28 марта 2014

Ритейлер Metro запускает локальную франшизу в Молдове

Ритейлер Metro запускает локальную франшизу в Молдове

1246

Компания Metro Cash & Carry Moldova приступила к реализации  первого франчайзингового проекта, который подразумевает открытие сети продуктовых магазинов шаговой доступности под вывеской Odido.

В ближайшие 4 года ритейлер планирует запустить в работу не меньше 300 магазинов, преимущественно на периферии. Предполагается, что большинство из них будут действовать на базе торговых точек с устаревшим форматом торговли.

По словам Микеле ДИНТРОНО, директора «Metro C&C Moldova», франчайзинговая программа была запущена в 2012 году, когда франшизой заинтересовались несколько коммерсантов, начавших работать в тестовом режиме. Сегодня сеть Odido насчитывает 14 магазинов, расположенных в Кахуле, Теленешть, Яловень, Резина, Стрэшень, а также в Кишиневе. Среди потенциальных франчайзи числятся порядка 70 предпринимателей, располагающих коммерческой площадью. По требованиям франчайзера, она должна варьировать в пределах 50-150 кв. м и быть пригодной для торговли по системе самообслуживания.

Согласно контракту, владельцы франшизы не выплачивают ни паушальных взносов, ни роялти, взамен они должны соблюдать ряд требований при закупках. К примеру, ассортиментная линейка должна включать весь перечень товаров под собственными торговыми марками Metro (Aro, Fine Food, Select Horeca, Rioba, Fairline, Sigma, Tarrington House и др.). Также франчайзи обязан закупать у Metro определенный набор наиболее ходовых товаров других поставщиков. В общем объеме этот «обязательный» ассортимент составляет порядка 20%. Остальную часть товара франчайзи может выбрать по своему усмотрению, в зависимости от спроса и зоны охвата покупателей.

«Мы не выдвигаем партнерам сложных условий, - отмечает г-н ДИНТРОНО. - И не финансируем их бизнес: мы лишь координируем процесс запуска магазина, после чего консультируем их владельцев по мере надобности. Если у потенциального франчайзи есть помещение или рабочий продмаг, специалисты выясняют, где расположена торговая точка, как и чем она оборудована и оборудована ли вообще, после чего разрабатывается проект с расчетом необходимых инвестиций. Как правило, запуск одного магазина Odido потребует от 10 до 15 тыс. евро, не более. При этом у нас есть соглашения с поставщиками торгового оборудования, от которых мы добились вменяемых цен. Однако, коммерсант сам решает где и какое оборудование приобретать. Главное, чтобы оно подходило под формат самообслуживания. Торговлю через прилавок Odido не практикует».

 

Своим франчайзи ритейлер предоставляет вывески, униформу, материалы для оформления торговой зоны, а также весь инструментарий по мерчандайзингу (с планограммами, расположением полок, описанием ABC-зоны и проч.). В рамках проекта проводятся тренинги, где партнеры получают сведения по оптимизации бизнес-процессов, по зонированию торгового пространства, закупкам и, особенно, по выкладке товара. Согласно контракту, «школу торговли» у Metro должен пройти весь персонал магазина. Также владельцы точек Odido получают 5% скидку на всю линейку private label Metro и 3% скидку — на остальные товары, приобретенные там. Всю рекламу на радио, ТВ и в соцсетях оплачивает Metro. Вообще, что касается каких-либо выплат, они сводятся к ежегодной сумме в 5-7 тыс. леев для покрытия расходов на содержание консультантов сети. 

На первый взгляд, интерес оператора к мелкорозничному формату выглядит странно. За последние два года объем продаж молдавской продовольственной розницы не растет более чем на 1-3%, при этом в 2013-м почти прекратился экстенсивный рост сетей (из заявленных 15 маркетов открылось всего три).

Прямые конкуренты Odido - «Пятерочка» и Unimarket - снизили темпы: первая довольствуется семью магазинами, второй остановился на тридцати. Linella ушла из мелкоформатного ритейла, торговлю на площади до 150 квадратов в сети не практикуют. В Metro отмечают, что новый проект сработает на перспективу.

 

Согласно расчетам компании, к 2018 году годовой объем продаж сети Odido из 300 точек будет на уровне 700 млн. леев. Половину этого объема составят товары, закупленные в Metro. Одним словом, компания формирует дополнительный канал сбыта с помощью локального зонтичного бренда.

 

Стоит отметить, такой метод в немецкой Metro Cash & Carry International практикуют с 2010 года, когда доходы компании пошли на убыль. В кризис на долю мелкооптовых клиентов пришлось лишь 40% продаж сети, остальное составляют покупатели, приобретающие товары для личных нужд. В этих условиях Metro запустил франчайзинговую программу в странах Восточной Европы, но более успешной она стала в Польше. Именно там появилась сеть Odido (в переводе - «от и до»), которая сегодня насчитывает 1,8 тыс. магазинов по всей стране. Этот рекорд объясняется спецификой польского ритейла: на местном рынке действуют порядка 78 тыс. мелких и средних продмагов, из которых больше половины принадлежат какой-либо сети. Там формат магазинов «у дома» наиболее популярен, поэтому на первый план вышли сети Zabka и Po sasiedzki. Порядка 30 тыс. несетевых продмагов постепенно поглощаются кем-то из сетей, поэтому приход Metro обеспечил успех его Odido.

Через год оператор запустил франшизу в Болгарии, Румынии и Сербии, но уже под другими названиями. Так, в Болгарии сеть получила название «Моят Магазин» («Мой магазин»), которая сегодня насчитывает 1,5 тыс. маркетов. В Сербии она называется Moja Radnja («Моя родня»), под этим брендом действует 1 тыс. продмагов. В Румынию компания зашла с франшизой La Doi Pasi («В двух шагах») в начале 2012 года. В то время закрылась не оправдавшая надежд сеть «Mic.ro», которая оставила Metro свою долю рынка. Но и без этого регион считался перспективным: число мелких продмагов в Румынии превышает 70 тыс., а их общий оборот — 8 млрд. евро. На момент официального запуска сети La Doi Pasi, 80 магазинов работали в тестовом режиме, через полгода их уже было 300. Сегодня сеть La Doi Pasi насчитывает более 500 продмагов.

 

В СНГ программа стала пробуксовывать. К примеру, в Украине франшиза адаптировалась дважды. В 2011-м Metro запустил там сеть «Мой магазин», но дальше нескольких точек дело не пошло. Чуть позже проект был перезапущен под вывеской «Щедрий Кошик» («Щедрая Корзина»), однако за год было открыто всего восемь маркетов. В 2012-м Metro увеличил выручку в Украине почти на 11% - до 877 млн. евро, что позволило усовершенствовать три направления компании — продвижение Rioba, Metro для офиса» и «Щедрий Кошик». Большую долю рынка сеть пока не заняла, однако за полтора года она увеличилась до 70 магазинов.

В Россию Metro зашла с франшизой со стороны Санкт-Петербурга, где полтора года назад открыла два магазина шаговой доступности «Фасоль». Это была тестовая площадка, где долго изучалось покупательское поведение, выстраивался ассортимент, выявлялся спрос на дополнительные услуги. Рекламная поддержка у «Фасоли» была мощной, тем не менее, франшизу покупают с трудом. Больше 15 продмагов сеть не выросла, а к концу 2013-го она и вовсе сократилась до 12 точек.

На этом фоне наш случай выглядит перспективнее, невзирая на емкость местного рынка. Metro зашла в Молдову в 2004 году и шесть лет проработала «в минус». В 2010 году молдавское подразделение компании получило независимость от румынских кураторов, Metro Cash & Carry Moldova возглавил Микеле Динтроно, который сумел извлечь прибыль из вверенного ему хозяйства. Годовой объем продаж компании в Молдове не афишируется, но уточняется, что сейчас «он равен 2% от ВВП страны».

Сетевик считает бизнес-модель Odido удачной: во-первых, она дает Metro гарантированную возможность продать свой товар. Во-вторых, это удобно коммерсантам, так как решается проблема логистики, издержек и формирования пакета предложений. Сетевой коммерсант получает право выбора при закупках - какой товар и в каком объеме заказывать у поставщика. Вне сети он вынужден подчиняться импортерам и закупать всю навязанную линейку, а не только ходовой товар. Таков закон рынка: чем меньше объем закупок — тем меньше у закупщика прав. В случае с Odido, речь идет о растущей сети и ее могущественном покровителе. Через Metro ее франчайзи могут приобрести товар в любом объеме и цена поставки будет аналогична той, что в Metro.

 

При всем своем оптимизме, Микеле ДИНТРОНО трезво оценивает свой проект и уверен, что в нем заложен еще и социальный аспект. «Для мелких торговцев это возможность сохранить свой бизнес в условиях жесткой конкуренции сетей. У мелких коммерсантов есть огромное преимущество: они сохранили контакт со своим покупателем. т. к. на периферии все знакомы и знают предпочтения друг друга. Большой ритейл это качество давно потерял, он вряд ли может что-либо сообщить о самом крупном своем клиенте, кроме даты рождения. Единственное, что не хватает мелкой рознице — понятного формата, где он будет защищен. Вы представляете, как изменится поведение операторов, когда в сети будет 300 магазинов? Какие можно получать бонусы у самых жестких поставщиков?»

Первым франчайзи Odido оказался Георге ГУЗУН, бывший учитель из Гратиешть, который в 2012-м открыл «пилотный магазин» и за год увеличил продажи на треть. На площади в 90 кв. м, с ассортиментом в 1 тыс. наименований и наценкой в 14-15%. В свой маленький бизнес г-н Гузун вложил 15 тыс. евро и подумывает взять в администрирование еще один объект. Но пока не решается: слишком непредсказуема торговля в районах.

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

По материалам: www.retai.net

Раздел: Инновации в ретейле >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*