06 квітня 2011
Святослава СВИСТ, Nielsen Ukraine: Анализ рынка продуктов питания в Украине
Компания Nielsen Ukraine каждый год проводит маркетинговые исследования, чтобы понимать, как выглядит розничный рынок в Украине. Стоит отметить, что все данные, которыми руководствовалась специалист во время выступления, не были взяты с Государственного комитета статистики Украины (Госкомстата). «Все цифры отобраны на базе исследования СЕНСУС, когда собирается информация о торговых точках, их формате с помощью специальной формы, которая позволяет аудиторам компании оценить реальное розничное пространство в Украине», - отметила Святослава СВИСТ.
О РОЗНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
С начала исследования рынка в 2005 году четко прослеживалось сокращение количества торговых точек в Украине, однако, по данным последнего исследования и переписи торговых объектов в 2010 году, можно говорить о тренде увеличения их количества. «Разница небольшая, около 2%, и это только первые данные, которые со временем будут более конкретными и четкими. Но на сегодня уже можно говорить, что почти все торговые форматы развиваются и показывают рост: как современные форматы: гипер-, супер-, мини-маркеты, так и продовольственные традиционные магазины. Увеличивается количество павильонов и точек на открытом рынке. Падение замечено только в формате «киоски», - рассказала г-жа СВИСТ.
Наибольший потенциал роста отмечается среди современных форматов торговли, поскольку Украина развивается в направлении Европы, где активно развиваются гипер-, супермаркеты и минимаркеты. «По состоянию на 2010 год важность современной торговли, по нашим исследованиям, на примере FMCG-продукции, составляла 33-35%, потому достаточно весомой для Украины остается традиционная торговля и открытые рынки», - отметила Святослава СВИСТ.
В этом году компания Nielsen Ukraine попыталась проанализировать такие показатели, как: торговое пространство магазинов современных форматов в соотношении «торговая площадь магазина на одного жителя в кв.м.». Для сравнения были взяты показатели стран Европы, Турции, России и Украины. Например, в Норвегии и Германии на одного жителя приходится около 400 кв.м торговой площади в то время, как в Турции, России и Украине - около 90 кв.м/чел.
Согласно официальной статистике (Госкомстат), темпы развития розничного товарооборота составляют +20% (в прошлом году говорили о показателе в -20%).
ИТОГИ ПРОДУКТОВОЙ РОЗНИЦЫ В 2010г.
В феврале-марте 2010 года все еще отмечался негативный тренд по объемам продаж, но со ІІ-го квартала продажи начали расти, также замедлился рост цен. Если принять во внимание показатели за весь 2010 год, то можно отметить негативную, по сравнению с 2009 годом, тенденцию по объемам продаж – около 6% в общем объеме роста продаж, и 10%-ный рост цен.
Святослава СВИСТ отметила, что в разных категориях товаров наблюдаются разные тренды, потому нельзя сделать общий по категориям вывод, что произошло на самом деле: рост объемов продаж или изменения в упаковке, которые рождает спрос: «Мы пытались проанализировать и выяснили, что в каждой категории своя динамика, свои тренды, так как появляются новые сегменты, или производители вводят новые упаковки. Таким образом, происходит переориентация в категориях, из-за которой меняются потребительские предпочтения».
С точки зрения инфляции и темпов развития, в продовольственных категориях в целом важность современной торговли составляет 37%, но в некоторых категориях этот показатель может колебаться. Темпы роста современной торговли по стоимости продаж остановились на уровне 23%, а по объемам продаж – на уровне 4%.
На сегодняшний день в традиционной торговле можно видеть падение до -2,5% по объемам продаж и 18% по стоимости продаж. Самый высокий уровень инфляции (Инфляция Nielsen = Value % Chg – Volume % Chg) отмечен в обыкновенных продовольственных магазинах (на уровне 22%), а самый низкий показатель – в формате гипер- и супермаркетов. Что касается формата «киосков», здесь происходит самое значительное падение продаж и почти незаметный рост по стоимости, инфляция остановилась на уровне 16%.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ СРЕЗ
По данным исследования Nielsen, Юго-восточный регион Украины вышел в лидеры по объемам и стоимости продаж в 2010г., также выросли объемы продаж в Северо-восточном регионе.
Падение по объемам продаж произошло в Восточном регионе и Киеве. Стоит отметить, что самый высокий уровень инфляции наблюдается в Западном и Центральном регионах: 23,5% и 25% соответственно.
Падение продаж продуктовой корзины в Киеве и Восточном регионе, по словам Святославы СВИСТ, было обусловлено слабым развитием ТОП-5 продуктовых категорий в этих регионах.
Что же происходит в категориях?
В корзине продовольственных товаров существенных перераспределений не произошло, так как ключевые категории сохранили свои доли (к ключевым стоит отнести: «пиво», «газированные напитки», «минеральная вода», «кофе», «снеки», «соки», «шоколад (весовой)», «шоколад ассорти», «чай»). Важно отметить, что высокий рост по стоимости продаж произошел во всех «шоколадных» категориях.
Общая динамика для пива, так же, как и для кофе и сладкой воды, в объемах продаж – негативная, при росте по стоимости продаж.
ТОП-категории показали максимальный рост в разных каналах:
§ пиво показывает самый большой рост в канале современной торговли (гипер-, супер-, мини-маркеты);
§ газированные напитки и минеральная вода – в павильонах, количество которых увеличивается;
§ кофе – в традиционных продуктовых магазинах;
§ шоколад – в современной торговле, традиционных продуктовых магазинах и павильонах.
Развитие категорий в современных форматах
«Если рассматривать исключительно современную торговлю, то самые высокие темпы роста показывают:
§ томатная паста (+18%);
§ минеральная вода (+15%);
§ энергетики (+15%);
§ макароны (+11%);
§ творог (+10%).
В свою очередь, падение продаж отмечается в таких категориях:
§ шоколадное драже (-36%);
§ сушеные рыба и морепродукты (-27%);
§ пюре быстрого приготовления (-26%);
§ глазурованные сырки (-20%);
§ вафельные торты (-20%).
Это, по словам Святославы СВИСТ, своеобразный намек на то, что украинский потребитель начинает размышлять над темой здорового питания. «Также возможно, что тренд роста в стоимости говорит о ситуации с ценами и о ценовой категории тех или иных товаров», - отметила эксперт.
Важные тренды продуктового рынка
Также в рамках доклада г-жа СВИСТ рассказала о потребительских предпочтениях и шагах производителей для увеличения объемов продаж в определенных категориях.
В категории «пиво» самая значимая упаковка - 0,5 л (50% продаж) даже несмотря на то, что она упала в объемах продаж за 2010г. на 9%. В 2010г. рос спрос на упаковки 1,25 л, 1,5 л и 2 л. Интересно, что Восточный регион в 2010г. «упал» по объемам продаж пива на 15% и оказался единственным регионом, где снизились продажи в данной категории.
В 2010г. упали продажи кофе-миксов (-7%Volume Chg) и выросли продажи кофе в зернах и молотого (+10%Volume Chg). В категории «кофе» замечено множество новых видов упаковок, которые показывают большой рост в 2010 году.
Важным трендом на украинском рынке является то, что потребители переключаются со сладких газированных напитков на минеральную воду. Но важность минеральной и сладкой воды почти одинакова 44% и 42% соответственно, а темпы роста объемов продаж разные: рост отмечается в минеральной воде, а падение – в сладкой воде. Также достаточно высокие темпы роста отмечаются в «холодных чаях».
По данным исследования, в 2010г. увеличилось потребление традиционных молочных продуктов. Падение в объемах продаж происходит в категориях «глазированные сырки» (-23%), творожные десерты (-12%), растут: простокваша, ряженка и кефир (+5%), молоко (+7%), сметана (+1%), творог (+10%), жидкие сливки (+11%) и йогурты (+8%).
Стоит отметить, что в связи с ростом цен в категории «орешки», потребители переключились на более дешевую категорию – «семечки». Так, -20% продаж показали орешки, в т.ч. фисташки (-36%), из-за роста цены за 1 кг (+23%), но прибавили в объеме на +68% семена подсолнечника.
Немаловажную роль в современной торговле играют продукты СТМ, так как их доля в сетях растет. На сегодня 59% украинцев покупают товары СТМ из-за экономического кризиса и 69% украинцев продолжат приобретать СТМ после выхода Украины из кризиса.
Настроения потребителей
По словам Святославы СВИСТ, индекс потребительского доверия снижается и на сегодня составляет 76%, тогда как в Европе - 78%, а в Польше - 88%. Украинцы чувствуют кризис больше, чем соседи, хотя наблюдается позитивная тенденция по сравнению с началом 2010г. Так, 86% потребителей считают, что Украина находится на стадии рецессии, при этом большинство украинцев (62%) не верят, что их страна сможет выйти из кризиса в ближайший год.
Кроме того, по мнению 80% опрошенных украинцев, перспективы работы ухудшаются. Тем не менее, большинство из них считают, что в финансовом плане у них все в порядке. При этом, около 70% украинцев считают нынешнее время не очень благоприятным для покупок.
Население больше всего волнует экономика, рост цен на продовольственные товары, здоровье и дети. В это же время в Европе более актуальной темой является повышение цен на коммунальные услуги.
Стоит отметить, что значительная часть опрошенного населения говорит о том, что они экономят, но летом разрешают себе немного расслабиться. Украинцы тратят деньги на одежду, улучшение домашних условий, а также делают сбережения, в то время, как в Европе большое количество людей делают сбережения. Среднестатистический украинец старается экономить на одежде, развлечениях и технике.
Святослава СВИСТ сделала акцент на том, что европейцы переходят на более дешевые бренды, но украинцы в этом плане достаточно консервативны. При проведении опроса о способах экономии в кризисный период, респонденты отвечали, что будут делать покупки в наиболее дешевых магазинах (46%), покупать товары на распродажах (45%), а также покупать большие упаковки товаров (45%).
ВЫВОДЫ
• В стране возобновился рост розницы: открытие новых торговых точек (кроме киосков), рост товарооборота;
• В конце 2010г. заметна тенденция к росту объемов продаж и замедлению роста цен;
• Происходит географическое перераспределение продаж: падает важность Киева и Восточного регионов, растет важность Юго- и Северо-Восточных регионов;
• Растет значимость категорий: шоколад, минералка, молочные традиционные продукты, снеки;
• Индекс потребительского доверия в Украине низкий и продолжает падать, что заставляет украинцев экономить различными доступными им способами.
Автор: Тамара Радчук
ФОТОРЕПОРТАЖ КОНФЕРЕНЦИИ: http://trademaster.com.ua/352/
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster
Раздел: Статті >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар