Как создать успешную цепочку поставок в ритейле: 6 «секретов» из опыта Walmart
Согласно данным Supply Chain Digest, гигант розничной торговли Walmart управляет более чем 11 тысячами магазинов в 27 странах мира, и имеет в своем ассортименте товары из более чем 70 государств, стоимость которых оценивается примерно в $32 млрд.
Чтобы совладать с этой громадной «махиной», непременно нужна эффективная и продуктивная стратегия управления цепочкой поставок. Вся организация «заточена» на работу по бизнес-модели, которая должна способствовать снижению затрат в цепочке поставок, уменьшению цены товаров и увеличению привлекательности сети в глазах потребителя.
Успехи Walmart
За последние десять лет Walmart стал крупнейшим и, возможно, самый эффективным в мире розничной торговли игроком, имеющим самые высокие продажи товаров с одного квадратного метра площади, самую быструю оборачиваемость товарных запасов и высокую операционную прибыль, уровень которой по одному магазину может сравниться с прибылью любой сети дискаунтеров. И все это благодаря тому, что при выходе на глобальный рынок сети удалось создать концепцию успешного управления цепочкой поставок.
«Не думаю, что в мире есть хоть один вуз экономического профиля, где бы не говорили о Walmart и ее цепочке поставок», – считает Джеймс Кроуэлл (James Crowel), директор Научно-исследовательского центра управления Supply Chain Management в Уолтонском Колледже бизнеса (the Walton College of Business). «Они заслуживают уважения, так как делают все просто великолепно», - считает он.
Основания для успеха
При создании сети Walmart ее основатель пытался запустить такое торговое предприятие, которое предоставляло бы клиентам товары, которые они хотели купить; притом в то время, когда эти товары были им нужны, и в том месте, которое идеально подходило для покупателя. Затем компания сосредоточилась на разработке структуры затрат, которая позволяла бы предлагать низкие цены каждый день. Достичь обеих целей было решено с помощью высокой организации цепочки поставок товаров и продуманного управления ею. Полученные конкурентные преимущества планировалось развить дальше – до занятия ведущей позиции на рынке.
Секрет №1: меньшее количество звеньев в цепочке поставок
Даже в первые годы существования Walmart продуманное управление цепочками поставок способствовало ее успеху. Основатель сети Сэм Уолтон (Sam Walton), которому принадлежало несколько работающих по франчайзингу магазинов сети Ben Franklin, перед открытием первого Walmart в Роджерсе, штат Арканзас в 1962 году, лично приобретал товары массового потребления на оптовых базах и перевозил в торговые точки, чтобы сократить благодаря этому цепочку поставок. Позже такой практикой были вынуждены заниматься все директора магазинов и закупщики сети – товары покупались ими исключительно на оптовых складах. В 1980-е годы Walmart пошел еще дальше и наладил работу непосредственно с производителями, которые привозили товары в магазины.
Позже сеть выступила с инициативой управления поставщиком товарными запасами на складах компании (Vendor Managed Inventory - VMI), передав все полномочия в руки поставщиков. В результате все заказы на поставку товаров в Walmart выполнялись практически на 100%.
В 1989 году Wal-Mart был назван «Ритейлером Десятилетия» (Retailer of the Decade), у которого затраты на диструбуцию товаров составляли всего лишь 1,7% от затрат по обороту, что было намного меньше, чем у главных конкурентов — таких как Kmart (3,5%) и Sears (5%). С тех пор цепочка поставок компании стала еще более эффективной.
Секрет №2: стратегическое партнерство с поставщиками
В основе цепочки поставок Walmart – поиск товаров по самой лучшей цене, притом только от тех поставщиков, которые смогут гарантировать удовлетворение растущего спроса на свой продукт. Когда нужные поставщики выбраны, компания стремится установить с большинством из них партнерские отношения, предлагая возможность заключения долгосрочных контрактов на закупку товаров в больших объемах – но только в обмен на поставку по минимально возможной цене.
Кроме того, в Walmart максимально упростили управление цепочками поставок, договорившись с поставщиками о том, что товары должны прибывать в точно указанное время, в точно указанном количестве. Это позволило значительно снизать затраты на хранение и обработку товарных запасов. Сейчас сеть поставщиков компании по всему миру, складов и магазинов работает как единое предприятие.
«Все благополучие Wal-Mart зиждется на сотрудничестве, - считает Кроуэлл. – В основном благодаря этому они и стали успешными».
Секрет №3: кросс-докинг
Еще одной успешной практикой, которую применила сеть, стал кросс-докинг. Под этим термином подразумевается передача «напрямую» (перегрузка) товара от поставщика в транспорт, который развозит его в магазины, минуя стадию хранения на складе.
Поставщики направляют продукцию в дистрибуционные центры (ДЦ) Walmart, где она с помощью кросс-докинга перераспределяется и направляется в магазины сети. Кросс-докинг снизил расходы на хранение и транспортировку товаров, а также повысил эффективность всех процессов.
Секрет №4: огромный транспортный парк
Немного иной алгоритм работы с товарами, которые требуют предварительной обработки. Их доставка осуществляется с помощью громадного автопарка Walmart: грузовики доставляют товар (свежая рыба, фрукты, овощи, молоко и др.) в распредцентры (расположенных в среднем на расстоянии 130 миль от самого дальнего магазина), где его обрабатывают, упаковывают и направляют в магазины, минуя стадию хранения. Товар доставляется в магазин, как правило, в течение 24 часов или даже меньше. Назад из магазинов грузовики везут тару и непроданный товар. Все это позволяет Walmart значительно снижать затраты, и, следовательно – цены на товары.
Секрет №5: технологии
В своей неустанной погоне за низкими ценами Walmart также делает ставку на новейшие технологии, которые помогают отслеживать не только поставки товаров в магазин, но и их передвижение на полках.
У Walmart – самая большая информационно-технологическая инфраструктура среди частных компаний мира. С ее помощью Walmart может точно прогнозировать спрос, отслеживать и прогнозировать уровень запасов, составлять самые эффективные маршруты доставки товаров в магазины, а также управлять отношениями с клиентами и обеспечить быстрое удовлетворение спроса.
К примеру, Walmart первой из розничных сетей США реализовала применение Универсальных кодов продукта (Universal Product Code) – штрих-кодов, которые помогали собирать и анализировать информацию о торговых точках и запасах в них. Чуть позже был создан гигантский дата-центр Retail Link в штаб-квартире компании в Бентонвилле (Bentonville), где содержится информация о всех магазинах сети в мире. Благодаря использованию глобальной спутниковой системы Retail Link подключает к работе аналитиков, которые прогнозируют изменения требований поставщиков к цепочке поставок. Кроме того, система отображает в реальном времени данные о продажах на каждом из кассовых аппаратов в магазинах и распределительных центрах Walmart.
Секрет №6: широкое внедрение инноваций
Благодаря использованию современных технологий поставщики сети и производители могут в рамках цепочки поставок синхронизировать свои прогнозы по поводу спроса на товары, сроков их пополнения и необходимых объемов. Каждое звено цепи, начиная с магазина, может подключаться с центральной базе данных для проведения такой работы.
В свое время инновационным и в чем-то необычном шагом Walmart стало то, что сеть начала делиться всеми данным со своими партнерами – большинство ритейлеров предпочитали не делать этого. В итоге оказалось, что привлечение к цепочке поставок сторонних консультантов и других третьих сторон совершенно не снизило безопасности процессов, а только увеличило расходы.
В итоге даже выработалось такое понятие как «подход Walmart» - оно означает постоянное, часто неформальное сотрудничество между магазинами, распределительными центрами и поставщиками, при одновременном отсутствии жесткого централизованного контроля.
Кроме того, особенностью цепочки поставок компании является то, что она, благодаря отслеживанию покупок клиентов и спроса, может эффективно «тянуть» товары в магазины (стратегия «pull») вместо того, компании «толкали» их на полки («push»).
В последние годы Wal-Mart перешла к активному использованию радиочастотных идентификационных меток (RFID), в которых используются цифровые коды – такие метки позволяют сканировать товары и поддоны с товарами на расстоянии, по пути следования всей цепочки поставок. А так как такие метки должны быть на всем пути продвижения товара к потребителю, то взять на вооружение технологию RFID должны были и большинство поставщиков.
Кроме того, совсем недавно компания начала использовать смарт-теги, которые читаются с помощью ручного сканера. Это позволяет сотрудникам быстро узнать, какие товары должны быть заменены с тем, чтобы полки были постоянно укомплектованными и ассортимент на них находился под постоянным контролем.
Еще одно нововведение проявилось в том, что Wal-Mart решила связать всех cвоих поставщиков в единую сеть через компьютеры. В качестве эксперимента было начало сотрудничество с P&G («Проктер и Гембл») с целью поддержания запасов в магазинах. Была построена автоматизированная система повторного заказа, которая связала через спутник все компьютеры на заводах P&G и магазины сети. В результате продукция P&G может теперь доставляться напрямую либо в распределительные центры Wal-Mart, либо в магазины – вся информация находится в общем доступе.
Важно, что затраченные компанией усилия по совершенствованию цепочки поставок позволили Walmart получить ряд конкурентных преимуществ. Прежде всего, речь идет о снижении себестоимости продукции, снижении затрат на хранение товарных запасов, увеличении ассортимента и возможности выбора для потребителя, а также предложение ему конкурентоспособных цен.
Поскольку технология развивается, Walmart продолжает фокусироваться на инновационных процессах и создании еще более эффективной цепочки поставок.
Но даже беглый взгляд на достигнутые Walmart успехи не может не вдохновить ритейлеров всего мира, в том числе и Украины, на внедрение хотя бы части элементов у себя в компаниях.
В завершение статьи не можем не привести слова полковника армии США Вернона Л. Битти (Army Col. Vernon L. Beatty), который командовал дистрибуционным центром вооруженных сил страны во время операции «Буря в пустыне» в Кувейте. Проведя год на стажировке в Wal-Mart, он сказал: «Управление цепочкой поставок – это умение направить правильные товары нужному клиенту в удобные для него время с помощью самых эффективных средств доставки. Никто не делает это лучше, чем Walmart!»
По материалам статьи «Walmart's successful supply chain management»
Мы анализируем опыт успешных компаний в преддверии Всеукраинского Дня Логиста 25 ноября 2016 года.
Автор: CLARA LU
ПЕРЕВОД: Валерий ЛОБОВКО
Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA
Присоединяйтесь к профессионалам торговли на нашей странице FB
Раздел: Інновації у рітейлі >
Теги: цепочка поставок, ритейл, секреты, Walmart, США
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар