Индия (в прошлом году заняла 2-е место) возглавляет рейтинг в четвертый раз на протяжении пяти лет, являясь в текущем году самой привлекательной страной для инвестиций мирового ритейла. Украина за прошедший год не изменила свои позиции и занимает в рейтинге 17-е место (см. Таблицу 1).
В Индии местные ритейлеры, вследствие более низкого роста локального товарооборота розничной торговли, вынуждены откладывать планы по экспансии и проводить реструктуризацию. Это, в свою очередь, открывает уникальные шансы для международных торговых компаний.
Несмотря на то, что в 2009 году наблюдалось падение роста ВВП, Россия все еще имеет огромный потенциал для развития ритейла и занимает 2-ю строку рейтинга 2009 года. В следующие 5 лет в стране прогнозируется 15-процентное увеличение объема товарооборота розничной торговли.
В Китае, который занимает 3-ю строку рейтинга-2009, пакет конъюнктурных реформ в размере $585 млрд. и программа, направленная на увеличение потребления в стране, уже дают первые результаты.
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) совершили самый большой скачок в рейтинге 2009 года. Так, ОАЭ поднялись с 20-го места на 4-е, в том числе, из-за того, что "привязанная" к добыче нефти экономика показала себя гораздо более стойкой, по сравнению с экономиками других стран.
Вьетнам - страна, самая привлекательная для развития ритейла в 2008 году - опустился в рейтинге 2009 года на шесть позиций вниз, прежде всего из-за инфляционного давления, связанного с "бумом" в недвижимости, ценовой инфляции во II половине 2008 года, а также значительного ослабления ориентированной на экспорт экономики.
Наряду с Россией, в Топ-20 входят 5 восточноевропейских стран. В прошлогоднем рейтинге были представлены только три восточноевропейских государства - Россия, Украина и Болгария.
Вследствие своей рыночной привлекательности, равно как и ограниченных рисков, Словения и Литва смогли улучшить свои позиции на 14 позиций, а Латвия - на 8 позиций. Хорватия смогла занять 24-е место в Топ-30 самых привлекательных рынков для развития ритейла.
Таблица 1. Индекс развития глобального ритейла-2009*
<><></></>
Страна
Рейтинг-2009
Рейтинг-2008
Изменения
Индия
1
2
1
Россия
2
3
1
Китай
3
4
1
ОАЭ
4
20
16
Саудовская Аравия
5
7
2
Вьетнам
6
1
-5
Чили
7
8
1
Бразилия
8
9
1
Словения
9
23
14
Малайзия
10
13
3
Алжир
11
12
1
Мексика
12
11
-1
Латвия
13
21
8
Тунис
14
18
4
Египет
15
5
-10
Литва
16
30
14
Украина
17
17
0
Перу
18
14
-4
Марокко
19
6
-13
Турция
20
10
-10
Болгария
21
16
-5
Индонезия
22
15
-7
Румыния
23
22
-1
Хорватия
24
Не было в рейтинге
Не было в рейтинге
Филиппины
25
26
1
Таиланд
26
24
-2
Венгрия
27
Не было в рейтинге
Не было в рейтинге
Колумбия
28
19
-9
Сальвадор
29
Не было в рейтинге
Не было в рейтинге
Аргентина
30
28
-2
* Индекс развития глобального ритейла (Global Retail Development Index) компании A.T. Kearney рассчитывается с 2001 года путем составления рейтинга 30 самых привлекательных для инвестиций стран. При этом учитываются 25 переменных, в частности, политические и экономические риски, привлекательность рынка розничной торговли, степень насыщения и соотношение между ВВП и показателем роста розничной торговли.По материалам: BIZ.liga.net