12 лютого 2009
Что можно в ритейле отдать на аутсорсинг, и как из этого извлечь максимум прибыли.
Период активного внедрения модели аутсорсинга в мире пришелся на 1990-е, и уже к концу прошлого века компании оценили ее преимущества. По результатам исследования Yankelovich Partners, проведенного в 14 странах мира среди 304 представителей высшего руководства, 63% опрошенных подтвердили, что они передали в управление подрядчикам одну или несколько непрофильных функций. Из тех, кто осуществил аутсорсинг, 84% были настроены положительно и утверждали, что довольны работой аутсорсинговых компаний. По разным подсчетам, в США услугами профессиональных подрядчиков пользуются около 60% предприятий, в Европе - около 45%. Среди торговых компаний эта цифра еще выше. В США, как рассказал нам Уильям Сандерс (менеджер по закупкам сети Wal-Mart в северо-восточных штатах -bsanders@walmart.com), до 80% торговых сетей передают различные функции на аутсорсинг. В Европе этот показатель значительно ниже - всего 50-60%, а многие крупные компании предпочитают создавать собственные службы. Руководство компаний, по мнению г-на Сандерса, обращается к модели аутсорсинга, когда необходимо сохранить конкурентоспособность и значительно сократить затраты. В зависимости от вида аутсорсинга уменьшить расходы на непрофильные сферы деятельности предприятия можно на 10-40%.
Важное стратегическое преимущество аутсорсинга - возможность сконцентрироваться на ключевом бизнесе. Это позволяет топ-менеджменту не тратить свои временные ресурсы на то, что не приносит прибыли. При аутсорсинге компанию интересуют только цена и качество предоставляемых услуг, а все финансовые риски несет сам подрядчик. В торговле Северной Америки применяется в основном операционный аутсорсинг - эксплуатация объектов недвижимости, уборка помещений, логистика, управление персоналом, бухгалтерия и другие функции .
В украинском же ритейле наибольшее распространение получил аутсорсинг в логистике, наиболее крупным примером которого стало сотрудничество компании Fozzy Group и УВК.
АУТСОРСИНГ В ЛОГИСТИКЕ - "ЗА!"
Передача ритейлером функции сортировки и доставки грузов в магазины, по мнению Юлии Шиловой, маркетинг-менеджера компании УВК, позволит оптимизировать товарные и складские операции, повысить эффективность взаимодействия поставщиков и сети, а значит, обеспечить поддержку оптимального ассортимента продукции. Но такое взаимодействие -нелегкий и достаточно длительный процесс, нужно ведь отладить схему, интегрировать программное обеспечение и т. д. Но в целом он оказался выгодным для обеих компаний: УВК получила огромные обороты. Fozzy же, по мнению г-жи Шиловой, как и другим ритейлерам, нет смысла считать, во сколько обходится каждая услуга в отдельности.
Юлия Шилова:
- Доля затрат на логистику может колебаться 2% до 8%. Эффективность же измерить достаточно просто: необходимо проанализировать, на сколько снизилась доля затрат на логистику с привлечением аутсорсинга. Однако при этом следует учитывать косвенные затраты (содержание склада, зарплата, налоги).
Кроме того, благодаря переходу компании на аутсорсинг, по мнению Юлии, произошло некое перерождение логистического подразделения сети. Теперь логисты больше не ищут машины, а переключаются на управленческие задачи - управление запасами, распределение продукции, анализ эффективности цепочки поставок и ее оптимизации. Поэтому участники первого аутсорсингового альянса в логистике уверены, что "в обозримом будущем аутсорсинг логистики будет пользоваться все большей популярностью среди ритейлеров, и компания УВК готова к этому. В ближайшие три года большинство ритейлеров переориентируются на аутсорсинг логистических услуг, а к 2009 г увеличится и количество логистических операторов, способных предоставлять такие услуги".
АУТСОРСИНГ В ЛОГИСТИКЕ - "ПРОТИВ!"
В то же время у подобной точки зрения есть и противники. Так, генеральный директор "АТБ-Маркет" Дмитрий Евтеев заявлял, что около 80% всех товарных запасов поступает в сеть через собственные РЦ. Благодаря этому компания получает ряд преимуществ.
Во-первых, сокращаются расходы на транспортировку и прием товара - стоимость доставки не превышает 1-1,5% стоимости груза. Кроме того, в одной машине в магазин поступает продукция от 70-80 разных поставщиков, соблюдаются сроки и своевременность доставки. Далеко не все поставщики, по мнению г-на Евтеева, способны качественно и в срок подвозить продукцию в магазины ввиду недостаточных производственных мощностей, а это приводит к нулевым остаткам и, соответствен но, недополученной прибыли. Крупным же выгоднее большими машинами, поддонами привезти все сразу на один склад, чем развозить по всей Украине мелкими партиями. "АТБ-Маркет" уже централизовала управление запасами, внедрив систему автозаказа, что позволило улучшить поставку товаров, уменьшить нормы запасов, повысить оборачиваемость средств.
Что касается автотранспорта, то, по мнению г-на Евтеева, "собственная доставка обходится в 2-2,5 раза дешевле, чем услуги наемного перевозчика. Весь товар, имеющийся на РЦ, мы развозим своим транспортом". В целом, взвесив все "за" и "против" (поиск и обучение работников, оборудование рабочих мест для дополнительного персонала, расходы на ГСМ, увеличение налоговых платежей в бюджет в связи с созданием автопарка и социальных отчислений в связи с наймом дополнительного персонала), сеть в сентябре приняла решение о строительстве нового РЦ. То, что на аутсорсинге в АТБ поставили "жирный крест", подтвердили позже в PR службе сети - "сеть все делает сама, не отдавая ничего на аутсорсинг". Позиция, достойная уважения. Ее может поколебать разве что опыт ведущих сетей мира, имеющих доход побольше отечественных.
Помимо логистики, чаще всего ритейлеры передают на аутсорсинг мерчандайзинг и девелопмент
Аутсорсинг в мерчандайзинге
На аутсорсинг ритейлер может передать право следить за выкладкой в зале. Поручить это можно мерчандайзерам каждого производителя или одному мерчан-дайзеру нескольких производителей. Как этого достичь - в данной статье, предоставленной московским агентством ITM, входящим в международный холдинг IMS Group.
Изобилие брендов в магазинах часто приводит к тому, что конкуренция между товарами ведется не по их качественным характеристикам, а по тому, настолько успешно они представлены в торговле. Ведь, если товара нет на полке, он не продается. В связи с этим в рознице участились настоящие "мерчандайзинговые войны", которые проявляются в подкупе продавцов, намеренном блокировании точек продажи при помощи тележек, комичном обыгрывании при помощи POSM рекламных материалов конкурентов. В итоге 30-40% рабочего времени мерчандайзеров тратится попусту. Одновременная работа в торговой точке нескольких мерчандайзеров конкурирующих брендов делает бессмысленными тщательно разработанные планограммы. Страдают не только производители и ритейлеры, но и покупатели, не получающие качественного обслуживания. При этом мерчандайзер, обслуживающий несколько торговых точек ежедневно, не в силах уследить за действиями конкурирующих сторон, а держать по мерчандайзеру на каждый бренд в каждом магазине полный рабочий день слишком накладно.
KEY К СЕРДЦУ ПОТРЕБИТЕЛЯ
В качестве решения возникшей проблемы Александр Попов, директор компании ITM, в 2000 г предложил использовать программу КАМ (Key Accounts Management) в России. Суть ее в том, что один мерчандайзер стимулирует продажи сразу нескольких неконкурирующих брендов и отвечает только за "свой" магазин. При этом сокращаются непроизводительные затраты времени на перемещение из точки в точку и ожидание контактного лица, формируются стабильные отношения с администрацией.
Мерчандайзер постоянно контролирует выкладку, долю полки и запас продукции. А непрерывная связь с центральной базой данных позволяет получать оперативную информацию о состоянии продукта в каждой торговой точке и привлекать по мере необходимости дополнительный полевой ресурс. Для поддержания листованного ассортимента используется система заказов, в основе которой - результаты аудита продаж как продвигаемых товаров, так и продукции конкурентов. При этом лояльные отношения с администрацией позволяют мерчандайзерам получать приоритетные места для выкладки или дополнительного размещения товара.
Расходы на программу делятся между всеми ее участниками, а расчет производится на основании затрат времени на каждый бренд. Таким образом, новая методика выгодна для торговли тем, что позволяет максимально эффективно контролировать и организовывать продажи в зале, а для производителя преимущество в меньших финансовых затратах на контроль за продажами их брендов.
И В ИНДИЮ
Но насколько финансово выгодна замена собственного мерчандайзера "коллективным"? Для каждого проекта, сообщила Жанна Зозуль, менеджер по маркетингу и PR агентства, стоимость рассчитывается индивидуально - в зависимости от того, сколько времени в день требуется мерча-ндайзеру для выполнения задач, поставленных клиентом. Затраты времени определяются категорией продукта. Если на поддержание выкладки, например, элитного чая уходит 15 минут в день, то на газированную воду -как минимум 3 часа. Замер времени проводится совместно с клиентом во время выезда в "поля" или рассчитывается на основе данных о количестве SKU* в магазине и объемах продаж, предоставляемых клиентом. Полученные данные по времени умножаются на стоимость часа работы и количество рабочих дней - в результате получают стоимость работы одного мерчандайзера в месяц.
В 2002 г программу КАМ запустили в ста московских супермаркетах, она сразу же принесла первые результаты: в течение первых трех месяцев показатель среднего фейсинга вырос на 12-25%, а прирост продаж составил 23-65%.
Сейчас программа, по словам ее разработчиков, успешно действует на территории России: в Москве проект реализуют 760 торговых точки, в Санкт-Петербурге -67, в Екатеринбурге - 84. С июня 2006 г КАМ продвигается и в Украине. Но так как программа находится на стадии запуска, агентство ITM отказалось назвать имена своих украинских клиентов.
' SKU (Stock Keeping Units) - Единица учета товара на полке.
Раздел: Логістика >
Теги: аутсорсинг, ритейл, мерчандайзер, логистика, торговля
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар