23 мая 2014

Логистика online: Чем заняты руководители логистики крупнейших компаний?

Логистика online: Чем заняты руководители логистики крупнейших компаний?

781

Руководители логистики рассказали о живых проектах, которые в настоящий момент реализовывают в своих компаниях – в ходе онлайн-конференции 14 мая 2014г. на страничке форума Портала www.TradeMaster.UA

 

Весенне-летний логистический сезон, в преддверии 11-го Дня Логиста® (30 мая 2014г., Киев), на онлайн-конференции говорили о новых наработках, возникших качественных идеях и о том, какой путь прошел департамент логистики и его руководитель, чтобы внедрить изменения в компании.

Среди руководителей, которые поделились опытом в ходе онлайн-конференции: спикеры Дня Логиста 30 мая,  а также постоянные эксперты рубрики «Логистика» TradeMaster®.

 

***

 

Игорь СМИРНОВ, Директор по логистике ГК «Алло», отметил, что, как и в прошлый кризис, логистика отреагировала на изменение рынка, пересмотрев планы и продукты: «мотивацию закрутили, сотрудников сократили, процессы частью упростили, переговоры про снижение аренды провели, поставщиков зажали», - прокомментировал сложившуюся в логистике сегмента ситуацию постоянный эксперт онлайн-конференции.

 

***

 

Алексей КОВАЛЕНКО, Директор «Варус-Логистик», Директор по логистике «РУШ» (ТС EVA) (один из Спикеров 30-го мая – ред.), отметил, что основная цель логистики компании в настоящий момент – это оборот и прибыльность. И поделился с коллегами одним из нововведений – последними доработками в системе оценки логистической сети внутри розничной компании. Основное изменение, которое осуществили в компании – создание полноценной системы связанных ключевых показателей – как для персонала логистики, так и для коммерческого департамента. «В наше быстрое время основой для стабильности любой компании является товарооборот и средства, затраченные на его поддержание (и увеличение)», - отметил г-н КОВАЛЕНКО.

 

Для любого бизнеса важен финансовый результат. «Мы 4 года назад начали принудительный перевод поставщиков на централизованную логистику. Все коммерсанты упирались. Теперь просят взять любого нового поставщика в наше управление. Каждый должен заниматься своим делом. И бизнес должен быть эффективным», - рассказал Алексей КОВАЛЕНКО.

 

В результате проекта, реализованного Экспертом, коммерсанты (коммерческий департамент – ред.) теперь отвечают не только за объемы продаж, но и за отклонения от нормативных остатков, оборачиваемости и эффективности ассортимента. Логистика, в свою очередь, отвечает за затраты по каждому поставщику (товару) и скорость и полноту попадания в сеть заказанных товаров.

 

Что получилось в итоге? Раньше в компании было так: не приехал поставщик – ура, пошли домой. Теперь – где поставщик??? не приедет? – «пожалуйста, дорогой коммерсант, из своей маржи отними простой склада и транспорта».

 

Дело в том, что каждый из департаментов (и логистика, и коммерция) имеют различия в целях – коммерсанты стремятся «больше затарить», логистика – отгружать большими партиями магазинам.

 

Как реализовать такой проект в компании, если коммерческая служба, как правило, оказывает сопротивление? Эксперт поделился, что для начала подсчитал недополученную прибыль из-за недопоставок, затраты на логистику, связанные с простоями. Затем, показал упущенные продажи из-за сбоев логистики («ведь все должно быть честно»), сложил и сделал презентацию из одного слайда. «Подействовало очень быстро. Скоро буду делать новый слайд по 1-мы кварталу 2014 года», - рассказал о планах г-н КОВАЛЕНКО.

 

Как разделилась ответственность? Задача коммерсанта – обеспечить полноту поставок, штрафовать за недопоставки и заниматься активностями по увеличению продаж продукта.
Задача логистики – обеспечить максимальные доходы от поставщика за централизацию, минимальные затраты на логистику (с учетом оборачиваемости, возможностей магазинов в первую очередь и т.п.) и, соответственно, суммарно по всей логистике снизить процент затрат.
Коммерческая маржа, в данном смысле, логистику «не интересует».

 

Об анализе цепи поставок, произведенном в компании, а также построении эффективной системы мотивации персонала – Алексей КОВАЛЕНКО расскажет 30 мая в ходе 11-го Всеукраинского ДНЯ ЛОГИСТА®.

 

Основные результаты внедренного г-ном КОВАЛЕНКО проекта на момент проведения онлайн-конференции (14 мая 2014г. – ред.), таковы: суммарно потери (упущенный продажи) снизились на порядка 30%. И сейчас основные ошибки (сбои) генерируют поставщики, а не система компании. По словам Алексея КОВАЛЕНКО, благодаря внедрению новой системы, стало понятно, по какой причине Логистика не выполнила свои обязательства. Потому как раньше KPI поставщиков принимался суммарно, например 95% (что было нормальным), но из 500 SKU поставщик не довез 100, что составило эти 5% штук. А 100 SKU – это пустая полка в 260 магазинах.

 

***

 

Андрей КОВАЛЕВ, Эксперт онлайн-конференции (ранее – директор по логистике ТД «ЩЕДРО» - ред.), поделился опытом внедрения новой системы учета движения продукции от производителя до клиента. Данная система была внедрена на базе производственного предприятия с филиальной системой (порядка 600 SKU, 3 завода, 3 региональных склада, 27 филиалов – ред.) и позволила обеспечить учет движения каждой партии, определить сроки их оборачиваемости и узкие участки, в которых скапливается продукция.

 

Новая система подразумевает под собой учет продукции по партиям с разделением всей цепи поставок на зоны, по которым движется продукция от склада производства до продажи клиенту.
Необходимость в новой системе была всегда, но решение о ее внедрении было принято, исходя из готовности производственных площадок к учету готовой продукции в единой информационной системе.

 

Ранее на каждой производственной площадке были разные учетные системы, и обмен данным происходил «дедовским способом», то есть табличками в Excel.

 

Ключевыми этапами в процессе внедрения были:

1. Синхронизация учетных систем между производственными площадками и торговым домом;

2. Определение зон движения продукции и разработка правил движения продукции по зонам.

3. Формирования тех. задания для разработки нового интерфейса в учетной системе;

3. Тестирование нового интереса и документов контроля продукции по зонам;

4. Подготовка правил работы с новой системой учета продукции и обучение персонала на местах;

5. Проведение инвентаризации на всех складах;

6. Внедрение системы.

 

Эксперт отметил, что в ходе внедрения проекта «проблем было много». Вместе с тем, внедрение данной системы позволило:

  • более точно рассчитывать себестоимость продукции (себестоимость производства партии, это не константа и если партия не реализовалась до производства новой партии, то ошибочно считать, что у них одна себестоимость),
  • точно оценить товарные запасы во всех зонах (товар в пути, брак, основное хранение, продукция на дозревании и т.п.),
  • определить сроки оборачиваемости конкретной партии, снизить ошибки с ручным вводом данных в процессе приемки / отгрузки продукции.

 

Более детально, о том, как проходило внедрение, а также возможностях новой системы – Андрей КОВАЛЕВ расскажет в своем докладе 30 мая

 

***

 

Ярослав СТЕПЧЕНКОВ, ведущий Эксперт по системному построению бизнес-процессов логистики (в настоящий момент – руководитель складского департамента крупного производителя, металлургическая промышленность – ред.), рассказал о проектах, над которыми работает в настоящий момент. (Также выступит спикером, модератором и экспертом «Консультационного центра» 30 мая).

 

Среди них:

1. В конце апреля начали небольшой проект по постановке процессов планирования продаж и поставок (от концепции до автоматизации). Чем он интересен: а) рынок, на котором находится компания высококонкурентен; б) лояльность к брендам – практически очень мала; в) время жизни у покупателя приобретенного товара измеряется в годах; г) срок поставки от 3 до 6 месяцев. Самое интересное – здесь будет планирование продаж (симбиоз мат. аппарата и экспертной оценки).

 

2. Интересные задачи появились в сфере складской логистики производственного предприятия. Из некоторых задумок: создание складов-депозитариев, в которых производственный персонал сам берет необходимы инструмент. Это автоматически фиксируется, данные вносятся в учетную систему, идет подпись (чтобы потом можно было призвать к материальной ответственности). «На Дне Логиста расскажу больше об этой идее, и как она пришла в голову – в рамках своего доклада в сессии по мотивации», - сказал Ярослав СТЕПЧЕНКОВ.

 

3. «Очень серьезно задумался над практическим внедрением в жизнь предприятий принципов закупки на основе совокупной стоимости владения. Уже разработал методологию и тренинговую программу о том, как это внедрить практически. С большим удовольствием посотрудничаю с теми компаниями, которые хотят у себя внедрить данный подход в жизнь».

 

***

Также в ходе онлайн-обсуждения возник вопрос об отражении себестоимости в учете компании. Разъяснение по данному вопросу дал г-н СТЕПЧЕНКОВ: «Бухучет, который регламентирован Стандартами Бухгалтерского Учета, направлен исключительно на расчеты с налоговыми органами. Я его еще называю посмертным, т.к. он для прогнозирования будущего совершенно бесполезен. Вне зависимости от компании и того, как бухгалтерия считает внутри компании, я пытаюсь поставить учет для себя (для эффективного управления логистикой)».

 

По словам Эксперта, внедрить это по всей компании, процесс очень тяжелый и будет иметь очень много возражений/саботажа, поскольку «вы начинаете считать не только затраты, но те факторы которые их генерят». Соответственно, без железной воли собственника/директора это просто не реально».

 

Эксперт дал ссылку на разработанную им презентацию о методах калькулирования (часть тренинга ТЦ TradeMaster® «Экономика транспортной логистики», следующий раз – в июне 2014г.): http://trademaster.ua/im/online_konf...v_metodu_2.pdf

 

***

 

Андрей ЗАВИЗИОН, Директор по логистике «Комфи-Трейд» (ТС COMFY), рассказал о том, что крайние проекты компании по логистике направлены на увеличение эффективности управления цепочкой поставок – это внедрение системы прогнозирования и управления запасами, которое сопровождалось изменением целого ряда бизнес-процессов и реструктуризацией подразделений.

Для реализации такого проекта, по словам Эксперта, потребовалось практически с «нуля» построить процессы прогнозирования продаж, а также коренным образом изменить процесс расчета потребности в закупке. «Все это мы поддержали организационными изменениями – перешли от раздельного управления функциями закупок и управления запасами сети к интегрированной функции управления запасами в системе в разрезе отдельных товарных категорий», - поделился г-н ЗАВИЗИОН. – «Немного утрируя, можно сказать, что у компании появилось много "маленьких" SC-директоров по товарным направлениям, которые отвечают за KPIпо наполненности локаций и оборачиваемость запасов».

 

Внедрение IT-системы заняло практически весь прошлый год, с начала этого года запустили ее в промышленную эксплуатацию (компания работает в системе уже 5-й месяц). За это время система стабилизировалась, а также вырос уровень компетенции ее пользователей и группы технической поддержки. «Должен сказать, что внедрение подобного рода систем служит очень хорошим обучением для SC-менеджеров, потому что применяемый в них лучший мировой опыт при грамотной адаптации к процессам компании помогает структурировать существующие знания и опыт в области прогнозирования и управления запасами», - делится Эксперт.

Так, для того, чтобы быть допущенным к работе в системе, пользователям необходимо было сдавать экзамен, по результатам которого выдавались сертификаты, и не всем удалось сдать его с первого раза. А вопросы экзамена были не только касающиеся практических действий, а также направлены на проверку логики понимания работы системы, а это и формирует понимание, в чем заключается и от чего зависит эффективное управление запасами. «Это уже системные знания, и все наши ребята, я считаю, очень сильно добавили не просто как пользователи, а как специалисты в области SC», - отметил результаты Андрей ЗАВИЗИОН.

 

Что касается конкретных результатов, то сейчас можно уже говорить о точности прогноза, которая близка к плановой и отличается от нее во многом благодаря атипичной динамике продаж текущего года. «Также мы идем в тренде по показателю оборачиваемости товарных запасов, уверен, что до конца года у нас есть все возможности этот тренд сохранить», - рассказал Эксперт.

 

Одной из мотиваций к внедрению, по словам г-на ЗАВИЗИОНА, стало понимание, что самописная система в масштабах компании – это годы, потраченные на ее создание, без гарантии конечного результата: «Внедренная нами система принадлежит к группе мировых лидеров в области решений для SC».

В подобного рода внедрениях существует несколько вариантов. Наиболее оптимальный (по мнению Эксперта) – это когда лучший мировой опыт, который система содержит, очень бережно инкорпорируется во внутренние бизнес-процессы компании, неизбежно вызывая их изменение и делая их более логичными, стройными.

 

О дальнейших планах развития проектов логистики в COMFY Андрей ЗАВИЗИОН прокомментировал: «Аппетит появляется во время еды, и в настоящее время наш аппетит по развитию измеряется уже несколькими десятками идей и задач, которые позволят нам сделать использование системы более и эффективным, и удобным».

В качестве наиболее приоритетных в компании рассматриваются проекты развития логистики, которые не только приводят к оптимизации затрат, а и улучшают сервис как для внутренних, так и, в первую очередь, внешних клиентов компании. «Многие публикации западных профильных изданий называют логистику одной из ключевейших составляющих развития конкурентного преимущества компаний в условиях современного рынка. Я думаю, что для нашей страны это время уже наступает, тренд роста роли логистики проявляется в достаточной мере», - подытожил Эксперт.

 

***

 

В завершение профессионального обсуждения, Дмитрий ЗОЦ, директор по логистике «АгроВет Антлантик», поделился, что для компании в настоящий момент очень актуален вопрос автоматизации бизнес-процессов логистики, «особенно сегодня, когда рынок несколько изменился, условия работы с поставщиками сырья и услуг стали более жесткими».

 

Последние три года компания автоматизировала некоторые логистические процессы в корпоративной базе данных (1с версия 8.2) силами собственного IT-отдела.

«На сегодня большинство моих коллег – участников проектов по автоматизации, поддерживают мнение необходимости привлечения сторонних специализированных компаний для дальнейшей автоматизации процессов и усовершенствования старых», - пояснил г-н ЗОЦ по поводу того, что не все проекты автоматизации, реализованные собственными усилиями, имеют успех.


В настоящий момент, по словам Эксперта, компания работает в направлении разработки техзадания для автоматизации процессов: планирования запасов (потребности) в готовой продукции в каналах распределения, формирования автозаказа на производство (собственное), формирование производственной программы с учетом параметров производства и ограничений, управление запасами сырья (закупками).

 

Текст: Портал розничной и оптовой торговли www.TradeMaster.UA

 

***

Благодарим Экспертов и Гостей онлайн-конференции за участие и приглашаем на 11-й Всеукраиснкий ДЕНЬ ЛОГИСТА® 30 мая в Киевt. (Детали: на www.TradeMaster.UA, +38 (044) 383-86-28 (отдел развития / редакция), gp@trademaster.com.ua

 

Раздел: Логистика >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги