16 августа 2017

Екатерина Москаленко, МХП: системы TMS в Украине – уже не миф, а реальность

Екатерина Москаленко, МХП: системы TMS в Украине – уже не миф, а реальность


На 17-й Всеукраинской практической Master-встрече ТОП-менеджеров логистики «Прорыв в логистике: достижение максимальной гибкости, скорости, надежности в цепочке поставок и сокращение издержек» Екатерина МОСКАЛЕНКО, директор Киевского филиала ПАО «Мироновский хлебопродукт» представила доклад «TMS в реалиях Украины, миф? Или как мы искали большую зеленую кнопку». В нем эксперт поделилась опытом внедрения на предприятии программного обеспечения для оптимизации транспортных маршрутов, а также привела рекомендации для тех, кто размышляет о подобных шагах. 

Внедрение TMS - системы, которая обеспечивает комплексную автоматизацию управления транспортными перевозками, по мнению докладчика, является очень злободневной и актуальной темой для многих украинских предприятий, которые сталкиваются с необходимостью составлять каждый день маршруты доставки своей продукции потребителю. 

«На сегодняшний день все мы столкнулись с новыми бизнес-реалиями, когда все дорожает и есть необходимость оптимизировать затраты. Расходы растут, ГСМ дорожают, национальная валюта девальвировала, стоимость коммунальных услуг увеличивается, себестоимость продуктов повышается», - сетует Екатерина. 

Кроме того, многие предприятия столкнулись с проблемой недостатка квалифицированных кадров среднего и низшего звена: диспетчеров, логистов, водителей, сотрудников склада. Опытные специалисты с нужной квалификацией уезжают за рубеж, уходят в другие сферы бизнеса, выходят на пенсию.  

Поэтому на МХП задались "вопросом Чернышевского" «Что делать?» и пришли к выводу о необходимости оптимизировать затраты (в том числе и на логистику), снижая при этом зависимость от квалификации кадров. 

Но как этого добиться? Особенно в том случае, если у компании 50-70 единиц транспорта, для которых нужно уметь прокладывать ежедневно маршруты по городу, распределять своевременную доставку в магазины – довольно сложный процесс. 

«Я в логистике 12 лет и знаю, что планировать маршруты по городу – задача, с которой справится далеко не каждый специалист, - отмечает Екатерина Москаленко. – Обычно опытный диспетчер на уровне подсознания решает, в какую часть города, какой автомобиль и с каким водителем отправить – все это он "вычисляет в голове", разбрасывает по районам. Увидеть эффективность и результат его действий можно только по GPS, посмотрев, куда поехала машина. А понять, сколько стоит километраж, в какую сумму обходится доставка, практически невозможно, – когда сотрудника спросить об этом, он, скорее всего, растеряется». Главным для диспетчера является то, чтобы вся продукция отправилась к потребителю, а времени и сил на дополнительные расчеты просто нет. 

Работает предприятие по «районной» модели: за каждым районом закрепляется водитель или водители, заработная плата которых зависит от тоннажа и количества обслуженных торговых точек: чем больше продукции шофер вывез и чем больше количество магазинов посетил, тем выше будет его денежное вознаграждение. Средняя заработная плата водителя на предприятии, по словам докладчика, - 14 тыс. грн, но некоторые умудряются увеличивать ее до 35 тыс. благодаря премиям и сильному старанию. 

Изучив опыт ряда компании (в том числе и иностранных), в МХП решили оптимизировать логистические затраты с помощью внедрения TMS-системы. Ожидалось, что новое ПО обеспечит комплексную автоматизацию управления транспортными перевозками, снизив пробег транспорта, что позволит экономить на ГСМ и ТО ремонтах автомобилей. А также уменьшить зависимость от опыта персонала. 

«Мы ставили перед собой амбициозную задачу: избавиться от зависимости от квалификации персонала. Чтобы даже человек без большого опыта работы мог нажать «большую зеленую кнопку» и получить в течение 15 минут готовые маршруты для всех водителей по городу и области». Сейчас даже опытному диспетчеру необходимо 2-3 часа для того, чтобы составить все маршруты. 

Еще одно требование, которое ставилось перед будущей разработкой: чтобы составление маршрутов и контроль за их выполнением проводилось в одной программе - GPS не позволяет увидеть, в какой точке, в котором часу водитель привез продукцию. Особенно если выезжает более 40 единиц транспорта. 

Также ПО должно предоставлять возможность аналитики, по которой можно быстро, удобно, прозрачно в любой момент времени отследить KPI по доставке. Это позволяет обеспечить равномерную нагрузку на склад и контролировать объем загрузки транспорта. Кроме того, предполагалось сделать все процессы технологичными: выдать каждому водителю по планшету, в который он может загружать маршрут и видеть, в какой последовательности он должен посетить торговые точки, в какое время какой груз куда доставить. Это позволило бы не тратить длительное время на обучение новых сотрудников. 

После изучения предложений на рынке в МХП выбрали разработчика своей TMS-системы.

 Что это дало?

Предприятие получило облачное решение: доступ к информации возможен из любой точки мира, что очень удобно для сотрудников и руководителя.

Интерфейс просмотра масштабируемый, что позволяет понять ситуацию с доставкой на текущий момент. Одновременно можно видеть 10-15 машин, а проскроллив – и все остальные. Зеленым цветом на экране показываются точки, в которые уже доставлена продукция, желтым – куда нужно доставить. 

Кроме того, решение позволяет настроить дополнительные точки анализа - любые показатели KPI, которые важны и интересны для логиста. 

Также программа прорисовывает трек, по которому должен поехать водитель для того, чтобы сэкономить километраж. Этот маршрут показывается на карте, где флажками отмечаются магазины или заведения общественного питания, куда уже доставлена продукция и куда еще только нужно заехать. 

Кроме того, программа представляет аналитику за различные периоды времени. В качестве примера эксперт привела данные за апрель: всего совершено 20,5 тысяч визитов с грузом к клиентам, из них 1600 визитов – с опозданием, 14 – раньше времени (до указанного временного окна).

Возможные проблемы 

Но наряду с достижениями появились и проблемы. Прежде всего - саботаж со стороны персонала. Водители не хотели ездить по порядку, заявляя о том, что маршруты, которые строит программа, для них неудобны: они привыкли ездить по определенным районам, программа же требует делать доставку в торговые точки, которые могут находиться в разных районах, по пути следования. Это не всегда удобно в столице и пригородах, особенно, если доставляется разный по характеру груз. К примеру, колбасу можно доставить и после обеда, а свежемороженое мясо должно прибыть в течение нескольких часов. Решать эту проблему пытаются с помощью мотивации персонала: водителям платят за то, что они соблюдают порядок доставки, за оптимизацию километража и т.д.

Второй проблемой оказались карты: так как программа чешская, карты в ней были не совсем адаптированы к реалиям Украины. На них не учтена грузоподъемность дорог и практическая «непригодность» некоторых «транспортных артерий» к передвижению по ним. Поэтому предприятие проводит оптимизацию карт силами подрядчика. 

Третьей проблемой оказалась низкая грамотность водителей, многие из которых никогда в жизни не пользовались планшетами и смартфонами. Их приходилось обучать, показывая каждому как включить гаджет, настраивать его, загружать маршрут и следовать ему. 

Самой же главной проблемой, которая, по словам г-жи Москаленко, даже ставит под угрозу внедрение автоматической «зеленой кнопки», стала зависимость всего процесса доставки от характера личных коммуникаций водителей с приемщиками на торговых точках. При наличии доверительных отношений все возможные «проблемки и неувязочки» (к примеру, опоздание на пять минут) решаются быстро и эффективно, если же такое доверие отсутствует, то водителя могут «держать» полтора-два часа и больше, что «сводит на нет» все преимущества применения нового программного обеспечения. 

Рекомендации по внедрению 

Всем коллегам, которые намерены также внедрять TMS-систему, Екатерина Москаленко рекомендует помнить о нескольких важных моментах.

Прежде всего – в программах должны быть прописаны объемы доставляемой продукции, объемы кузова автомобилей, временные окна приема продукции контрагентов. Не меньшее значение имеет и соблюдение товарного соседства – особенно если компания работает с разными товарными группами, которые требуют различных температурных режимов доставки. Также должно проводиться геокодирование точек доставки, синхронизация данных с GPS. Обязательно нужно учесть время на обучение сотрудников, особенно диспетчеров и водителей. Внедрять ПО эксперт советует постепенно, тестируя на 3-4 маршрутах – уже на этом этапе могут появиться определенные «сюрпризы». 

«Когда мы только начинали общаться с разработчиками, они обещали нам, что количество необходимого для доставки продукции транспорта сократится до 37 единиц. Когда же все наши условия были введены в программу, оказалось, что  транспорта не хватает, и вместо 45-50 автомобилей нам нужно 70 машин. По словам разработчиков, при тех условиях, которые мы выдвигаем (в частности, соблюдение всех «временных окон» и др.), нужно никак не меньше 70 машин», - рассказывает докладчик. 

Кроме того, программа во многих случаях «усредняет» ситуацию, не учитывая скорость выгрузки водителей в точке, а также проблемы, которые часто возникают при работе с весовым товаром, достаточно сложный документооборот. 

Обычно все разработчики предоставляют возможность попользоваться своим продуктом бесплатно в течение месяца-двух, поэтому в этот период нужно попытаться максимально заложить все данные, которые нужны компании, чтобы понять, нужна ли эта программная разработка, или без нее можно обойтись. 

«Всем, кто намерен внедрять TMS, рекомендую, прежде всего, ответить самому себе, что вы хотите от такой системы получить. Вы намерены получить контроль за доставкой? Оптимизировать маршруты? Снизить расходы на ГСМ? Будьте честны сами перед собой и постарайтесь понять, сможете ли вы это сделать?», - советует спикер. 

Итоги внедрения: «зеленой кнопки» не существует 

«Мы перешли на новую программу, но «зеленой кнопки» так и не нашли, - считает Екатерина Москаленко. - На сегодняшний день планируем адаптацию маршрутов к привычной логике развозки по районам. Зависимость от персонала осталась, но зато получили удобный прозрачный инструмент контроля и анализа. И в целом снизили пробеги транспорта где-то на 5-7%. Продолжение внедрения, конечно, будет продолжаться – уверена, что у нас все получится». 

Запись и адаптация ТЕКСТА: Валерий ЛОБОВКО

ВСЕ НОВОСТИ

ВСЕ СТАТЬИ

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

  

Личности

Блоги