Выбор правильного термина "ИНКОТЕРМС", или как своими руками "угробить" выгодный контракт
Неграмотная работа с контрактами всех видов со стороны участников ВЭД, по мнению Андрея ГОЛУБЧИКА* (МОСКВА), провоцирует возникновение не менее 75% внешнеторговых рисков. Практические примеры
* Андрей ГОЛУБЧИК (МОСКВА) - руководитель транспортной и внешнеторговой практики юридической фирмы Marsh&Wilts, ведущий эксперт в области экспедирования и организации экспедиторского бизнеса, транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности, технологий международных документарных расчетов, международного и российского транспортного права
Практический кейс:
Российский трейдер заключил контракт на поставку с Северного Урала в Австрию 1000т металлургического сырья на условиях CIF Вена Инкотермс 2010. Без указания какого-либо адреса или названия места поставки. По согласованию с продавцом экспедитор организовал перевозку в 40 шт. 20-футовых контейнерах.
В процессе перевозки выяснилось, что в г.Вена (в пределах городской черты) нет железнодорожного контейнерного терминала. Все грузы принимают на терминал, расположенный в 7-ми км от города. Все контейнеры прибыли на терминал до истечения срока контракта. Однако покупатель отказался забирать их с терминала без выплаты ему 550 евро за 1 контейнер. Продавец отказался платить, тогда покупатель подал иск в суд при местной торговой палате.
Вердикт суда был следующий: продавец виновен в нарушении условий контракта, поскольку товар не был поставлен в согласованное сторонами место, а также продавец виноват в срыве сроков поставки товара.
Логика суда:
Дело в том, объясныет г-н ГОЛУБЧИК, что CIF не морской термин, а водный, и это классическое заблуждение. В данном случае согласованное место поставки – речной порт Вены. Строгое исполнение термина CIF (Cost Insurance & Freight) обязывало продавца поставить груз в Вену водным транспортом (не обязательно морским!), т.е. условие поставки технически исполнимо и формально термин (транспортное условие контракта) подобран верно. Но такая перевозка в рамках конкретного контракта экономически не выгодна, поскольку дороже примерно в 2,5 раза.
Из этого следует странный, но логичный вывод о том, что правильный термин подобран неверно. Невозможно в рамках данного контракта за разумные деньги попасть речным транспортом в Вену.
Эксперт озвучил стандартные заблуждения участников внешнеэкономической деятельности в трактовке ИНКОТЕРМС 2010:
- ИНКОТЕРМС регулирует переход права собственности;
- CIF - это морской термин;
- Договор страхования заключенный на условиях CIF и CIP является всеобъемлющим и покрывает все риски;
- ИНКОТЕРМС является разновидностью договора перевозки;
- ИНКОТЕРМС является упрощенной формой договора купли-продажи;
- Термин FOB (свободно на борту) применяется при воздушных перевозках.
На простом примере эксперт показал, что, к сожалению, большинство из нас даже не допускает мысли о том, что:
- не умеет правильно подобрать надлежащее условие поставки по ИНКОТЕРМС;
- пребывает в плену странных и опасных иллюзий связанных с применением ИНКОТЕРМС;
- часто просто не задумывается о том, что неверный выбор, казалось бы, правильного условия поставки, может таить в себе огромные риски;
- считает, что ИНКОТЕРМС способен заменить собой полноценный контракт, причем одновременно и транспортный, и внешнеторговый.
Как результат – реализация сделки, которую так долго и тщательно готовили, неожиданно вместо прибыли принесла огромные убытки.
Текст: Инна РЫЖКИНА
Портал розничной и оптовой торговли www.TradeMaster.UA (В2В Медиа-группа TradeMaster® Group)
Раздел: Логістика >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар