04 апреля 2017

Франчайзинг: как победить кризис?

Франчайзинг: как победить кризис?


Нестабильная экономика – апокалипсис для бизнеса. Дефолт и девальвация стали его главными всадниками, которые уничтожили почву для роста бизнеса и увеличили риски предпринимателей.

«На сегодняшний день у гражданина, предпринимателя, менеджера есть выбор: проедать деньги, держать их на счетах, в кубышках, в чулках, или вкладывать», - в беседе с журналистом TradeMaster.UA рассказывает Александр Ногачевский, Вице-президент Федерации франчайзинга в Украине.

Любой вклад рискован. Было бы отлично заняться делом, которое уже имеет имя, имидж и надежность, проверенные временем. Все это возможно, благодаря франчайзингу. Кстати, именно эта модель бизнеса стала спасением для экономики в кризисные времена. Но обо всем по порядку. Что же собой представляет франчайзинг в Украине? Какие перспективы здесь его ожидают?

Франчайзинг: что показала чужая практика?

Франчайзинг – это усовершенствованная форма лицензирование. При деловых отношениях такого формата франчайзер (обладатель бизнеса) продает модель своего предприятия второй стороне (франчайзи). При том, франчайзи должен сохранить название компании, ее корпоративный стиль, фирменные логотипы, действовать от имени франчайзера и т. д.

Такая бизнес-модель зародилась в США. Первая компания этого формата начала свою деятельность в 1851-ом году. Изначально франчайзинг практиковался в автомобильном и фармацевтическом бизнесе, а также в индустрии напитков. Позже эту практику переняли европейцы. По некоторым данным, франчайзинг в Украине возник еще в 80-ые гг. прошлого века.  В действительности это не совсем так. В те времена появились первые попытки заключения лицензионных договоров. В действительности, отечественному франчайзингу всего 16 лет. Сейчас эта модель бизнеса является особенно актуальной для украинской экономики. Уже неоднократно практика демонстрировала, что франчайзинг сохраняет свою успешность даже в самые сложные экономические периоды.

Отличным примером служит американская практика. В 1991-ом году экономика США могла бы войти в кризис. Чтобы этого не случилось, законодатели обеспечили либерализацию для развития франчайзинга. Новые правила игры дали предпринимателям мотивации для ведения бизнеса в таком формате.  Таким образом, благодаря франчайзингу, американской экономике удалось предотвратить падение.

Учитывая этот и аналогичные факты, зарубежные правительства поддерживают развитие франчайзинга.

В результате, 90% мировой экономики теперь сформирована, благодаря франчайзингу.

По статистике, на западе около 40% от общих продаж осуществляются через франчайзинг. Кроме статистики продаж радует статистика банкротства.  Согласно подсчетам экспертов, около 90% новосозданных компаний прекращают свое существование в течение 3-х лет. Среди франшиз такой показатель не превышает 10%.

Стоит отметить, что франчайзинг охватывает 90% деловых сфер. Как правило, такие компании относятся к секторам малого и среднего бизнеса. Именно эти типы предпринимательства в развитых странах приносят 50% ВВП. В Украине такой показатель не превышает 16%. Стоит также отметить, что 70% экономики Японии составляет франчайзинг. В США функционирует примерно 320 тыс. франчайзинговых компаний, в которых работает каждый третий житель страны. В таком бизнесе примерно 1 трлн. долларов приходится на годовые розничные продажи и треть от всех розничных транзакций.  На родине франчайзинга самыми распространёнными сегментами направления являются фаст-фуд и отельный бизнес.

Как показала практика, рентабельность бизнеса традиционной модели за первые 10 лет составляет 300%. Рентабельность франчайзинговых компаний за аналогичный период насчитывает 600%. Какие же тенденции и перспективы относятся к нашей стране?

Франчайзинг по-украински

В западных странах 80% от франчайзинговых компаний составляют локальные фирмы. В этом нет ничего удивительного. Имя производителя-соотечественника лучше известно, к нему больше доверия и цены у него должны быть ниже.  На протяжении длительного времени в Украине наблюдалась обратная ситуация. Локальный франчайзинг представлял всего 20%. Война на Востоке страны и экономические трудности сподвигли зарубежных предпринимателей меньше рисковать в чужих чащах. Спрос остался, а предложение сократилось. Это стало стимулом для развития украинских франчайзеров. Сейчас в Украине насчитывается около 53% отечественной франшизы. Одной из самых успешных считается торговая сеть «Наш край». Ее преимущества заключаются в том, что внесение стартового взноса не требуется. Зарубежные франшизы стали менее рентабельными. Причина в высокой себестоимости и низкой покупной способности. Всего на Украине действуют 406 франшиз.

 Такой показатель кажется вполне симпатичным, пока не затронута статистика запада. Для сравнения, в Италии действует около 26 тыс. франшиз, во Франции - 30 тыс. На фоне европейских стран самое большое количество франшиз расположилось в Германии. Их число составило 36 тыс. Франшизовым рекордсменом стали США. Там действует 350 тыс. франчайзинговых компаний. Что же нам мешает развиваться в столь выгодном направлении?

«Тут есть две ключевые проблемы», – комментирует Александр Ногачевский – «Первая - несмотря на то, что франчайзингу в Украине больше, чем 15 лет, все-таки это для нас новая модель предпринимательства и необразованность предпринимателя в общем плане управления предприятием не позволяет использовать эту модель в полном объеме. Вторая проблема в том, что, в наших ВУЗах есть такой факультет, как экономика предприятия, но в нем не идет речь о франчайзинге. Поэтому у нас нет профильных специалистов в том количестве, которое позволило бы (франчайзингу) развиваться так, как он развивается во всем мире».

Александр Ногачевский отмечает, что проведение специализированных семинаров и мастер-классов - весьма затратное дело, если организовывать их за счет профсоюзов, или отдельных компаний. Эксперт отмечает, что основой экономики развитых стран является малый и средний бизнес, поэтому они получают хорошую государственную поддержку. Основные силы сосредоточены на создании государственных программ для обучения будущих предпринимателей. В Украине нет такого содействия ни со стороны государства, ни со стороны муниципалитетов. Без поддержки государства довольно сложно развивать любые сферы.

«Наше украинское образование бестолково, оно, наверное, никому не нужно кроме ВУЗов и преподавателей, которые там работают. Наши специалисты не очень высоко ценятся», - отмечает Александр Ногачевский.

Александр Ногачевский считает, что первая сфера, которая дала бы в Украине быстрый результат - это франчайзинг в военной отрасли. По его словам, в Украине есть множество уникальных разработок.

«Крупнейшая модель франчайзинга в мире - это производство автомата Калашникова», - комментирует Александр Ногачевский.

Эксперт отмечает, что пока украинская военная сфера не представляет, что такое   франчайзинг.

«Мы уже используем лицензирование, но, если бы к этому добавили бизнес-модель (франчайзинга) – нам бы не пришлось покупать оружие заграницей, чтобы защитить свое государство», - продолжает А. Ногачевский – «Вторая сфера, которая вообще не зацеплена, но дала бы большой толчок - это аграрная сфера. Технологии производства, выращивания и переработки в мире передаются по франчайзингу. Ну, и третья сфера, которая каким-то образом уже задействована - это сфера образования и медиа сфера. У нас неплохо развита сфера общественного питания и частично сфера ритейла. Но у нас это 5 % от того, что делятся в Европе и 2 % от того, что делается в США».

Кроме недостаточной проинформированности барьером на пути к франчайзингу стала законодательная база.  Диалог предпринимателей с политиками о введении закона про франчайзинг длится весьма долго и пока безуспешно.

Но, несмотря на все трудности, франчайзинг в Украине есть. 38% от всех франчайзинговых компаний Украины занимает сегмент ритейла. На втором месте находится сфера общественного питания. Она составляет 21%. Сфера образования заняла третье место в рейтинге представленности, но по своему количеству она сильно отстает – всего 5%. Среди самых крупных франшиз в Украине стоит отметить такие компании, как: «Adidas», «McDonalds», «Coca Cola», «Pepsi Cola», «Kodak», «FUJI –Film», «ТНК-Украина», «Lukoil–Украна», «Daewoo Motor», «Baskin-Robbins», «Пица-Челентано», «Ben Franklin», «SPAR-Украина», «Uno Momento» и «American Clearens International».  Среди самых дорогих франшиз, представленных на Украине можно выделить ТМ «Chicken HUT», ТМ «Пиріжкова Хата», ТМ «Burger Club», ТМ «Royal Burger», ТМ «Челентано», ТМ «New York Street Pizza», ТМ «Mafia».  Примечательно, что в секторе ресторанного франчайзинга оплата членского взноса всегда обязательна.

Более мощных оборотов стал приобретать франчайзинг в сфере услуг. Таких компаний в Украине насчитывается несколько десятков. Доминирующими на рынке услуг стали франшизы АЗС, химчисток и кинотеатров. Перспективными направлениями считаются сферы отельного бизнеса, автосервис, сегмент недвижимости и направление услуг для бизнеса.

Франчайзинг в индустрии промышленности также нашёл свое место в нашей стране. Правда, таких компаний пока считанные единицы. Причина в дороговизне франшиз такого типа.

В большинстве случаев наши соотечественники приобретают франшизы из США, России и Германии. В число самых популярных также вошёл британский и итальянский франчайзинг.

По мнению экспертов, среди украинских предприятий есть достаточно много потенциальных франчайзеров. В первых рядах «Київський маргариновий завод» и «Оболонь».

Когда мы не слышим, судьба кричит нам через рупор страданий. Сложившиеся невзгоды стали для Украины толчком вперед. Теперь мы оказались в той ситуации, когда необходимо общими усилиями строить свою страну, ради собственного и общего блага. Этот тренд уже начался и вряд ли его что-либо прервет, ведь здесь в этом никто не заинтересован.

Портал про роздрібну та гуртову торгівлю TradeMaster.UA

Приєднуйтесь до професіоналів торгівлі на нашій сторінці в FB!

Автор: Юлия Мостовая

Раздел: Статьи >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

  

Личности

Блоги