20 июля 2018

Логистика товаров, требующих особых условий хранения и транспортировки

Логистика товаров, требующих особых условий хранения и транспортировки

3722

Екатерина Москаленко, начальник отдела экспортной логистики «Мироновский хлебопродукт» предложила присутствующим на Конференции XIX Всеукраинский День Логиста обсудить проблемы, возникающие при организации доставки скоропортящихся товаров. Компания МХП производит курятину «Наша Ряба», как на экспорт, так и для нужд Украины. Самая глобальная задача «холодной» логистики, это сохранность груза, как на складе, так и в пути, и на полке супермаркета. Для того чтобы обеспечить сохранность груза, разработан ряд действий и процессов, подробностями которых Екатерина поделилась с аудиторией.

— На сегодняшний день я — начальник отдела экспортной логистики компании «Мироновский хлебопродукт», но до недавнего времени я занималась доставкой продукции по Украине, а именно возглавляла Киевский филиал. В своей работе я сталкивалась с различными проблемами, связанными с доставкой скоропортящихся товаров.

«Мироновский хлебопродукт» — это вертикально интегрированная компания, которая более известна обывателям по бренду «Наша Ряба». На сегодняшний день мы производим курицу, как на экспорт, так и для нужд Украины. Что такое вертикально интегрированная компания? Мы выращиваем кур, но начинаем с выращивания зерновых, с собственного производства кормов, родительского поголовья и сопровождаем конечный продукт до полки магазина.


Какие задачи стоят перед логистикой при производстве и реализации продукта? И чего мы хотим достичь в глобальной перспективе?

 

Самая глобальная наша задача — это сохранность груза и сохранность продуктов на полке в супермаркете, в каждой точке, куда мы его доставляем. Для того чтобы обеспечить сохранность продукта, на сегодняшний день разработан ряд действий, и мы были в свое время флагманами в этих вопросах.

Задачи — это сохранность продукции на складе, сохранность продукции в пути, и соблюдение сроков доставки. Пути решения, на сегодняшний день, следующие: при погрузке продукции — на фабрике есть отдел качества, контролирующий температуру продукции, которая выходит с производства. Если температура высокая, продукция не отпускается и не отгружается. После отгрузки, продукция загружается в специальные автомобили – рефрижераторы. Рефрижераторы настроены на определенную температуру, если это охлажденная продукция, то 0 — +2 °C, если замороженная продукция, то -18 °C, и продукция следует либо на склады – филиалы, либо непосредственно заказчикам, в зависимости от объёма.

Также для сохранности груза соблюдается правило FIFO, как на складах при производстве, так и на складах при филиалах. Ну и основное главное условие — это соблюдение условий хранения и санитарных норм, то есть наше предприятие сертифицировано по HACCP, также еще по ряду международных стандартов, ни для кого не секрет, что мы экспортируем продукцию в Европу, и, в общем, в более чем 70 стран мира. И для того, чтобы выйти на международный рынок, нужно было пройти определенный ряд сертификаций. Каждый год к нам приезжает еврокомиссия, проверяет, соблюдаем ли мы те стандарты, о которых мы заявляем, и только после европейской сертификации мы можем отправлять наш груз в Европу. Работая в экспорте, могу сказать, что это довольно-таки сложно.

Условия хранения и санитарные нормы, это очень важно, потому что наша торговая марка ответственна перед каждым конечным потребителем, и в Украине и в Европе. Поэтому мойка склада для того, кто работает с сырыми продуктами, дезинфекция — это очень важно, мы должны внедрять и соблюдать стандарты и обязательно контролировать, как они выполняются.

Сохранность продукции в пути

 

Как я уже говорила, доставляется продукция в оборудованных авто. Абсолютно все автомобили перед тем, как их загрузить, моются и дезинфицируются, это обязательное требование. И все автомобили дополнительно оборудованы рефрижераторами. Мы также контролируем температуру входящей продукции к нам на склад, и с какой температурой мы продукцию отгружаем. Периодически руководители подразделений на филиалах выезжают к водителям на маршрут проверяют при каком температурном режиме продукция едет, включает ли водитель холодильник. Потому что у водителя может быть желание сэкономить на топливе.

Соблюдение сроков доставки. Коллеги, которые устанавливают систему управления перевозками — TMS, об этом много говорят, что нужно формализовать графики, в какие точки и когда вы хотите приехать, иметь информацию об этих точках, могут они принимать продукцию или не могут и так далее. Для того чтобы задать условия задачи для водителя, чтобы он вовремя приехал и выполнил те задачи, которые перед ним стояли.

Покажу схематично, как организована у нас цепь поставок скоропортящихся продуктов. На сегодняшний день мы принимаем заказы на охлажденное мясо птицы, не фасованное, имеющее срок хранения 96 часов, поэтому все происходит достаточно быстро. С 7:00 до 10:00 у нас осуществляется прием заказов, далее эти заказы обрабатываются и отправляются на производство, и уже после 11:30 мы получаем подтверждения с производства, какая продукция к нам будет ехать, как и когда она будет отгружена. С 22:00 до 3:00 мы осуществляем прием продукции на склад.

После того, как продукция принята, мы отправляем ее в наш транспорт и она уже разъезжается по точкам. То есть от приема заказа до выезда первого автомобиля проходит менее 24 часов, в среднем 18-20 часов. Доставка покупателям происходит с 5:00 утра в первых точках и до 16:00. Бывают, конечно, сбои, бывают проблемы, но в целом, бизнес-процесс у нас организован таким образом.


Возвращаюсь к контролю качества. Как я уже говорила, в МХП внедрена система контроля качества — если это упакованный продукт, то можно определить, когда он произведен, в какую смену, кто упаковал этот продукт, в какой партии был забой и так далее. Все предприятия МХП стандартизированы по HACCP, повторюсь, мы на всех этапах контролируем температуру продукта, сроки, соблюдение условий хранения. Отгрузка производится только в подготовленный автомобиль — охлажденный и чистый.

Проводится регулярная проверка торговых точек на соответствие санитарно-гигиеническим нормам, утвержденным в компании. Что это такое? У нас есть собственная франчайзинговая сеть, наши франчайзи, покупая у нас продукт, выкладывают его в своих точках. И нужно контролировать то, как они это делают, в каких условиях. Поэтому регулярно наши сотрудники приезжают и контролируют, как выкладывается продукция, в каких условиях она хранится, соблюдаются ли условия товарного соседства в холодильнике и так далее. Если такие точки не соблюдают и не выполняют наши требования, мы прекращаем с ними сотрудничество. На сегодняшний день всем нашим франчайзи оказывается полная консультационная поддержка и полная поддержка по внедрению новых технологий. Мы специально проводим обучение для продавцов. У нас на базе Киевского филиала есть специальный учебный класс, куда привозят продавцов с разных регионов, и мы показываем, как работать с нашим продуктом, как его хранить, как пользоваться одноразовыми перчатками, как мыть витрины, как часто это делать и так далее. Не оставляем наедине людей с нерешенными вопросами.

Уровни нашего сервиса. Мы стремимся к доставке охлажденной продукции до 15:00, и если нет никаких сбоев, то мы это выполняем. Полных и частичных возвратов не более 0,1% и 0,3% соответственно.  О качестве я уже говорила, оно неизменно от производства до потребителя.

Оптимизация затрат при транспортировке и хранении товаров, требующих особых условий хранения:

Снижение затрат на ГСМ. Тендеры на заправку и на закупку ГСМ:

− Мы используем как, например, АЗС WOG, также у нас есть собственные заправочные станции при производстве, которыми мы тоже пользуемся. Это очень удобно, когда на вашей территории находится заправочная станция, вы можете легко проконтролировать, как топливо заправляется, не сливается ли оно «на сторону» и так далее. Но если мы заправляемся, например, на АЗС, то мы не даем карточки водителям в руки, у нас обязательно это делает либо механик, либо специалист службы охраны. То есть водитель самостоятельно не осуществляет заправку.

− Мотивационные программы для водителей направлены на снижение расходов ГСМ, 30% от сэкономленного топлива выплачивается водителю официально в зарплату. Хотите зарабатывать — экономьте топливо, не сливайте, мы вам экономию выплатим.

− Пломбирование бака и возможных мест слива.

Оптимизация маршрутов:

− Транспорт курсирует по утвержденным маршрутам. Если говорить о большегрузном транспорте, это однозначно должен быть утвержденный маршрут. Если мы говорим о малом транспорте для доставки по городу, по селам, должна быть эффективная TMS.

− Обратная загрузка автомобилей — это когда едет замороженная продукция, например, в 20-тонном автомобиле в другой город, и мы организовываем ему после выгрузки обратный дозагруз каким-нибудь попутным грузом в сторону Киева или Днепра, в зависимости от того, куда он возвращается, и тем самым мы снижаем наши затраты. Автомобиль назад не едет пустым.

Оптимизация хозяйственной деятельности и складских операций.

− Проведение тендеров на расходные материалы. Мы проводим тендера и осуществляем централизованные закупки всего, что нужно и складу и офису.

− Аутсорсинг погрузо-разгрузочных работ. Если есть необходимость закрытия каких-то всплесков погрузок, например, у нас бывают всплески погрузок вагонов на экспорт. В таких случаях мы не держим штат, мы используем для этого аутсорсинг.

− Пломбирование автомобилей доставляющих продукцию, это то же самое, что и пломбирование топливных баков. У нас охлажденная продукция, и были случаи, когда люди скидывали продукцию с машин, а затем продавали. Регулярно производится замер норм естественной убыли для того чтобы контролировать сколько продукции убудет в пути. Были случаи вскрытия пломб, поэтому мы нашим поставщикам пломб давали задачу переделать их.


Мотивационные превентивные меры по предотвращению воровства:

−        мотивационные программы для водителей;

−        пломбирование баков;

−        пломбирование термобудок;

−        контроль складских операций;

−    наемная охрана. На сегодняшний день вся отгрузка контролируется полностью наемной охраной, они контролируют весь вес, который отгружают и принимают. В таком случае сложнее договориться, чем больше людей участвует в бизнес-процессе, тем сложнее договориться, чтобы что-то украсть и вывезти;

−       логирование складских операций в программе. Это когда продукция становится на весы и легко проверить, с каким весом была отгружена продукция, то есть кладовщик вручную не осуществляет взвешивание, и поэтому сложно злоупотребить этим;

-        регулярные замеры норм естественной убыли на хранение и доставку.

Читайте также: Анализ рынка логистических услуг Украины: тренды, сложности и возможности

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA

КАЛЕНДАРЬ КОНФЕРЕНЦИЙ ТМ 2018

ЖУРНАЛ PRIVATE LABEL 2018

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ ТМ

НОВОСТИ

СТАТЬИ

ВИДЕО

По поводу размещения Ваших материалов на портале пишите на press@trademaster.com.ua

Раздел: Логистика >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги