21 листопада 2016

Как внедрять Lean-технологии в логистике

Как внедрять Lean-технологии в логистике

7676

Инновационные подходы в логистике пришли из философии ведения бизнеса, названной Lean- или «бережливым» производством. Эта теория переворачивает все принципы менеджмента несмотря на внешнюю простоту. Суть сводится к определению ценностей для покупателя. В Lean-компаниях уменьшаются в разы запасы на складе, растет ассортимент, увеличивается процент клиентов, удовлетворивших свой спрос – становится понятным, что за такой схемой будущее.

Lean-технологии актуальны не только на производстве, а во всей компании. Когда целое предприятие работает по единым стандартам – его эффективность удваивается. Главный принцип в «бережливой» логистике – уменьшить стоимость, и увеличить качество обслуживания клиентов. Достигается такая цель методом устранения бизнес-процессов, которые не дают товару ценности.

Как появилось «бережливое» производство?

Изобрели Lean-технологии в японской компании Toyota в середине ХХ века. В то время спрос на автомобили был совсем небольшим. Предприятие не могло в такой ситуации закупать дорогое оборудование. Стало понятно, что невозможно выстраивать работу на основе традиционного управления.

Тогда руководитель компании задумался, а как достичь максимальной эффективности бизнеса с малыми ресурсами. Пришлось изобретать много разных моделей автомобильных машин с маленьким на них спросом и ограниченными ресурсами. До этого такие задачи никто решить не мог и даже не пытался, поскольку эффективность воспринималась только в условиях массового производства. По прошествии нескольких десятилетий система «бережливого» производства применяется по всему миру.

Принципы «бережливого» производства

Если Вы сумели построить свои бизнес-процессы оптимально, без ценностных потерь – это и есть «бережливое» производство. К примеру, покупателю совсем не важно, сколько запасов у вас осталось на складе, сколько процента браковки вы получили. Но традиционно все производственные переделки, издержки автоматически перекладываются на потребителя.

Если раньше ориентация шла на массовое производство, делали большие запасы на складах, таким образом акцентировали внимание на изготовителе, то теперь ценность для продукта определяет сам покупатель.

При Lean-производстве каждый сотрудник максимально вовлечен в процесс и может сделать собственные рекомендации. Кроме того, сотрудники работают не узкопрофильными отделами, а целыми командами, состоящими из разных специалистов. Это помогает мотивировать работников, чтобы они видели результат своего труда.

Все, что не несет ценности для покупателя должно быть устранено.

Главные цели Lean-производства таковы:

  1. уменьшение любых затрат;
  2. уменьшение терминов создания товара;
  3. уменьшение складских и производственных офисов;
  4. гарантированная поставка заказчику;
  5. высокое качество с минимальной стоимостью;
  6. постоянное усовершенствование процессов или стратегия kaizen.

Методы внедрения «бережливого» производства

  1. Анализ производства на всех этапах, нахождения ценности для покупателя.
  2. Метод «вытягивания» продукта – создание товара только тогда, когда это нужно покупателю.
  3. Метод «канбан» – непрерывное обеспечение компании материалами, при этом запасы отсутствуют.
  4. Метод «кайдзен» – постоянное налаживание и усовершенствование.
  5. Метод 5С – создание эффективного рабочего места.
  6. Метод SMED – переналадка оборудования очень быстрая.
  7. Метод TPM – регулярный уход за оборудованием.
  8. Метод «визуализации» – на рабочем месте используют информационные материалы (цветовую маркировку, графику), чтобы показать, как «было» раньше в работе, и как «стало».
  9. Метод «U-образных ячеек» – все оборудования предприятия размещают в виде подковки «U», последовательно по операционному процессу. Это позволяет оператору не тратить время, чтобы добраться к следующему этапу работы.

Lean-логистика

Очень важно в Lean-логистике уделять внимание технологическому оборудованию: своевременно ремонтировать и обслуживать. Таким образом вы обеспечите непрерывный процесс работы и сможете исключить отказы. Кроме того, следует уделять внимание подготовке персонала, всей цепочке менеджмента среднего и низшего звена.

Наиболее существенным в «бережливой логистике» является взаимоотношения с проверенными и надежными поставщиками. Идея «бережливой логистики» – организовать производство, которое требует малых затрат, и используется минимальное количество ресурсов.

Эту технологию уже оценили и в Украине, она используется в частности на предприятии «Кока-Кола Бевериджиз Украина Лимитед». В компании «бережливое» производство применяют в разных структурах. Это дало снижение себестоимости готового товара, уменьшило потери при складировании, логистике, браковке, а также – обеспечило обратную связь с клиентами. Сейчас завод – один из лидеров касательно оптимизации производства среди других предприятий этой группы в 28 странах.

Философия lean-технологий завоевывает мир

Становится очевидным, что во время бизнес-конкуренции, переменчивого кризиса и глобализации, компаниям ничего другого не остается как применять лучшие из лучших методов и технологий менеджмента. Нужно учится создавать такие товары и услуги, которые смогли бы по максимуму удовлетворять покупателей по цене и качеству, а также – скорости доставки продукта. Любые потери в процессе производства – это проблема, которая не добавляет ценности товару или услуге.

Избавится от всего лишнего, или так называемого «муда» (по-японски отходов, мусора) не только в производственных и бизнес-процессах, но в сознании сотрудников и в менеджменте – вот девиз Lean-компании. Запомните, что эффективность работы предприятия не зависит от того, насколько большие у вас запасы на складе. Наоборот, помещения с товарами нужно уменьшать, потому что большие склады – это замороженные (другими словами, потерянные) деньги.

О внедрении LEAN логистики в Украинских компаниях читайте в СПЕЦВЫПУСКЕ Distribution&LogisticMaster-2016

О вовлечении персонала в изменение логистических бизнес-процессов - в докладе Романа Романцова (КАЙДЗЕН КЛУБ) на Ежегодной конференции ВСЕУКРАИНСКИЙ ДЕНЬ ЛОГИСТА-2016 (25 ноября, Киев)

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*