03 января 2019

Автоматизированные магазины — будущее ритейла и логистики

Автоматизированные магазины — будущее ритейла и логистики

1158

Магазины без продавцов, супермаркеты без посетителей, автоматизированные точки продаж уличной торговли — эти и другие форматы уже сегодня работают в США и странах Европы. Многие из них пока не появились в Украине, но Сергей Евтушенко, владелец розничной сети «Червоний маркет», утверждает, что совсем скоро они будут и у нас.

О тенденциях автоматизации ритейла и опыте внедрения новых технологий в своей сети эксперт рассказал во время конференции «XX Всеукраинский День логиста», которую TradeMasterGroup провела 30 октября 2018 года.

Amazon Go, «Ашан», «Червоний маркет» — одни из первых автоматизированных магазинов в мире. Кто следующий?

«Выживают те, которые приспосабливаются». Сегодня в деловом мире звучит интерпретация этого выражения: «Выживают не самые сильные и богатые, выживают новаторы». Подтверждение мы можем (или совсем скоро сможем) увидеть у крупных сетей, которые работают в Украине.

«АТБ» идет в скорость и более яркие цвета:


«Ашан» становится «Мій Ашан»:


Сеть «Червоный маркет» внедрила автоматизированный магазин. Почему к этому пришли, и откуда возникла такая идея? «Из проблем. Они всегда являются источником инноваций», — говорит Сергей Евтушенко.

Среди проблем «Червоного маркета» он называет такие:

- отсутствие персонала;

- воровство товара;

- отсутствие дорогих товаров;

- очереди на кассах.

Это подтолкнуло сеть открыть первый автоматизированный магазин:


Здесь принцип работы следующий: вместо тележки — сканер штрих-кодов либо собственный мобильный телефон.


На полках представлены образцы товаров. Покупателю достаточно отсканировать штрих-код и товар попадает в виртуальную корзину. Для завершения покупки необходимо отсканировать соответствующий штрих-код и товар реально попадает в корзину.

На выставке франшиз в Стамбуле сеть «Червоный маркет» за свой автоматизированный магазин получила премию как самый инновационный проект.


«Мы пробили свой первый чек в таком магазине 1 февраля 2018 г. Буквально на неделю позже, чем Amazon Go в Сиэтле. Сейчас мы занимаемся прототепированием, то есть смотрим, как реагируют покупатели на такой формат. Мы хотим дать ему будущее», — говорит Сергей Евтушенко.


«Ашан» развивает автоматизированные магазины. В Китае у них уже есть такой, где покупатели обслуживаются без продавца.


В 2013—2014 году стартовал российский проект «Все сам». Но, к сожалению, формат не удался.


В октябре этого года открылся магазин такого формата в Белоруссии. Здесь на каждом товаре наклеены RFID-метки. Накладываете товар себе в корзину и когда выходите, происходит считывание и расчет.


«По нашему опыту, RFID-метки — дорогие и имеют ряд недостатков:

- не позволяют быстро делать переучет;

- не предотвращают кражу товара персоналом магазина.

- могут не считываться на товарах, которые сделаны полностью из металла, жидкостей и т. д.

Мы от этой технологии отказались. Однако проект имеет место быть. Посмотрим, что получится в Белоруссии», — рассказывает Сергей Евтушенко.

И один из самых известных проектов в Украине — «Аптека низких цен», которая запустила автоматизированную аптеку. По словам эксперта, проект очень удачный.


Сергей Евтушенко уверен, что автоматизация продаж — будущее и одна из составляющих успеха в ритейле.

Какие бизнес-модели будут использовать автоматизированные магазины?

Что первично — технология или бизнес-модель? Если разработка не имеет экономического смысла, не будет перспектив. Эксперт приводит несколько бизнес-моделей, для которых приемлема автоматизация в рознице. Этих форматов в Украине практически не существует или они делают на нашем ринке только первые шаги.

Обычные продуктовые супермаркеты переходят в новые форматы. К примеру, компания Takeoff занимается таким переформатированием сейчас в США — переводит их в автоматизированные магазины. Преимущества: сокращается место, многие процессы происходят быстрее и становятся более автоматизированными.

Сеть «Червоный маркет» идет в ногу с тенденциями. «Мы поставили себе цель в 2019-ом переформатировать существующие магазины у дома в автоматизированные», — делится планами владелец.

Следующий формат — контейнерная торговля. В США есть фуд-траки — переездная торговля продуктами питания.


Сеть «Червоный маркет» немного видоизменили этот формат, и сейчас ведет переговоры с компанией «Новая почта», чтобы автоматизировать пункты выдачи в небольших поселках, селах. Пока в планах тестирование. Причина — глобальная нехватка квалифицированного персонала, и автоматизация в данном случае является хорошим выходом. «Наша цель, чтобы в течение года любой проект по автоматизации был востребован и окупил инвестиции», — поясняет Сергей Евтушенко.

Еще одна модель — «Дарк стор». В Украине данная ниша полностью свободна. В России такой первый магазин открывает «Перекресток». Это — супермаркеты, где нет ни одного покупателя, только персонал. Магазины открывают в густонаселенных районах, заказ происходит через интернет, его тут же собирают и доставляют в двери. Такой формат сейчас очень распространен в Англии и США.


Вендинговые автоматы останутся, но будут усовершенствованы. Их сделают быстрыми и с большим выбором.


Очень перспективная бизнес-модель — «Драйв маркет» (также пока не представлен в Украине). Данный формат сейчас популярен в США. Получив заказ через интернет или посредством других автоматических технологий, его собирают. Все, что нужно сделать покупателю — подтвердить заказ и подъехать на парковку, где товары загрузят в багажник.


Автоматизация складов. В Силиконовой долине большие компании нанимают много стартапов, которые работают по двум условиям:

1) получают доступ ко всей аналитической информации большой компании;

2) находятся вне этой компании, чтобы корпоративная культура не могла поглотить стартап-команду.

И получают они только одно задание.

«Мы пробовали эту систему на нашем складе при настройке и автоматизации складских процессов, внедрение WMS-системы, и сэкономили таким образом много денег. Сейчас предлагаем данную услугу другим компаниям. Делаем не только на участке логистики. Как показывает практика, задействован и категорийный менеджмент, и маркетинг, и отдел продаж. С ними со всеми нужно коммуницировать, чтобы на складе произошли качественные изменения. Преимущество Украины в том, что у нас одна из самых дешевых интеллектуальных услуг в этой сфере деятельности. И мы советуем компаниям пользоваться такой ситуацией», — подытоживает Сергей Евтушенко.

Читайте также: Управление запасами в магазинах разного формата

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA 
 

 

TradeMaster в социальных сетях 

 

По поводу размещения Ваших материалов на портале пишите на press@trademaster.com.ua

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел: Статьи >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*