28 апреля 2011

Потенциал роста рынка органических продуктов оценивается в 50-70%

Потенциал роста рынка органических продуктов оценивается в 50-70%

Открытие органического производства в нашей стране — долгосрочная инвестиция, а с учетом формирования украинского рынка и специфики производства каждого продукта питания, окупаемость может варьироваться от двух до 10 лет. И не факт, что модный ныне за рубежом тренд сможет перерасти в доходный бизнес в Украине. Производством наиболее популярной здоровой продукции среди украинцев — органического молока — занимаются не многие фермерские хозяйства, причем сертифицированного органического молока — пока лишь одно. . В идеале органическое производство должно быть сертифицировано согласно европейским, американским или японским стандартам. Наличие этого документа гарантирует качество выпускаемой продукции. Однако пока на всей территории Украины сертифицировано менее 80 предприятий, выпускающих различную органическую продукцию. Среди крупных по украинским меркам игроков значатся производители сертифицированных органических круп, муки, меда, соков, сиропов и другой продукции.   По сравнению с Европой, где небольшие хозяйства составляют львиную долю продаж органической продукции и работают как с небольшими магазинами, так и крупными ритейлерами, в Украине пока нет единого пула производителей органики, а сами предприниматели порой даже не знают, как правильно подать свою продукцию. В нашей стране на сегодняшний день не так много специализированных магазинов, продающих органическую продукцию, а крупные торговые сети только начинают интересоваться «здоровым» товаром. Среди тех, кто торгует органической продукцией в Украине, известны такие магазины, как Natur Boutique, Delight, Glosssary и ряд интернет-магазинов. 


В последнее время крупные ритейлеры начали формировать предложение экологически чистых продуктов, правда, в основном импортных. Все больше места выделяют под органику в таких сетях, как «Сильпо», Metro и «Мегамаркет». По словам менеджера по овощам и фруктам продуктовой сети «Мегамаркет» Артема Крищенко, когда сеть начинала торговать органической продукцией, спроса почти не было, потому что потребители практически не знали об этой продукции. «Начинали с 0,2%-ной доли органической продукции, сегодня она составляет 1,3% в общей доле продаж группы», — говорит он. Сейчас в месяц «Мегамаркет» продает 300-400 кг органической продукции, в основном импортируемой из Израиля, Голландии и Испании. В Европе рост потребления органических продуктов составляет 8-11% в год, а доля органики во всей произведенной сельскохозяйственной продукции составляет около 5%. У нас же доля продаж органики в общей доле продаж с/х продукции в Украине составляет меньше одного процента. Тем не менее потребители проявляют здоровый интерес к экологически чистой продукции. По словам г-на Милованова, рынок украинской органики растет из года в год. На сегодня эксперты оценивают отечественный рынок в $3,4 млн. Драйвером его роста может стать хороший спрос на здоровую пищу, который подтолкнет отечественных производителей продукции сельского хозяйства на переориентацию на органику. Благо для этого у Украины есть все возможности. Так, земельный банк сертифицированных под органику земель в нашей стране составляет 

270 тыс. гектаров, и по этому показателю мы занимаем 21-е место в Европе. Из Украины много сертифицированного сырья идет на экспорт, в страны Европы, где производство органических продуктов питания поставлено отлично, а земельных ресурсов недостаточно.  Сейчас в мире насчитывается 1,8 млн. производителей органической продукции Если говорить о цене на органическую продукцию, то она выше той, которая представлена на полках магазинов, как правило, на 30-50%, говорит руководитель консультационного департамента Ассоциации «Биолан» Светлана Горбань. Между тем пока органическая еда, несмотря на «раскрученный» тренд о здоровом способе жизни, не пользуется массовым спросом. Причем об этом говорят сами продавцы. В одном из флагманов отечественного рынка органической продукции — магазине Natur Boutique — рассказали, что продажи в этом году сократились, при этом добавили, что органика, которая есть в наличии в магазине, не намного дороже, чем другая продукция. Средний чек в Natur Boutique составляет 250-300 грн. «Такая тенденция связана с низкой платежеспособностью населения», — объясняет начальник отдела закупок торговой сети Natur Boutique Лилия Савелий. Кроме органических продуктов питания, доля которых в магазине составляет 30%, Natur Boutique торгует органической косметикой и биоразлагаемыми средствами. В целом эти два сегмента импортируются, так как собственных производств, которые бы выпускали органическую косметику и бытовую химию, в нашей стране нет. 

Несмотря на закон об органическом производстве, который был принят ВР в конце прошлой недели, и государственную целевую программу украинского села до 2015 года, согласно которой планируется увеличить показатель выращивания органических культур до 10%, пока платежеспособность населения не увеличится, позитивных сдвигов в развитии украинского рынка органики ждать не приходится. Зарубежный опыт Рынок органических продуктов питания Германии составляет 5 млрд. евро в год, а объем сертифицированных под органику земель насчитывает 1 млн. гектаров. В странах Западной Европы доля органики в сегменте продуктов питания составляет 3-6%. В нашей стране органика занимает меньше 1% в общей доле продаж сельскохозяйственной продукции. В Европе, США и Японии органическое движение активно развивается на протяжении уже более 30 лет, а Украина только начинает продвигаться в этом направлении. По материалам: «Инвестгазета» №16 Торговля в Украине Чего хочет потребитель Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster 

Эксклюзивный материал TradeMaster.ua

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Читайте также

Лучшие компании

Личности

Блоги