27 грудня 2017

Реформа таможни: теория и практика

Реформа таможни: теория и практика

45109

— На 18-й Всеукраинской практической конференции "Всеукраинский День Логиста-2017: актуальные проблемы цепочки поставок и пути их решения. Свежие идеи и методы" Виктор Берестенко представил доклад о ситуации с реформированием таможни и о "коллапсе", который может наступить в ее работе в начале февраля, с введением в обязательном порядке механизма "Единого окна" (ЕО).

Также из доклада слушатели узнали об основных нормативных документах, находящихся в стадии доработки, о рекомендациях по улучшению работы таможни в целом.


Справка

Виктор Берестенко, заместитель Генерального директора Ассоциации международных экспедиторов Украины – наибольшего в Украине объединения транспортно-экспедиторских компаний (более 150 компаний). Председатель Транспортного комитета Европейской Бизнес Ассоциации (Южный офис). Председатель Общественного совета ГФС в Одесской области.


Свое выступление докладчик начал с добродушного замечания "Я не власть — я тот, кто пытается донести до нее проблемы бизнеса", которым подчеркнул общность своих интересов с интересами аудитории.

Выступление докладчика было разбито на блоки, первым из них шел рассказ о процессе создания на таможне "Единого окна" (ЕО).

Так, в мае 2016 года было принято Постановление Кабинета министров Украины (КМУ) № 364 от 25.05.16 г. «Некоторые вопросы реализации принципа "единого окна" при осуществлении таможенного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного, экологического, радиологического и других видов государственного контроля». Этим документом предусматривается осуществление таможенного оформления и всех видов контроля посредством коммуникациии в одном электронном кабинете. Цель ЕО - упрощение таможенного оформления, снижение зарегулированности процедур, сокращение времени оформления, уменьшение человеческого фактора и снижение коррупционных рисков.

Кроме того, 1 августа 2016 г. вступила в действие информационная электронная система, функционирующая по принципу «Единого окна» (далее - ЕО).

"Практика показывает - здесь мы взяли аналитику с самого первого месяца внедрения ЕО - что общее количество форм контроля по соотношению к количеству таможенных деклараций, которые подаются в едином окне, имеет тенденцию  к росту", - отметил спикер. Другими словами: все больше и больше видов контроля осуществляется в электронном виде.

К примеру, сейчас уже 46 тысяч из 162 тысяч деклараций (четвертая часть деклараций) подаются через ЕО. Также увеличивается количество видов контроля в нем.

При этом основными "саботажниками" ЕО и указа КМ, как ни странно, являются, по мнению Виктора Берестенко, все те организации, которые указаны в виде контролирующих органов на слайде (таможенный контроль, санитарно-эпидемиологический, ветеринарно-санитарный, фитосанитарный, экологический, радиологический и др.).

Еще одной обескураживающей информацией, которая была получена по данным опроса, стало то, что только 20% опрошенных предприятий имеют опыт прохождения таможенных формальностей с использованием "Единого окна". Следовательно, о каком массовом внедрении ЕО может идти речь, если только пятая часть компаний понимают принцип его функционирования?

Кроме того, за время, которое прошло с момента внедрения Единого окна, значимых улучшений в работы таможни не произошло:  52% опрошенных экспортеров и 54% импортеров заявляют, что затраты времени на таможне не изменились (не уменьшились) с внедрением ЕО.

Почему не работает нововведение?

Ответ удалось получить в марте, когда Ассоциация международных экспедиторов Украины  (АМЭУ) провела совместно с Европейской Бизнес Ассоциацией семинар-круглый стол, на который съехалось порядка 70 организаций со всей Украины, также были приглашены представители Госпотребслужбы, экологических организаций и другие органы, которые участвуют в работе Единого окна. Тогда был проведен опрос и запротоколированы результаты, которые говорят о том, что сбои в работе ЕО имеют банальные объяснения: Перебои в работе сети интернет. Нестабильное подключение. Отсутствует техническая поддержка.  Нет возможности добавить более одного транспортного документа при оформлении в режиме экспорт.

Кроме того, при оформлении в режиме АА не приходит уведомление о прохождении контроля, когда сотрудник контролирующего органа поставил, что форма контроля пройдена, а субъект не увидел, что так оно и есть. Вариант - не все сотрудники контролирующих органов могут быть внесены в программу и получили электронно-цифровые подписи (то есть, в отделе работает 10 человек, из которых только один может работать в ЕО).

Также говорилось о сложностях при  оформлении грузов в деревянной упаковке.

Кроме того, таможенные органы не выполняют принцип "молчаливого согласия", посетовал спикер. То есть, когда от таможенников не приходит ответ о каких-то претензиях к грузу в течение указанного времени, он должен выпускаться за пределы таможни. Но на практике все происходило далеко не так идеально.

"Во время семинара, - рассказывает Виктор Берестенко, - в президиуме сидели представители контролирующих органов, и, что мне понравилось, не зал спорил с ними, а они начали спорить друг с другом о том, почему не работает принцип ЕО. Доходило до банального: поднимается руководитель подразделения и говорит: "У нас есть ЭЦП (электронно-цифровая подпись). Но куда ее вставлять, непонятно - у нас нет компьютеров". Оказывается, они могут работать только в журналах - и это большая проблема".

Полученные и результате мероприятия данные были направлены в КМУ, и стали частью положений нового Постановления от 22 ноября, которое вносит изменения в предыдущий документ о "Едином окне" от 25 мая 2016 г.

Новый документ постановляет, что с 1 февраля 2018 года вводится обязательное использование предприятиями и госорганами информационной системы «Единого окна».

"Это говорит о том, что никто больше не сможет пойти и "договорится" о том, чтобы поставить печать, - это будет просто невозможно, - делится впечатлениями докладчик. - Прогнозирую, что нас ждет коллапс в начале февраля, но потом он начнется "разруливаться".

Действия ЕО будут распространяться на операции по перемещению товаров в абсолютно всех таможенных режимах.

Сведения о компании будут подтягиваться из предыдущей декларации. Сканируемых документов потребуется меньше.

Ну, и самое главное, - время, в течение которого контролирующие органы могут назначить досмотр товаров, сократят с 24 до 12 рабочих часов.

Так как смена на таможне длится 8 часов, то 24 часа автоматически превращаются в трое суток. Поэтому это очень существенное улучшение.

Как быстро сейчас оформляется груз?

Контроль и оформление документов на экспорт занимает 5 дней, на импорт - 10 дней.

Чтобы сократить эти сроки и улучшить работу таможни в целом, КМУ была принята концепция реформирования ведомства, которая предусматривает:

  • — Внедрение института Уполномоченных экономических операторов;
  • — Внедрение единых стандартов определения таможенной стоимости, классификации товаров;
  • — Обмен информацией с иностранными таможенными администрациями;
  • — Разработку решений для блокировки рисковых таможенных операций;
  • — Обеспечение баланса процедур на этапе таможенного оформления и пост-таможенного контроля.

Основные положения концепции изложены в Плане реформирования таможни 2017, который предполагает появление законодательных актов по вопросам нетарифного регулирования (такой законопроект уже подан в ВР). Также предусмотрена передача полномочий по осуществлению экологического и радиологического контроля на границе органам доходов и сборов Государственной пограничной службе (такой законопроект также представлен) в Раду. В данном законопроекте речь идет о том, что экологов не будет на границе - такой вид контроля будет производить ГФС в лице таможенных органов, радиологический же контроль поручат пограничникам. Еще один законопроект предполагает развитие электронной системы обмена информацией по принципу «Единого окна». А третий - вносит ряд изменений в другие законы и подзаконные акты, которые необходимы для полноценного функционирования ЕО. Кроме того, должны быть приняты подзаконные акты, необходимые для внедрения института уполномоченных экономических операторов - его механизм прописан в проекте Закона №4777.

Еще один пункт, на который обратил внимание Виктор Берестенко в своем выступлении - это Правоохранительные органы и последствия их влияния.

Несмотря на существование Постановления Кабинета Министров Украины № 467 от 23.05.2012 г. (ПКМУ № 467),  «Про утверждение исчерпывающего перечня оснований, при наличии которых может проводится досмотр товаров, транспортных средств коммерческого назначения таможенными органами Украины», от представителей бизнеса продолжает поступать информация о назначении дополнительных форм таможенного контроля, которые не соответствуют законодательным нормам Постановления Кабинета Министров Украины № 467 от 23.05.2012 г. (ПКМУ № 467).

К примеру, с 1.11.2016 по 1.06.2017 правоохранителями были "выписаны" 341 "ориентировок" и 995 других форм контроля. В соответствии с ними проводились перепроверки, перевзвешивания и т.д., которые вылились в .... аж 2 протокола, каждый на 8,5 тыс. грн! То есть, масса усилий была потрачена на то, чтобы доказать очевидное и опровергнуть напрасные обвинения. Вряд ли это совместимо с теми расходами, которые бизнес понес на проведение потребованных правоохранителями мероприятий.

Почему же так происходит?

К примеру, в соответствии с законом (Постановлением КМУ №467), основанием для досмотра является

— письмо на официальном бланке,

— с датой и исходящим номером,

— подписью руководителя;

— с номером криминального производства;

— информацией про товар и особ, которые его перемещают;

— информацией про основания для досмотра.

 

Но правоохранители очень часто игнорируют требования закона и поступают в соответствии только со своими предпочтениями и интересами (отправляя запрос на досмотр просто по мессенджеру).

В подтверждение этого факта Виктор Берестенко привел скриншот из переписки между представителем СБУ и таможни: первый указывал второму провести досмотр без всяких на то аргументов и обоснований.

"На такую "переписку" мы стараемся остро и нервно реагировать", - отметил Виктор Берестенко.

К примеру, по фактам приведенных выше неправомерных действий сотрудников УСБУ Украины в Одесской области во время назначения ими дополнительных форм таможенного контроля на территории портов в Одесской области 20.09.2017 начато криминальное производство по ч. 1статьи 364 КК Украины.

"Хотел бы обратиться ко всем вам, кто осуществляет ВЭД-операции, и периодически и систематически сталкивается с такого рода вопросами, когда вам или вашему представителю сообщают по телефону о досмотре, - обратился докладчик к слушателям-коллегам. - Всегда используйте процессуальные документы! Пусть это будет долго, пусть это будет неудобно, но когда вы 1-2 раза отстоите честное имя своей компании, вас будут считать неким "альбиносом", которого лучше не "ощипывать", а обратиться к оставшимся 99% компаний, которые так не поступают. И практика показывает, что этот инструмент защиты своих интересов работает".

Чтобы исключить в дальнейшем произвол в действиях правоохранителей, а также улучшить работу таможни, участники АМЭУ отправили в Кабмин рекомендации по оптимизации таможенного оформления грузов. Эти рекомендации включают:

  • — повышение квалификации сотрудников таможни;
  • — занятие ведомством проактивной общественной позиции,
  • — контроль за действиями правоохранительных органов при назначении и проведении форм таможенного контроля с задействованием всех возможных инструментов – юридических, технологических, институтов гражданского общества, лоббирования и т.д.

Частично данные рекомендации вошли в закон под народным названием "Стоп-маски шоу" (Закон №7275).Речь идет о таких требованиях, как запрет открывать одни и те же дела, не признавать действительными доказательства, которые были добыты во время отсутствия при обыске адвоката, при отсутствии видеозаписи обыска. А также о запрете на изъятие документов и оргтехники, обязательной видеосъемке и аудиозаписи судебного процесса и т.д. Только общими усилиями представителей бизнеса, считает Виктор Берестенко, удастся добиться оптимальных условий для проведения экспортно-импортных операций и для ведения деятельности в целом.

Запись и адаптация ТЕКСТА: Валерий ЛОБОВКО

ВСЕ НОВОСТИ

ВСЕ СТАТЬИ

Пишите нам!

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*