29 марта 2016

Украинцы переходят на украинское

Украинцы переходят на украинское


Падение платежеспособности населения, скачкообразный рост стоимости импортных товаров из-за девальвации гривны, рост патриотических настроений, а также ряд других факторов привели к повышенному интересу покупателей к товарам украинского производства. Со своей стороны отечественные производители так же активизировали «охоту» на кошельки соотечественников.

Последние доступные данные Госстата (информация за 2015 год будет только в конце мая) показывают, что на «длинной дистанции» потребление украинских товаров постепенно снижается, особенно эта тенденция заметна в части non-food товаров, в производстве которых украинские компании не всегда сильны. Причина банальна – рост доходов населения (в разные периоды и с различной динамикой за 2005-2014 гг) и засилье импортных товаров, при отсутствии достойного предложения со стороны отечественных производителей.

Увы, изменение доли приобретенных отечественных товаров в 2013-2014 гг совершенно не показательно, чтобы продемонстрировать экономность, т.е. переход украинцев на отечественные продукты питания и товары. Доля продовольственных товаров и так велика, а изменение непродовольственной группы на 0,5% сложно считать однозначной характеристикой изменения потребительского поведения.

Удельный вес продажи потребительских товаров, которые произведены на территории Украины, через торговую сеть в 2005-2014 гг, %

 

Источник: Госстат

 

Интересней будет посмотреть динамику удельного веса покупки отечественных товаров при предыдущем кризисе. Так, в 2008-2009 гг доля покупок отечественных товаров продовольственной группы практически не изменилась, тогда как удельный вес украинских non-food товаров увеличился сразу на 3,5%. Впрочем, уже в 2010 году произошел откат обратно на 4,7%, до 50%. Столь значительные изменения в потребительском поведении могли бы вызваны только кризисом, но в 2014-м негативные явления в экономике немного поутихли.

Что покупают?

Спрос на товары отечественного производства за последнее время существенно вырос. По данным Всеукраинского торгового центра в интернете Prom.ua более 20% товаров, купленных в 2015 году - украинского производства. «В 2016 году тенденция усиливается - спрос на украинское растет, в частности, на товары народного промысла и хенд-мейд», - отмечает директор по развитию Prom.ua Денис Горовой.

Если говорить, о количественных показателях, то за январь-ноябрь 2015 года динамика спроса на товары украинских производителей на Prom.ua показала существенный рост: количество заказов - на 130%, товарооборот – на 202%, а средний чек увеличился на 17%.

В целом, спрос на товары украинских производителей постепенно начал увеличиваться с начала 2015 года. Зачастую товары украинского производства не только не уступают по качеству импортным аналогам (в частности, товарам из Турции и Китая), но и превосходят их. Повышенный интерес покупателей к этим товарам стимулирует и предпринимателей увеличивать производство и повышать качество.

Также среди причин роста спроса - относительно стабильная стоимость украинских товаров. Цены на них, в отличие от импортных, менее подвержены курсовым колебаниям, которые наблюдаются с начала текущего года. В то же время, вопреки популярному заблуждению, товары украинского производства хоть и дешевле импортных, но разница не столь существенна, как это может показаться – например, средний чек товаров украинского производства на Prom.ua в - 667 грн., а в целом на площадке - 814 грн.

По словам Дениса Горового, наибольшей популярностью из товаров украинского производства пользуется одежда, преимущественно, женская. Она лидирует и по товарообороту, и по количеству сделок, и по количеству продавцов. Большим спросом пользуются украинские наборы для творчества, в частности, для вышивки нитками, лентами и бисером. Украинская мебель, в частности, кровати и диваны, также пользуются немалым спросом. В десятку самых востребованных товаров попали твердотопливные котлы.

«Больше всего покупок украинских товаров с момента старта проекта (февраль-2016) было осуществлено в следующих категориях: платья женские; женские сумочки и клатчи; комплекты постельного белья, чехлы для телефонов; женское белье», - добавляет Виктор Кириченко, руководитель онлайн-маркета Bigl.ua.

По данным Международного центра интернет-торговли Allbiz, больше всего выросло количество заявок на товары украинских производителей на рынке продуктов питания - рост 124%, сельского хозяйства – 166%, одежды и обуви – 167%. Другие топовые рынки по онлайн-спросу – промышленность, стройматериалы, тара и упаковка. Если же говорить о заявках на украинские товары в 2015 году, то прирост их количества составил 22,5%.

Как отмечают в Prom.ua, максимальная концентрация товаров украинского производства в таких категориях: сырье и материалы - 26%, строительство - 33%, дом и сад - 31%, тара и упаковка - 28%, изделия из металла, пластика, резины - 33%, военторг - 33%, свадебные товары - 30%.

Минимальная концентрация отечественных товаров наблюдается в таких категориях: техника и электроника - 2%, авто и мото - 7%, антиквариат - 7%, медицина - 9%, красота и здоровье - 4%, защита окружающей среды - 5%.

Как продавать?

Тренд «каннибализации» офлайна онлайном уже несколько лет ключевой на В2В рынке, но до сих пор не все украинские компании пришли в сеть. Однако для достижения комплексности продвижения нужно использовать все доступные каналы.

«Для увеличения продаж нужно диверсифицировать каналы – продажа через торговые площадки и собственный сайт, размещение контекстной рекламы, имейл-маркетинг. Компаниям важно считать эффективность каждого канала и стоимость привлечения и удержания клиента. Это очевидные вещи, но, к сожалению, еще не все украинские предприниматели, особенно, если говорить о В2В сегменте малого и среднего бизнеса это делают. Понимая эффективность канала с точки зрения стоимости привлечения клиента, можно составить пул работающих инструментов», - подчеркивает директор по коммуникациям Международного центра интернет-торговли Allbiz Ася Кучина.

По мнению Дениса Горового, все идет к тому, что маркет-плейсы становятся основными каналами сбыта для интернет-продавцов. Например, число активных покупателей Alibaba в 8 раз превышает численность населения Украины. Нет причин полагать, что этот мировой тренд обойдет стороной Украину – и он уже на пороге. И предпринимателям нужно идти туда, где уже есть покупатель.

Еще один путь – выход на зарубежные рынки. «Через локальные и международные торговые площадки сделать это можно без дополнительных значительных бюджетов и отдельных специалистов в компании. К примеру, Allbiz переведен на 26 языков и работает в 90 странах. Компания может разместить информацию о своей продукции в каталоге другой страны, на рынок которой она хочет выйти, при чем все данные о товаре и компании будут отображаться на локальном языке», - резюмирует Ася Кучина.

 Как построить работу отдела маркетинга и выстроить такие инструменты трейд-маркетинга, которые приносят прибыль БЕЗ бюджетов зарубежных компаний знает Т.Скоробогатова (успешный опыт работы в отечественных компаниях на должностях Руководителя отдела маркетинга свыше 20 лет)

Вам нужно уметь просчитывать свой маркетинг? Вы нужно иметь действенные алгоритмы увеличения прибыли? 

7 апреля "Трейд-маркетинговые инструменты получения прибыли"

Онлайн регистрация (дает 5% скидки)

Инфо: (050) 149 26 27

 

ТЕКСТ: Юрий Григоренко

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

  

Личности

Блоги