируется через Минагрополитики.

К смене руководства дело шло давно. В ноябре-2015 глава Минагрополитики Александр Павленко раскритиковал работу ведомства и обвинил в срыве экспорта в ЕС кондитерских изделий, т.е. невыдачей «сертификатов здоровья», а также в торможении процесса сертификации семян. В обоих случае это нужно было сделать для экспорта украинской продукции в другие страны. Кроме того, к руководству ведомства со стороны Госветфитослужбы были претензии в части недостаточности усилий по борьбе с эпидемией африканской чумы среди свиней.

Штат новой структуры составит около 10,1 тыс. чел., в т.ч. около 300 в центральном аппарате и более 9,8 тыс. в территориальных органах. До реорганизации входящих в новую структур органов там работало около 13,5 тыс. чел. Таким образом, численность «оптимизирована» примерно на 35%.

Впрочем, рассчитывать на то, что новая структура начнет все с «чистого листа» можно с большой долей условности. Пока работа ведомства находилась в «подвешенном» состоянии оттуда уволилось значительное количество сотрудников. В новую структуру набирают в первую очередь тех, кто имеет опыт работы в ликвидируемых службах. Так что в Госпродпотребслужбе вполне можно будет встретить старые-новые кадры.

Функции ведомства

Хотя Госпродпотребслужба создана в рамках дерегуляции, перечень ее функций фактически вобрал в себя направления работы 4-х различных ведомств. В таких условиях производители сталкиваются с «мегарегулятором» с огромными полем работы и большими полномочиями. В частности на ведомство возложены функции по реализации госполитики в рамках компетенции ликвидированных структур (кроме функций по реализации госполитики в сфере племенного дела в животноводстве, в сфере охраны прав на сорта растений, в сфере эпидемиологического надзора, в сфере гигиены труда и функций по осуществлению дозиметрического контроля рабочих мест и доз облучения работников), а также функции по осуществлению госконтроля за соблюдением требований по формированию, установлению и применению государственных регулируемых цен, осуществления госнадзора в сфере туризма и курортов, защиты прав потребителей изделий из драгоценных металлов и камней.

Плановые проверки Госпродпотребслужбы будут осуществляться раз в 3 года, но могут быть и внеплановые, которые обычно происходят по отмашке «сверху» или из-за наступления какой-то чрезвычайной ситуации. Впрочем, для внеплановых проверок планируется четко ограничить перечень случаев, когда это делается. Причем сотрудники ведомства имеют право даже отозвать эксплуатационное разрешение, т.е. приостановить работу предприятия.

Одной из первых задач нового ведомства стала совместная с Государственной фискальной службой проверка качества топлива на АЗС. По результатам чего на ряд АЗС был наложен штраф общей суммой в 246 тыс. грн. из-за несоответствия качества реализуемых нефтепродуктов требованиям законодательства.

С учетом скорой ликвидации большинства стандартов (Минэкономразвития обнародовало приказы об отмене 12,8 тыс. ГОСТов, разработанных до 1992 года, большинство из которых утратят силу в начале 2018 года) встанет вопрос про их адекватную замену (хотя ГОСТы и так уже носят рекомендательный характер).

Основной задачей ведомства является внедрение европейской системы безопасности и качества пищевых продуктов. В сентябре прошлого года был принят соответствующий закон, который призван способствовать переходу на евромодель контроля безопасности (вкл. контроль процесса производства), но пока он не работает. Актуальность такого документа сложно переоценить с учетом того, что для выхода украинских товаров на другие рынки должны быть соблюдены тамошние стандарты качества. Со своей стороны Владимир Лапа настаивает на обязательности проверок производителей продуктов питания.

Одним из самых проблемных аспектов работы Госпродпотребслужбы будет контроль ценообразования. Мы помним вечные поиски АМКУ признаков ценового сговора ритейлеров при очередном витке роста цен. Проблемность данного вопроса в том, что власть обычно видит сговор при резком росте цен: ей нужно на кого-то списывать причины удорожания продукции в магазинах. Со своей стороны ритейлеры всегда указывают на «объективные причины», которые толкнули цифры на ценниках вверх.

Пока сложно сказать, чего ожидать от нового ведомства. Теоретически, Госпродпотребслужба – нужное ведомство, т.к. с защитой прав потребителей в Украине всегда было не ахти, а практика реализации такой задумки в Украине до последнего времени была далека от идеальной, не говоря уже о том, что поводов для коррупции и самих фактов было предостаточно. С другой стороны, реализовывать функции госконтроля можно и без ущерба для бизнеса, на что сейчас остается только и надеяться. Владимир Лапа пообещал разработать прозрачный регламент проведения проверок бизнеса, который снизит риск коррупции в действиях инспекторов (например, путем видеофиксации).

 

Все тонкости эффективной ценовой и ассортиментной политики, инструменты, которые Вы реально сможете использовать уже на следующий день и получать позитивный результат 

22-23 апреля, Киев, практический курс "Эффективный ассортимент и ценообразование в рознице"

Регистрация (-5%) или (050) 149 26 27

ТЕКСТ: Юрий Григоренко

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*