31 травня 2016

Какие нечестные торговые практики существуют в украинском ритейле

Какие нечестные торговые практики существуют в украинском ритейле
790

На сегодняшний день поставщики крупных торговых сетей жалуются, что испытывают со стороны последних все больше нечестных торговых практик (НТП). Это практики, которые сильно отклоняются от надлежащего бизнес-поведения и противоречат добропорядочной деловой практике, пишет издание ЛIГАБiзнесIнформ.

Существует ли проблема НТП в украинском ритейле?

В Украине проблема с НТП стоит достаточно остро, о чем свидетельствует расследование АМКУ и публикации в СМИ.

Поставщики жалуются в основном на такие виды НТП.

В области перекладывания рисков:

· Необоснованность отсрочки платежей за поставленную продукцию.

Проблемой №1, связанной с перекладыванием рисков, является отсрочка платежей. Средняя дебиторская задолженность сетей в среднем на 70 дней больше кредиторской, что приводит к постоянному дефициту оборотных средств у поставщиков, за счет которых фактически происходит беспроцентное кредитование торговых сетей. Кроме того, большинство торговых сетей в договорах поставки однородных товаров (куриные яйца, молочная продукция, хлебобулочные изделия) с различными поставщиками устанавливают разные сроки оплаты.

· Риски, связанные с возвращением непроданной продукции.

Сети обязывают поставщиков забирать нереализованный товар за свой счет и устанавливают штрафы за нарушения. Кроме того, вывоз поставщиком товара предоставляет сети право придержать оплату.

Поставщики молочки считают, что в 90% случаев порча их продукции происходит в торговых сетях из-за неправильного температурного режима, но проконтролировать этот процесс они не могут. Расходы на утилизацию возвращенной сетями нереализованной продукции составляют примерно 2-2,1 млн грн на одного поставщика молочной продукции.

· Финансирование экспансии торговых сетей.

Согласно исследованию АМКУ, разовая плата поставщиков за возможность сбыта товара в новых торговых точках сети составляет 2 000 - 45 000 грн; а плата за ремонт торговых объектов достигает 30 000 грн с одного поставщика.

· Плата за контроль качества продукции.

Сеть имеет право проводить в специализированных организациях проверки качества товаров, которые она реализует, но при этом стоимость возмещается поставщиком. Несомненно, контроль качества - важный момент, однако если в интересах сети продавать качественный товар, то она и должна инвестировать в систему контроля качества. В противном случае сети не будет достаточно стимулов создавать эффективную систему контроля - в самом экстремальном случае они могут требовать проводить тестирование всех поставляемых товаров и в самых дорогих лабораториях. Что касается ответственности поставщика, то он должен был бы покрыть расходы (включая штрафы) в случае, если в результате проверок/лабораторных исследований окажется, что качество его товара не соответствует заявленному.

В области навязывания дополнительных услуг:

· Плата за вход.

В Украине плату за "вход" большинство поставщиков считают чрезмерной и препятствующей реализации их товаров. С 70 винодельческих предприятий в больших сетях представлены 10 крупнейших, которые за счет больших объемов имеют возможность нести навязанные сетями дополнительные расходы. Торговые сети являются особенно важным каналом сбыта для производителей/поставщиков алкоголя, поскольку не у всех заведений торговли имеются соответствующие лицензии и, как следствие, у поставщиков/производителей алкогольной продукции не так много вариантов сбыта по сравнению с поставщиками других товаров.

· Плата за продвижение товара в торговой точке.

По мнению ассоциации Укркондпром и Ассоциации виноделов, требование оплаты за продвижение и маркетинг товара в торговых точках является неоправданным. В продвижении товара должна быть заинтересована прежде всего сеть, ведь от этого зависит ее доходность и позиция на рынке. Поскольку продвижение товара (рекламные брошюры, место на лучших полках и т.п.) предусматривает создание для него более выгодных условий по сравнению с другими подобными товарами, то такое продвижение проблематично при его навязывании всем поставщикам подобных товаров.

То есть в этом случае торговые сети фактически навязывают поставщикам дополнительные услуги, которые им (поставщикам) не нужны. Как правило, такие услуги фактически не предоставляются или их стоимость не соизмерима с суммой средств, которые поставщик обязан заплатить.

· Обязанность участвовать в промоакциях сети.

Ассоциация Укркондпром отмечает, что поставщиков принуждают к снижению цен продажи с целью проведения промоакций в торговой точке. При этом торговая надбавка сети остается неизменной. АМКУ отмечает, что поставщиков обязывают участвовать в акционных мероприятиях с определенной периодичностью, и размер скидки на товар варьируется от 5 до 50%. Также существует практика применения скидки при открытии сетью новой торговой точки.

· Запрет устанавливать различную отпускную цену для разных клиентов.

Очевидно, что если одна сеть вынуждает поставщиков/производителей нести значительные дополнительные расходы, связанные с НТП, другая - меньшие расходы, а традиционные магазины вообще не прибегают к НТП, то чтобы остаться конкурентоспособным, поставщик/производитель, должен был бы для различных ритейлеров устанавливать разные цены. Однако, в соответствии с договорами, поставщик предоставляет гарантии, что его цена, зафиксированная в договоре, не будет превышать цены, по которым товар поставляется третьей стороне. При нарушении налагаются штрафы (единовременная выплата в 5000 грн, возмещение разницы в ценах, 1000 грн за каждую партию товаров и прочее).

Таким образом, из-за достаточно сильного перекоса в переговорной силе между поставщиками и торговыми сетями в сторону последних поставщики/производители фактически выполняют не только присущие им функции эффективного посредничества/производства товаров, но и, во многом, функции ритейла, так как отвечают за промоактивности, логистику и инвестиции сетей. Торговые сети сужают свои функции до функций комиссионных магазинов, представляя торговые площади для реализации продукции и получая соответствующий процент в случае, если покупатель купит товар.

Если НТП регулировать, то как?

В Украине, в отличие от других стран, где существуют НТП, такие практики не регулируются ни самой отраслью розничной торговли, ни законодательством. В ЕС хорошо себя зарекомендовало сочетание частных и государственных регулирований. Так, в Англии существует третейский судья, который обеспечивает выполнение частного регулирования. Права, обязанности, полномочия такого судьи регулируются законом. В Португалии частное регулирование рассматривается как альтернативный (законодательному) механизм разрешения споров между субъектами хозяйствования. Во Франции и Италии существенные нормы законодательства ссылаются на частное регулирование (фактически нормы могут изменяться с изменением частного регулирования).

Итак, любая форма правил поведения имеет свои преимущества и ограничения, и этот вопрос открыт для дискуссии. Однако факт существования правил в любой форме лучше для урегулирования НТП, чем их отсутствие вообще, делает вывод автор статьи.

Присоединяйтесь к нам в Facebook!



Ексклюзивні матеріали TradeMaster.ua

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від СПАМ

Сообщение*

Читайте також