19 червня 2012

Налоги для IT-индустрии: что скрывается за громкими обещаниями?

Налоги для IT-индустрии: что скрывается за громкими обещаниями?

1364

Принятые Верховной Радой законы "О специальном налоговом режиме" и "Налоговом эксперименте для IT-индустрии" вводят беспрецедентные, на зависть другим отраслям, преференции для сферы информационных технологий: освобождение от уплаты НДС, 5% налога на прибыль и доходы работников.

Правда, в тепличных условиях смогут работать лишь избранные участники рынка, имеющие выходы на его кураторов во власти. Квалификационные требования для претендентов выписаны крайне расплывчато, а процедура отбора обещает быть максимально забюрократизированной. И может принести айтишникам массу проблем в будущем.

 

Программа-минимум
Авторами двух "технологичных" законопроектов, переданных на подпись Президенту Виктору Януковичу, стали 10 нардепов из разных фракций. В его рамках украинским компаниям, которые занимаются разработкой программного обеспечения, его инсталляцией и IT-аутсорсингом, обещают настоящий налоговый рай. В течение десяти лет с момента вступления закона в силу (срок действия эксперимента) для них будут действовать сниженные ставки налога на доходы работников и прибыль (5%) и полное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость.

Необходимость принятия этих законов их разработчики объяснили рыночными реалиями. Специальные режимы налогообложения для отрасли информационных технологий уже действуют в Индии, которая является мировым лидером на рынке IT-аутсорсинга, и у наших ближайших соседей - России и Беларуси.

На сегодняшний день конкурентная цена - это главный козырь украинских программистов, две трети которых работают аутсорсерами для западных заказчиков. Упрочить это преимущество, воспользовавшись льготами, по подсчетам нардепов, смогут около 2 тыс. компаний, из которых почти половина сейчас работают полулегально.

Для этого им необходимо соответствовать так называемому статусу "субъекта индустрии программной продукции", а именно: заниматься разработкой и продажей программного обеспечения (к ним нардепы, к радости всех геймеров, отнесли и компьютерные игры), осуществлять техподдержку или адаптацию ПО или создавать базы данных сайтов, управлять компьютерными системами и обрабатывать данные своих клиентов, являться дата-центром (в них расположены серверы интернет-сайтов), предоставляющим услуги облачных технологий, при условии, что они работают на собственном программном продукте.
Cамым расплывчатым критерием является предоставление консалтинговых услуг по вопросам информатизации, планирования и разработки компьютерных систем, соответствовать которому в теории могут даже компании, весьма далекие от IT-бизнеса.
Впрочем, опрошенные "ДС" участники IT-рынка считают, что риск попадания в число избранных льготников непрофильных коммерсантов сведен к минимуму. Им поставлен заслон в виде требования не менее 70% своих доходов получать именно от предоставления IT-услуг. И если компания соответствует этим критериям, а также обладает активами не менее чем в 50 минимальных зарплат (54,7 тыс. грн.), не имеет налоговых задолженностей и не находится в процессе ликвидации, ей смело можно направляться на встречу с чиновниками.

 

Льготы в массы

Число потенциальных айтишников, которые могут воспользоваться предоставленными властями преференциями, сужает еще целый ряд ограничений и подводных камней. В соответствии с новыми законами субъектами индустрии программной продукции могут считаться исключительно юридические лица. Это автоматически исключает из списка претендентов физлиц-предпринимателей. Безусловно, субъекты предпринимательской деятельности, не имеющие в своем штате наемных сотрудников и работающие на едином налоге, и так не особо обременены налоговыми обязательствами.

К тому же большинство мелких компаний уже успели перейти на упрощенную систему налогообложения, согласно которой ставка налога на прибыль составляет все те же 5%. Освобождение IT-индустрии от уплаты НДС в течение 10 лет для таких компаний также неактуально, ведь они не являются плательщиками этого налога.

Еще одна горькая изюминка заключается в том, что компании, получившие статус участников IT-эксперимента, будут находиться под недремлющим оком фискальных органов, и проведение у них внеплановых документальных проверок станет привычной практикой. По мнению Вадима Шестакова, юриста адвокатской фирмы "Паритет", существует высокая вероятность того, что эти и другие сложности отпугнут многие IT-компании, и они сознательно откажутся от попыток получить льготный статус, продолжая использовать привычные серые схемы работы.

Еще одной задачей, помимо легализации деятельности IT-компаний, на которую авторы законов возлагают особые надежды, является детенизация рабочих мест в индустрии программной продукции. Сейчас, по оценкам нардепов, из 150 тыс. задействованных в отрасли специалистов около 60 тыс. получают зарплату как субъекты предпринимательской деятельности на едином налоге.

Нанять их на полноценную работу с законной зарплатой работодателям мешает излишняя рачительность. Ведь социальный взнос при этом составляет 36,76% от зарплаты. Но если его снизить до 5%, убеждены идеологи внедрения льгот, все программисты станут трудиться легально.

Правда, будут ли компании отказываться от годами наработанных схем и брать на себя дополнительное, пусть и небольшое налоговое бремя, вопрос спорный.

Остается также невыясненным, какой эффект возымеет налоговый эксперимент для бюджета. Депутаты-разработчики, естественно, уверяют, что потерь не будет. Более того, за счет вывода IT-бизнеса из тени они ожидают роста поступлений в бюджет в первый год на 78 млн грн., а за пять лет - на 2,559 млрд грн. Некоторые особо оптимистично настроенные авторы и вовсе нескромно полагают, что уже к 2016 г. айтишники по доле в ВВП сравняются с металлургами. Правда, этого оптимизма не разделяют чиновники Министерства финансов.

По их подсчетам, потери бюджета из-за внедрения налоговых льгот для IT-индустрии составят до 700 млн грн. в год, и поэтому льготы, по их мнению, следовало бы ограничить максимум пятью годами. С другой стороны, если учесть, что изначально народные депутаты вообще хотели их сделать бессрочными, то получавшийся в итоге 10-летний период можно считать взаимовыгодным компромиссом. А предварительные выводы о том, станет ли этот эксперимент удачным, можно будет сделать уже в следующем году.

Сбой программы

Принятие Верховной Радой законов "О специальном налоговом режиме" и "Налоговом эксперименте для IT-индустрии" преподносится чиновниками как открытие новой эры для отечественных айтишников. Ни одна отрасль не может похвастаться такими тепличными условиями работы, которые обещаны нашим программистам и системным интеграторам.
Однако воспользоваться этими льготами смогут только самые крупные и наиболее устойчивые к бюрократическим изыскам чиновников компании. Ведь для того чтобы получить вожделенный статус "субъекта индустрии программной продукции" и право на льготы, необходимо пройти горнила не только налоговой службы, но и Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информации. Сделать это будет непросто, учитывая, что критерии для определения "льготников" расплывчаты и при желании чиновники могут отказать любому не понравившемуся им претенденту. Соответственно, не исключено, что в этом сегменте будет процветать коррупция.

Участники рынка признают, что налоговые льготы могут помочь IT-отрасли нарастить обороты, однако они сомневаются, что за этим последует инвестиционный бум. Ведь инвестиционный климат Украины по-прежнему остается неблагоприятным, а действия властей - непредсказуемыми. Это отпугивает крупных иностранных инвесторов, которые не рискуют вкладывать в эту отрасль большие деньги.

Одной из главных нерешенных проблем, которые могут создать серьезные препятствия для развития IT-отрасли в долгосрочной перспективе, является "утечка мозгов". Иностранным компаниям не составляет большого труда переманить к себе лучших украинских программистов. Новое же поколение не может получить качественного образования в украинских технических вузах, где также осталось мало хороших специалистов. Многие отечественные IT-компании уже начали ощущать дефицит квалифицированных кадров, который с каждым годом усиливается. И если в этом направлении украинские власти не будут пытаться что-нибудь изменить, очень скоро лидирующие позиции наших айтишников могут быть утрачены.

 

К доходам, полученным в сфере IT, относятся:

1. Издание программного обеспечения, включая издание и реализацию системных пакетов программ, служебных и игровых программ, публикацию готового программного обеспечения
2. Компьютерное программирование и все виды деятельности по написанию, модификации, тестированию и обеспечению технической поддержкой, документирование программного обеспечения

3. Консультирование по вопросам информатизации

4. Управление компьютерным оборудованием

5. Создание и внедрение информационно-технических комплексов, систем и сетей

6. Обработка данных, размещение информации на веб-узлах и связанная с ними

деятельность, включая деятельность, связанную с базами данных.

 

Источник: depo.ua,  (Деловая столица)

Раздел: Закон >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*