Технологические инновации как ДНК логистики
Логистика в ближайшее время будет становиться все более технологичной, однако потребность в квалифицированных кадрах останется актуальной.
По словам Александра Попова, директора офиса проектов логистики Fozzy Group, эти мировые тенденции актуальны для Украины. Подробнее о них эксперт рассказал во время конференции «XX Всеукраинский День логиста», который TradeMasterGroup провела 30 октября.
Логистика будущего: курс на роботизацию
Развитие современных технологий, в том числе транспорта, уже дает почву логистам задумываться об использовании электромобилей. Полноценно электрокары в ближайшие три—пять лет не смогут обслуживать логистику, поскольку данная технология еще не готова к этому. Однако, по мнению специалистов, замена обычных грузовиков электрическими автомобилями — вопрос времени.
«С 1 января 2018 года мы хотели начать доставку наших товаров с помощью дронов. К сожалению, в Украине нет соответствующей законодательной базы, и мы не можем этого делать», — рассказывает Александр Попов.
В то же время, например, в Японии почтовая служба запустила доставку мелкогабаритных грузов (до 2,5 кг) именно дронами.
Мировой ритейл внедряет и другие технологии, такие как склады и магазины без людей. В разных странах это работает более 10 лет, а вот на рынках СНГ пока встречается нечасто. «Сейчас в Украине у логистов есть две главные проблемы — с персоналом и со складской площадью. Без внедрения новых технологий нам будет сложно справиться с ними», — поясняет Александр Попов.
Если посмотреть прогноз развития от мировых консалтинговых компаний (Boston Consulting Group и McKinsey), соотношение рабочих часов между людьми и машинами сейчас составляет 71 против 29%. К 2025 году картина изменится — 48 к 52%, а в 2030-ом от 400 до 800 млн человек будут вынуждены искать новые рабочие места.
Речь идет о роботизации не только производства, а и о замене операторов, отвечающих на звонки. Многие компании, которым в работе необходим контакт-центр, переходят на роботов и значительно уменьшают количество сотрудников, тысячи человек покидают компании. К примеру, в 2017-ом году Amazon укомплектовала свой штат более 100 тыс. роботами и открыла магазин без персонала.
Украина только в начале этого пути: в мире среднюю плотность роботизации эксперты оценивают на уровне 75—85 роботов на 10 000 человек, в странах СНГ их менее 5 на 10 000 человек.
«Мы отстаем по технологиям в 17 раз, но в этом есть большой потенциал, который нужно использовать. Раньше если у компании была технология, она становилась лидером отрасли. Сейчас технологии очень быстро копируют и тиражируют. А потому можно выигрывать только за счет скорости. Технологии уже есть — нужно смотреть, разбираться и делать», — уверяет Александр Попов.
Согласно статистике, в 2017 году промышленных роботов в мире продали на 30% больше, чем в 2016-ом. Это говорит об очень высоких темпах роста. Через восемь лет объем рынка роботизации составит $87 миллиардов — в два раза больше, нежели вся выручка от мирового кинопроката в 2017-ом.
Однако, по словам эксперта, совсем не обязательно, что в 2030-ом году люди, которые по прогнозам потеряют работу, останутся без нее. «Роботами тоже нужно управлять. Но это будут другие люди, другой квалификации и склада ума и других денег. И к таким изменениям нам нужно готовиться уже сейчас», — подытоживает Александр Попов.
Опыт Fozzy Group по улучшению процессов в логистике
Основные сферы применения новых технологий в логистике Fozzy Group:
Все технологические инновации на складах компании нацелены на продуктивность. При этом Fozzy Group также ориентируется на высокое качество. Технологии позволяют компании уменьшить площадь склада в четыре раза, а в условиях дефицита складской площади, такая возможность — хорошее преимущество.
«Нам как ритейлу важна конечная цель, чтобы клиент был доволен. Для нашего поставщика важно, чтобы товар был на полке. Однако здесь не нужно строить иллюзий: если мы покупаем какую-то новую дорогую программу, то больше ничего делать не нужно и все получится без корректировки других процессов. Нет, это не так. Необходимо работать как минимум в двух направлениях — инновации и эффективные процессы», — объясняет Александр Попов.
Именно по такому принципу построена логистика в Fozzy Group.
Что компания делает, чтобы логистика была под контролем? Использует TMS, которая позволяет:
1. Централизовать процессы.
2. Структурировать данные.
3. Комплексно интегрироваться с ERP/WMS/GNSS.
4. Масштабировать и детализировать контроль.
5. Оптимизировать планирование.
Эффект от внедрения: повышение утилизации, сокращение пробега и улучшение качества внутренней логистики.
Достаточно ли чтобы транспорт работал эффективно? По словам эксперта, это — только планирование, а еще нужна функция контроля, тогда все будет работать правильно. Контроль Fozzy Group осуществляет при помощи новой системы GPS мониторинга.
Кроме того, компания контролирует процесс внесения лог-данных и требует, чтобы они были очень точные, поскольку отклонения влияют на планирование логистики.
Что нужно для внедрения инноваций? Александр Попов уверяет — хорошие специалисты: «У нас работает не коллектив, а команда. И мы понимаем, что будущее за людьми. Роботы людей никогда не заменят».
Читайте также: Рынок логистических услуг: тренды и перспективы отрасли
По поводу размещения Ваших материалов на портале пишите на press@trademaster.com.ua
Раздел: Інновації у рітейлі >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар