17 лютого 2012
"Если закон о внутренней торговле не будет отвечать реалиям бизнеса – он не будет работать" - Максим БАЙДЫК, "Эльдорадо"
Интерес к Закону Украины «О внутренней торговле» нарастает в связи с инициированием подготовки новой версии законопроекта. Максим Байдык, директор юридического департамента торговой сети «Эльдорадо», выразил свое личное мнение как юриста и как члена рабочей группы по данному законопроекту, в эксклюзивном интервью корреспонденту Портала розничной и оптовой торговли www.Trademaster.com.ua. Эксперт рассказал, почему принял решение войти в состав группы, что должно было предшествовать созданию закона, и какие изменения необходимо внести.
ТМ: Какие преимущества и недостатки закона о внутренней торговле Вы выделили?
МБ: Преимуществ не вижу. Недостатков – много.
В моем представлении законопроект с таким многообещающим названием должен регулировать всю цепочку взаимоотношений – государство – производитель/импортер – продавец – потребитель. Для этого было бы целесообразно:
(1) составить детальный перечень нормативно-правовых актов, включая акты СССР, которые на сегодняшний день юридически действуют;
(2) изучить практику европейских стран (для этого у нас в рабочей группе есть Европейская бизнес ассоциация и Американская торговая палата);
(3) изучить практику развивающихся стран, которые за последние 5-10 лет сделали существенный прорыв в данном направлении;
(4) взять практику действия аналогичного закона в Российской Федерации и убрать негативные составляющие;
(5) взять лучшее, что есть на сегодняшний день в нашем и европейском законодательстве и совместить это с практикой, и с теми целями, которые мы хотим достигнуть данным законом.
Соответственно с принятием закона с такой конструкцией, возможно как кодифицированного акта, отпала бы необходимость в десятках других нормативных актов.
С другой стороны, не совсем правильно и корректно с моей стороны говорить, что сделано что-то неправильно. Я имел возможность давать свои предложения, и давал их, к данному законопроекту на протяжении последних двух лет. Если они не нашли своего отражения в нем, это значит, что я не в полную силу включался и не был убедительным для своих коллег. Сейчас я пытаюсь это исправить.
ТМ: Какие правки Вы бы советовали внести? МБ: Поскольку рабочая группа работает не с задачей предложить новую концепцию и новый законопроект, а дать дополнения к законопроекту, внесенному в Верховный Совет Украины на первое чтение, то мы стеснены определенными условностями. Т.е. рабочая группа не может предложить новую концепцию и вынуждена точечно работать над каждой статьей. Мною предлагаются изменения, которые касаются: · терминологии (ст.1), · снятия возможных ограничений по торговле отдельными группами товаров, в частности молочной продукцией (п.7. ст.7), · снятия ограничений по регулированию органами местной власти режима работы объектов торговли (п.8 ст.7), · выведения Интернет-торговли из «тени», · внедрения сквозного контроля за импортом и дальнейшей продажей электронной и бытовой техники (создание прозрачного реестра грузовой таможенной декларации (ГТД) и внесение № и даты ГДТ в налоговые накладные и расходные документы), · снятия санкций за отсутствие у владельцев нестационарных объектов торговли, договоров аренды земли и, соответственно, введения дополнительного контроля над наличием таких договоров. Могу сказать, что по ряду предложений нахожу поддержку, как у других членов рабочей группы, так и у чиновников. Что получится по факту – посмотрим. Сейчас вполне возможен отзыв данного законопроекта и его полная переработка. ТМ: Что, по-вашему, во внутренней торговле действительно требует законодательного регулирования? А какую деятельность регулировать нормами нецелесообразно? МБ: Во внутренней торговле я против искусственного вмешательства государства в коммерческие отношения между субъектами хозяйствования. Я – за внедрение у работников контролирующих органов персональной материальной ответственности. Приведу пример: работниками одного из крымских органов по защите прав потребителей в нашем магазине был составлен акт о нарушении потребительского законодательства. В частности нам вменялось, что информация на товар содержится на непонятном для потребителя языке – русском. При этом сам акт проверки был составлен на русском языке. Понятно, что в дальнейшем такой акт не повлек за собой негативных финансовых последствий. Но если бы у меня была возможность привлечь чиновника к ответственности, я бы с удовольствием это сделал и предложил бы ему компенсировать затраты моей компании (командировочные, судебные сборы, гонорары соответствующих специалистов). К сожалению, таких примеров хватает. ТМ: Как вы относитесь к возможному добавлению в список социально значимых товаров техники? Если список расширят и добавят туда технику, изменится ли что-либо в работе магазинов Вашего направления? МБ: На данный момент я таких предпосылок не вижу, хотя формально по проекту закона Кабинет Министров Украины имеет право устанавливать такой список, при этом он не стеснен какими-либо ограничениями. Но если это произойдет, было бы интересно увидеть аргументацию чиновников относительно отнесения, например, мобильных телефонов, желательно конкретной марки и модели, к социально значимым товарам. Также интересно было бы посмотреть на возможные интервенции со стороны государства на данном рынке. ТМ: Почему Вы решили принять участие в рабочей группе? МБ: В Ассоциацию предприятий бытовой техники и электроники, членом которой является «Эльдорадо», поступило предложение оперативно включиться в состав рабочей группы. Поскольку я уже на протяжении длительного времени давал предложения по данному законопроекту, я и был включен в состав рабочей группы от имени данной Ассоциации. ТМ: Каким образом законодательное регулирование взаимоотношений Поставщик/ Ритейлер повлияет на партнерские отношения Вашей компании? МБ: Когда законопроект станет действующим законом, тогда есть смысл говорить об этом. В любом случае могу сказать, что если он не будет отвечать реалиям бизнеса – он не будет работать. Бизнесмены и юристы всегда найдут способ, как формально его выполнить и не ущемить свои бизнес-интересы. Анастасия Рубанович, специально для Портала розничной и оптовой торговли www.TradeMaster.com.ua Торговля в Украине Новости компаний Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster
Ексклюзивні матеріали TradeMaster.ua
ТМ: Какие правки Вы бы советовали внести? МБ: Поскольку рабочая группа работает не с задачей предложить новую концепцию и новый законопроект, а дать дополнения к законопроекту, внесенному в Верховный Совет Украины на первое чтение, то мы стеснены определенными условностями. Т.е. рабочая группа не может предложить новую концепцию и вынуждена точечно работать над каждой статьей. Мною предлагаются изменения, которые касаются: · терминологии (ст.1), · снятия возможных ограничений по торговле отдельными группами товаров, в частности молочной продукцией (п.7. ст.7), · снятия ограничений по регулированию органами местной власти режима работы объектов торговли (п.8 ст.7), · выведения Интернет-торговли из «тени», · внедрения сквозного контроля за импортом и дальнейшей продажей электронной и бытовой техники (создание прозрачного реестра грузовой таможенной декларации (ГТД) и внесение № и даты ГДТ в налоговые накладные и расходные документы), · снятия санкций за отсутствие у владельцев нестационарных объектов торговли, договоров аренды земли и, соответственно, введения дополнительного контроля над наличием таких договоров. Могу сказать, что по ряду предложений нахожу поддержку, как у других членов рабочей группы, так и у чиновников. Что получится по факту – посмотрим. Сейчас вполне возможен отзыв данного законопроекта и его полная переработка. ТМ: Что, по-вашему, во внутренней торговле действительно требует законодательного регулирования? А какую деятельность регулировать нормами нецелесообразно? МБ: Во внутренней торговле я против искусственного вмешательства государства в коммерческие отношения между субъектами хозяйствования. Я – за внедрение у работников контролирующих органов персональной материальной ответственности. Приведу пример: работниками одного из крымских органов по защите прав потребителей в нашем магазине был составлен акт о нарушении потребительского законодательства. В частности нам вменялось, что информация на товар содержится на непонятном для потребителя языке – русском. При этом сам акт проверки был составлен на русском языке. Понятно, что в дальнейшем такой акт не повлек за собой негативных финансовых последствий. Но если бы у меня была возможность привлечь чиновника к ответственности, я бы с удовольствием это сделал и предложил бы ему компенсировать затраты моей компании (командировочные, судебные сборы, гонорары соответствующих специалистов). К сожалению, таких примеров хватает. ТМ: Как вы относитесь к возможному добавлению в список социально значимых товаров техники? Если список расширят и добавят туда технику, изменится ли что-либо в работе магазинов Вашего направления? МБ: На данный момент я таких предпосылок не вижу, хотя формально по проекту закона Кабинет Министров Украины имеет право устанавливать такой список, при этом он не стеснен какими-либо ограничениями. Но если это произойдет, было бы интересно увидеть аргументацию чиновников относительно отнесения, например, мобильных телефонов, желательно конкретной марки и модели, к социально значимым товарам. Также интересно было бы посмотреть на возможные интервенции со стороны государства на данном рынке. ТМ: Почему Вы решили принять участие в рабочей группе? МБ: В Ассоциацию предприятий бытовой техники и электроники, членом которой является «Эльдорадо», поступило предложение оперативно включиться в состав рабочей группы. Поскольку я уже на протяжении длительного времени давал предложения по данному законопроекту, я и был включен в состав рабочей группы от имени данной Ассоциации. ТМ: Каким образом законодательное регулирование взаимоотношений Поставщик/ Ритейлер повлияет на партнерские отношения Вашей компании? МБ: Когда законопроект станет действующим законом, тогда есть смысл говорить об этом. В любом случае могу сказать, что если он не будет отвечать реалиям бизнеса – он не будет работать. Бизнесмены и юристы всегда найдут способ, как формально его выполнить и не ущемить свои бизнес-интересы. Анастасия Рубанович, специально для Портала розничной и оптовой торговли www.TradeMaster.com.ua Торговля в Украине Новости компаний Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster
Ексклюзивні матеріали TradeMaster.ua
Раздел: Товари та ринки > Все новости
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар