11 лютого 2014

Выбор правильного термина "ИНКОТЕРМС", или как своими руками "угробить" выгодный контракт

Выбор правильного термина "ИНКОТЕРМС", или как своими руками "угробить" выгодный контракт

3587

Неграмотная работа с контрактами всех видов со стороны участников ВЭД, по мнению Андрея ГОЛУБЧИКА* (МОСКВА), провоцирует возникновение не менее 75% внешнеторговых рисков. Практические примеры

* Андрей ГОЛУБЧИК (МОСКВА) - руководитель транспортной и внешнеторговой практики юридической фирмы Marsh&Wilts, ведущий эксперт в области экспедирования и организации экспедиторского бизнеса, транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности, технологий международных документарных расчетов, международного и российского транспортного права

 

Практический кейс:

Российский трейдер заключил контракт на поставку с Северного Урала в Австрию 1000т металлургического  сырья на условиях CIF Вена Инкотермс 2010. Без указания какого-либо адреса или названия места поставки. По согласованию с продавцом экспедитор организовал перевозку в 40 шт. 20-футовых контейнерах.

В процессе перевозки выяснилось, что в г.Вена (в пределах городской черты) нет железнодорожного контейнерного терминала. Все грузы принимают на терминал, расположенный в 7-ми км от города. Все контейнеры прибыли на терминал до истечения срока контракта. Однако покупатель отказался забирать их с терминала без выплаты ему 550 евро за 1 контейнер. Продавец отказался платить, тогда покупатель подал иск в суд при местной торговой палате.

Вердикт суда был следующий: продавец виновен в нарушении условий контракта, поскольку товар не был поставлен в согласованное сторонами место, а также продавец виноват в срыве сроков поставки товара.

 

Логика суда:

Дело в том, объясныет г-н ГОЛУБЧИК, что CIF не морской термин, а водный, и это классическое заблуждение. В данном случае согласованное место поставки – речной порт Вены. Строгое исполнение термина CIF (Cost Insurance & Freight) обязывало продавца поставить груз в Вену водным транспортом (не обязательно морским!), т.е. условие поставки технически исполнимо и формально термин (транспортное условие контракта) подобран верно. Но такая перевозка в рамках конкретного контракта экономически не выгодна, поскольку дороже примерно в 2,5 раза.

Из этого следует странный, но логичный вывод о том, что правильный термин подобран неверно. Невозможно в рамках данного контракта за разумные деньги попасть речным транспортом в Вену.

 

Эксперт озвучил стандартные заблуждения участников внешнеэкономической деятельности в трактовке ИНКОТЕРМС 2010:

  • ИНКОТЕРМС регулирует переход права собственности;
  • CIF - это морской термин;
  • Договор страхования заключенный на условиях CIF и CIP является всеобъемлющим и покрывает все риски;
  • ИНКОТЕРМС является разновидностью договора перевозки;
  • ИНКОТЕРМС  является упрощенной формой договора купли-продажи;
  • Термин FOB (свободно на борту) применяется при воздушных перевозках.

 

На простом примере эксперт показал, что, к сожалению, большинство из нас даже не допускает мысли о том, что:  

- не умеет правильно подобрать надлежащее условие поставки по ИНКОТЕРМС;

- пребывает в плену странных и опасных иллюзий связанных с применением ИНКОТЕРМС;

- часто просто не задумывается о том, что неверный выбор, казалось бы, правильного условия поставки, может таить в себе огромные риски;

- считает, что ИНКОТЕРМС способен заменить собой полноценный контракт, причем одновременно и транспортный, и внешнеторговый.

 

 Как результат – реализация сделки, которую так долго и тщательно готовили, неожиданно вместо прибыли принесла огромные убытки.

 

Текст: Инна РЫЖКИНА

Портал розничной и оптовой торговли www.TradeMaster.UA (В2В Медиа-группа TradeMaster® Group)

Раздел: Логістика >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*