Как защитить свой бренд в интернете, - Юлия Мацюк, «Синергия»
На конференции iForum-2016 Юлия Мацюк, юрист патентно-юридического агентства «Синергия», выступила с докладом «Стратегия защиты бренда. Опыт интернет-супермаркета Rozetka.ua», в котором описала практические аспекты защиты бренда в интернете.
По ее словам, о регистрации торговой марки (ТМ) нужно позаботиться на самом старте бизнеса, нужно проверить его охраноспособность и подать заявку на регистрацию в «Укрпатент».
Основные риски, которые возникают, если вовремя не защитить торговую марку – это перехват ТМ и перехват доменного имени. «Ежедневно в «Укрпатент» подаются от 50 до 300 заявок на регистрацию торговых марок, поэтому если не поспешить, то вполне возможно, что кто-то вас опередит», - отметила Юлия Мацюк.
Она привела пример торговой марки «Синергия» (Synergy), где зарегистрированных ТМ много (юридические услуги, осветительные приборы, архитектурные услуги и гидравлические приборы), а домен в зоне .UA один.
«Торговые марки могут принадлежать разным лицам, если их деятельность не пересекается, но приоритетное право на домен принадлежит тому, кто первый подал заявку на регистрацию доменного имени», - пояснила Юлия Мацюк.
Эксперт отметила, что в украинском сегменте интернета могут перехватывать доменные имена известных международных компаний, как было в случае с ebay.com.ua и ebay.co.ua, но компании-правообладателю удавалось отстоять их и забрать у прежних владельцев. Именно поэтому Rozetka.ua зарегистрировала домены Razetka.ua и Rezetka.ua.
Этапы поиска и проверки торговой марки:
- проверить в сети интернет (поиск брендов с одинаковыми или близкими названиями);
- проверить в открытых источниках наличие похожих зарегистрированных и поданных на регистрацию ТМ (http://www.uipv.org);
- заказать предварительный поиск на тождество и сходство с зарегистрированными и/или поданными на регистрацию ТМ в «Укрпатенте».
«Наличие тождественных или сходных торговых марок – наиболее частая причина отказа при регистрации ТМ. Кроме того, есть и другие причины для отказа, например, описательность - нужно чтобы ТМ не описывала вашу деятельность, т.к. монополия на общее название одному лицу принадлежать не может. Такие ТМ имеют право на жизнь только в комбинированном виде, т.е. с добавлением графики. Это подходит для защиты домена в зоне .UA, но нужно защищать также и название», - пояснила она.
Относительно дистрибуторов определенной импортной продукции, то наиболее оптимальным путем защиты ТМ будет такой: иностранная компания-владелец бренда должна запатентовать в Украине свою ТМ и по лицензионному договору передать дистрибутору права на ее использование с правом получения доменного имени.
Регистрировать ТМ можно на юридическое или физическое лицо, но многие предпочитают регистрировать на иностранные компании, чтобы обезопасить свои активы.
Кроме того, нужно учитывать, что если у бизнеса есть разные совладельцы, то один из партнеров может зарегистрировать торговую марку на себя или перехватить доменное имя, что чревато проблемами для бизнеса в будущем.
Юлия Мацюк отметила такие важные практические моменты:
- объектом ТМ могут быть: слова, имена, буквы, цифры, изобразительные элементы, цвета и комбинации цветов, а также любая комбинация обозначений;
- торговая марка охраняется только в силу регистрации;
- торговая марка охраняется территориально (если планируется бизнес зарубежом, то и в каждой из этих стран нужно защитить свою ТМ);
- срок охраны – 10 лет от даты подачи заявки с правом продления на 10 лет без ограничения количества продлений;
- объем охраны: изображение знака и перечень товаров и услуг.
По ее словам, лучше регистрировать элементы логотипа по отдельности: словесные описания, слоганы рекламных кампаний и различные графические варианты логотипа.
При использовании в ТМ наименования «Украина» или UA нужно проходить специальную комиссию и получать разрешение. Юлия Мацюк напомнила, что ТМ можно в качестве нематериального актива вносить в уставной капитал предприятия.
Юрист отметила такие способы защиты прав.
1. Досудебное урегулирование споров.
2. Урегулирование споров в судебном порядке.
3. Внесудебная процедура разрешения доменных споров UDRP (Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy), в рамках которой срок рассмотрения споров гораздо короче, чем при судебном разбирательстве.
«Если нарушаются ваши права, лучше всего начать с подачи претензии. Согласно нашей практике, после получения претензии в 60% случаев нарушитель прекращает нарушать права», - добавила Юлия Мацюк.
Она подвела общий порядок действий при защите своего бренда в интернете:
- нужно проверить охраноспособность ТМ и подать заявку на регистрацию;
- определить элементы для защиты;
- решить на кого лучше регистрировать ТМ;
- определить территорию защиты ТМ (если есть планы выхода на иностранные рынки);
- отслеживать нарушения.
ТЕКСТ: Юрий Григоренко
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA
Раздел: Закон >
Теги: бренд, интернет, интеллектуальная собственность, Юлия Мацюк, «Синергия»
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар