28 апреля 2017

Плодоовощной сектор: что требует сегодня?

Плодоовощной сектор: что требует сегодня?


Сегодня плодоовощная индустрия приобрела особенное значение. Здравая мода на здоровый образ жизни привлекает все больше покупателей к прилавкам с фруктами и овощами. Как сообщают аналитики, в среднем каждый житель Земли съедает за год 62 кг фруктов и 117 кг овощей. По прогнозам, спрос на такую продукцию будет расти. Какие же тенденции бытуют на теперешнем украинском рынке? Какие маркетинговые шаги требует нетерпеливое сегодня?

Что лучше продается?

Экономический кризис ударил по кошелькам и аппетитам украинцев. В 2015-ом году спрос на плодоовощную продукцию ощутимо упал.   Но уже в 2016-ом году экономика стабилизировалась, что дало нашим согражданам возможность потратить больше средств на продукты вкусного и полезного питания. По результатам 2016-го года, розничный товарооборот вырос на 4%. Правда, спрос на отдельные категории товаров упал. Потребители стали меньше покупать рыбу и морепродукты, мясные товары, сыры и кондитерские изделия. Вместе с тем, увеличился спрос на хлеб, пиво, растительные масла и свежие овощи. В числе самых популярных овощей все тот же традиционный набор. Даже в кризис украинцы не обходятся без борщевых овощей. Правда, с апреля текущего года цены на морковь, картофель, капусту и зелень стали заметно повышаться. Причина в том, что теперь основную часть прилавков занимают импортные товары из Польши и Голландии. Остаётся надеяться, что теплый сезон принесет большой урожай, хотя недавно выпавший снег   ставит это под сомнение. По словам фермеров, очень голодными не останемся. Запасы свеклы еще не исчерпались, поэтому цены на этот продукт пока не растут.

Отдельного внимания стоит плодоовощная консервация. Этот сектор стабильно находится в затруднительном положении. На этих видах продукции украинцы предпочитают экономить. Согласно открытым данным, самый большой уровень продаж плодоовощной продукции пришёлся на 2006-ой год.  Тогда продавцам удалось сбыть товары, накопившиеся за предшествующий период. Тогда общими усилиями покупатели поглотили 150 тыс. т консервации.

 Сегодня покупатели предпочитают те виды консервов, которые сложно изготовить в простых домашних условиях. К таким типам товаров относятся консервированная кукуруза, горошек, бобовые, грибы, овощная икра и т. п.  Спрос на законсервированные фрукты практически отсутствует.  В числе самых востребованных брэндов, выпускающих плодоовощную продукцию: «Верес», «Чумак», «Златодар», «Торчин продукт», «Нежин» и «Руна».

Согласно соцопросам, жители Украины предпочитают употреблять свежие фрукты и овощи, вместо консервированных. Самым любимым фруктом наших сограждан является яблоко. Эксперты считают, что Украина имеет большой потенциал и реальные возможности для развития яблочного хозяйства. Говоря об остальных плодовых, практически все фрукты и ягоды поставляются украинским ритейлерам из зарубежья. Поэтому, данный сегмент отрасли можно считать неосвоенным и малоконкурентным.

Еще одним популярным продуктом плодоовощной индустрии являются соки. Среди самых покупаемых -  яблочный и апельсиновый. Основной спрос приходится на товары марки «Sandora» (14%) и Одесского консервного завода (12,7%).

Пока ситуация на внутренних рынках постепенно выравнивается, весьма неплохие показатели демонстрирует внешняя торговля. Это свидетельствует о перспективности отрасли. Согласно статистическим данным в 2016-ом году украинский экспорт составил 36,4 млрд долларов, 15,2 млрд долларов составила  аграрная продукция. Таким образом, почти 4% экспорта пришлось на аграрный сектор. Стоит отметить, что внешнеэкономическое сальдо прошлого года было негативным в сумме почти 2,5 млрд долларов. Тем не менее, сальдо аграриев получило позитивное значение, которое насчитало почти 11,4 млрд долларов. Основную часть экспортируемых товаров составляет сырьевая продукция. Почти 40% доли аграрного экспорта приходится на зерновые культуры, 26% приходится на растительные и животные жиры. Немалую часть составляют сырье для кормовой продукции.

По итогам 2016-го года, украинский экспорт аграрной продукции в страны бывшего СНГ сократился на 18,7%. Востребованным направлением для продаж подсолнечного масла стали Индия, Китай и Нидерланды. Крупные поставки пшеницы отправились в Индонезию, Таиланд и Египет. Еще одним лидером экспортных продаж стала кукуруза. Крупнейшими покупателями этой продукции стали Китай, Египет и Испания.

В целом, отечественный экспорт в ЕС за 9 месяцев прошлого года вырос на 3,3%.

Перспективы плодоовощного сектора

Эксперты отмечают, что украинскому рынку плодоовощных продуктов ощутимо не хватает отечественных изготовителей и фермеров. Аграрный рынок Украины имеет большие перспективы, которые обеспечивают ему сносный климат и плодородные земли. Он привлекателен для западных инвесторов, поскольку в Украине себестоимость аграрной продукции в 3 раза ниже, чем в ЕС. Но отталкивающим фактором является нестабильность в государственной системе и экономике. Кроме высоких налогов и непредсказуемых законодателей, украинская аграрная индустрия имеет ряд других проблем. Инсайдеры отмечают, что нашим товаропроизводителям не хватает хранилищ с качественным современным оборудованием.  Кроме того, выращивание аграрных культур, в особенности фруктов и ягод весьма затратное дело. Чтобы правильно ухаживать за растениями, обеспечить урожайность и экологическую чистоту продукции, необходимо потратить большое количество финансовых средства, которых теперь особенно не хватает.

Эксперты считают, что рынок аграрной продукции смог продержаться на плаву благодаря мелким производителям. Около 85% рынка занимают небольшие частные хозяйства. Все же, в Украине присутствуют компании, обладающие большим земельным банком. Такими товаропроизводителями являются преимущественно транснациональные компании. К ним относятся: «Украинские аграрные инвестиции», «Мироновский хлебопродукт», «Kernel group», «Группа Агропросперис» (главный инвестор «NCH Capital») и «UkrLandFarming».

Стоит отметить, что еще одним крупным пробелом в украинском аграрном бизнесе служит маркетинг. Что же мы упустили?

Способы продаж, которых требует сегодня

Чтобы увеличить спрос на плодоовощную продукцию, американские специалисты постоянно расширяют товарный ассортимент. Для этого им приходится выводить новые сорта. Одними из самых востребованных инноваций стали хрустящий апельсин и   бие (гибрид брокколи и китайской капусты). Но все новое вызывает сомнения. Чтобы привлечь покупателей к новым сортам овощей и фруктов, производители добавляют их в салаты. Салатные новинки всегда пользуются интересом, а новые рецепты встречаются с одобрением.

Отдельное внимание маркетологов получают продукты, пользующиеся самым низким спросом. Чтобы продать, нужно включить их в SММ-стратегию. Если овощ, или фрукт не покупают, это значит, что его не умеют готовить. Подкиньте несколько классных рецептов на своих страницах и распространите их в сети.

Еще одним способом продать невостребованное служит готовая продукция.  Если не хотят готовить по вашим рецептам – приготовьте сами.

Также, не стоит забывать об упаковке. Она играет важную роль при выборе товара. Упаковка продуктов питания должна быть надежной и практичной, чтобы товар можно было взять на работу и попробовать за ланчем. Вместе с тем, она должна быть привлекательной и эстетичной.  Многие маркетологи стараются оформить упаковки с фруктами, как детские конфеты.  Такой вид придает аппетитности, ведь каждый взрослый – ребенок. Популярной тенденцией стала продажа нарезанных фруктов. Их упаковывают в конусные коробочки или цилиндры.  Еще одним интересным решением стала коробка-ячейка. Нередко, отправляясь в гости, покупатель хочет прихватить с собой фруктовый гостинец. Но, полиэтиленовый пакет выглядит не очень эстетично. Решением проблемы стали практичные упаковки, в которых легко помещаются крупные сочные плоды.

Менее удачным, но примечательным ухищрением маркетологов стали обёртки со знаменитостями. Так американцы предпочитают продавать капусту, поскольку она у них не пользуется большим спросом.

 

 

Работая над оформлением, не забудьте про суть. Фрукты и овощи являются скоропортящимися товарами, нужно, чтобы потребители покупали их как можно скорее. Эксперты утверждают, что плодоовощной сегмент крайне остро нуждается в категорийном менеджменте.

Для производителей этого сектора важной составляющей успеха служит управление спросом (demand management). Эта система планирования в качестве исходных берет не только статистику продаж, но также логистические особенности и прогноз погоды.  Подробнее о технике управления спросом читайте в других статьях на страницах TradeMaster.UA.

Альтернативным решением логистических трудностей и высоких цен стала продажа через интернет. Все большей популярности на Западе приобретают интернет-порталы и сайты, где фермеры сами продают свои товары. В Украине онлайн-торговля продовольствием лишь начинает развиваться. Пока таким образом преимущественно торгуют органическими продуктами. Но, как показывает зарубежная практика, традиционному ритейлу пора расширять свою деятельность, создавая виртуальные торговые точки.

Портал про роздрібну та гуртову торгівлю TradeMaster.UA

Приєднуйтесь до професіоналів торгівлі на нашій сторінці в FB!

Автор: Юлия Мостовая

Раздел: Статьи >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги