12 марта 2017

Украинские ритейлеры – о результатах внедрения категорийного менеджмента в своих сетях

Украинские ритейлеры – о результатах внедрения категорийного менеджмента в своих сетях


В ходе подготовки к конференции «CatManMaster-2017: стратегия и практика внедрения категорийного менеджмента» специалисты TradeMasterGroup провели в феврале анкетирование представителей 96 розничных сетей страны с целью выяснения успешности внедрения категорийного менеджмента (катмена) в рознице Украины. Результаты опроса на конференции представила ее модератор Светлана Дмитриева (эксперт в сфере категорийного менеджмента с 14-летним опытом управления в розничной торговле). 

В ходе опроса 40% респондентов представляли национальные розничные сети и 60% - региональные. Всем отвечающим было предложено ответить на десять вопросов. После анализа анкет были получены следующие результаты. 

Отвечая на вопрос о том, внедрен ли в их компании категорийный менеджмент (КМ), 29% респондентов дали положительный ответ. Еще 26% участников опроса заявили, что их компания находится в процессе внедрения катмена. Помимо них 34% принявших в опросе ритейлеров указали, что их розничная сеть еще не начинала процесса внедрения, но активно интересуется категорийным менеджментом и планирует освоить его. И только 11% отвечающих были твердо уверены в том, что их сеть пока что даже не задумывается о внедрении КМ. 

На вопрос о том, с какими сложностями или барьерами сталкивается сеть при внедрении КМ, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов. Ключевым препятствием для внедрения категорийного менеджмента они назвали недостаток времени и квалифицированных кадров – 26%. Еще одна важная причина и препятствие введения катмена – отсутствие единого видения интеграции методологии КМ в бизнес-процессы компании (23%). Также в числе ответов прозвучали высокий уровень сопротивления изменениям (14%), отсутствие у сотрудников понимания того, как работает система категорийного менеджмента (14%), отсутствие единой и одинаково понимаемой всеми сотрудниками стратегии компании (14%), отсутствие единой и автоматизированной системы отчетности (11%), недостаточная мотивированность топ-менеджмента компании на внедрение (11%), недостаток финансовых ресурсов на внедрение КМ (9%). 

В ответ на вопрос о том, практикует ли сеть проекты КМ с участием поставщиков, почти половина отвечающих (46%) дали отрицательный ответ. Примерно такое же количество (40%) ритейлеров отметили, что реализуют подобные проекты с отдельными поставщиками на постоянной основе. А 14% розничных сетей реализовали только один или небольшое количество совместных проектов.

Эти данные, по мнению Светланы Дмитриевой, говорят о том, что у специалистов по категорийному менеджменту – «огромное поле для деятельности». 

Отвечая на вопрос об обязательных условиях для старта совместного категорийного проекта с поставщиком, респонденты могли выбирать несколько вариантов ответов. Тем не менее, на первое место большая часть из них (80%) поставили даже не долю рынка, а высокий уровень доверия и профессиональной коммуникации между сетью и поставщиком. Также в числе необходимых критериев были названы наличие у поставщика опыта реализации аналогичных проектов (29%), владение сотрудниками компании-поставщика методологией КМ (23%), занятие компанией максимальной доли в обороте категории (20%), готовность к инвестированию в развитие категории (17%).  

При этом, даже начав сотрудничество, большинство ритейлеров (49%) готовы отвести поставщику роль партнера проекта – с ограниченным обменом данными;  оптимизацией ассортимента и полочного пространства. Еще 37% представителей сетей готовы предоставить компаниям-поставщикам роль капитана категории, которая предполагает полноценный обмен данными; оптимизацию ассортимента и полочного пространства, ценообразование, промо-активности, управление заказом и товарными запасами. И, наконец, 14% ритейлеров готовы предоставить поставщику чуть более широкие полномочия, которые предполагают управление категорией без обмена данными, а также структурирование выкладки товара на полке. 

Оценивая изменения в процессах управления ассортиментом после внедрения КМ, ритейлеры однозначно называют существенные изменения в ассортиментной матрице (60%). Также отмечены изменения в ассортиментной политике (46%), товарном классификаторе и справочнике (40%), ритме оценки категории и пересмотра ассортимента (40%), системе управления товарными запасами (34%), мотивационной системе (31%), стратегии компании и ее организационной структуре (31%) (респонденты могли выбирать несколько вариантов ответов). Из полученных ответов можно сделать вывод, что после внедрения категорийного менеджмента меняются все процессы управления ассортиментом и движением товарных запасов. 

Также с внедрением КМ положительную динамику продемонстрировали и финансовые показатели розничных сетей. В частности, увеличилась оборачиваемостьтоварных запасов (54%), товарооборот (49%) и маржинальная прибыль (46%). Возросли общая прибыль (34%), средний чек (29%), количество чеков/покупателей (20%).  При этом 6% респондентов признались, что в их компаниях отсутствовала позитивная динамика после внедрения категорийного менеджмента. 

В ответе на вопрос о том, какие программы/системы автоматизированного управления используются при управлении категорией, 77% ритейлеров назвали электронный документооборот (который, по сути, использовался и до внедрения категорийного менеджмента) вместе с автоматическим заказом. Системы быстрой обработки данных (Big Data, Business Intelligence) используют 12% розничных сетей, и еще 11% делают ставку на электронные планограммы. 

На вопрос анкеты о том, как розничные сети проводят анализ рынка категории, 37% опрошенных заявили, что регулярно используют данные Neilsеn, GFK. Регулярно используют данные специализированных маркетинговых агентств в 9% розничных сетей. Еще 23% респондентов заявили, что используют данные специализированных маркетинговых агентств эпизодически, под конкретную задачу. Большая же часть представителей розничных сетей (83%) ответили, что проводят исследования собственными силами.

Все полученные в ходе опроса данные помогли скорректировать в направлении большей практичности программу конференции «CatManMaster-2017: стратегия и практика внедрения категорийного менеджмента», раскрыть в докладах наиболее актуальные для ритейла вопросы. О чем шла речь в выступлениях и обсуждениях на мероприятии, читайте в материалах на нашем портале.

ТЕКСТ: Валерий ЛОБОВКО

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA

Присоединяйтесь к профессионалам торговли на нашей странице FB 

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*

Проверочный код*

Сообщение*

Лучшие компании

  

Личности

Блоги