19 лютого 2018

Анализ трендов в ритейле, заявленных в начале 2017 года: что было задумано и что получилось? Часть 1

Анализ трендов в ритейле, заявленных в начале 2017 года: что было задумано и что получилось? Часть 1

5639

Конференцию «BIG TRADE-MARKETING SHOW: исследования, решения, инновации», состоявшуюся 1 февраля 2018 года в Киеве, открыло выступление одного из лучших маркетологов страны, который выступил с анализом развития трендов в ритейле.

Игорь Дидок — партнер Dot_Dot Innovation. Более восьми лет возглавлял маркетинговое направление в таких компаниях, как «Watsons», «Пузата Хата». Руководил ребрендингом «Watsons», внедрил новый формат оформления магазина, внедрил новые технологии кассовых продаж, новую стратегию персональных «промо». Запустил проект интернет-торговли, разработал новый формат магазинов сети «Watsons», перезапустил private label и вывел их на зарубежные рынки.

— Меня попросили открыть Конференцию и сделать анализ трендов в ритейле, которые были заявлены в начале 2017 года. Потому что, кроме того, что я являюсь консультантом в сфере ритейла, на сегодняшний день я еще и маркетинг директор группы компаний Modern Expo — это крупнейший производитель в Центральной и Восточной Европе торгового оборудования, — начал свое выступление Игорь.

— Я не смогу осветить все вопросы, поступающие в Modern Expo от крупнейших европейских ритейлеров, но те тренды, о которых буду говорить, я знаю изнутри. Я знаю, какие реальные запросы поступают в настоящее время из главных офисов крупных компаний. Мы можем скептически относиться к тем или иным трендам, которые набирают обороты в мире. Но, если мы не будем следовать им, и думать, каким образом эти тренды использовать здесь в Украине, и как им следовать, какие технологии необходимо внедрять, то очень быстро и безвозвратно мы отстанем т мирового ритейла. Поэтому, мы рассмотрим не только локальные тренды, но и все то, что происходит в мире сейчас. Чего мы ожидали год назад, и как эти тренды проявляются сейчас в мире.

Первый тренд, о котором говорили год назад, это рост e-commerce.  Да, действительно электронная коммерция растет, это бесспорно, это абсолютно четкий, явный тренд.  Как можно увидеть на графике, прогнозируется, что к 2022 году порядка 50% всей торговли в Азии и Океании будет идти через интернет, в Восточной Европе, то есть у нас, к 2022 году доля электронных продаж достигнет 10%.

Дело в том, что на самом деле электронная коммерция растет быстрее всего, к 2022 году ежегодный прирост будет составлять 17,7%. Но, мы видим, что доля электронной коммерции достаточно маленькая. Итак, электронная коммерция самый быстрорастущий тренд, но при этом и самый маленький канал, ситуация останется такой же к 2021 году.

Причина того, что в фуд-ритейле доля электронной коммерции настолько низкая всем понятна, и она заключается в стоимости доставки. То есть цена доставки очень высока и проблема в том, что не найдено на сегодняшний день то идеальное смешение технологий, которое позволит снизить стоимость доставки конечному потребителю. В настоящее время в Европе и в США решением этой проблемы являются почтоматы.

Почтоматы уже всем известны, технология была презентована около восьми лет назад. Но проблема с использованием почтоматов была в том, что их пытались продавать операторам курьерской доставки, а это не было правильным решением. На сегодняшний день почтоматы и почтоматные сети создаются ритейлерами.

Можно представить завод, фабрику или, например, офисный центр, в котором работает 2000 человек, и если рядом с таким офисным центром или заводом, фабрикой поставить огромное количество ячеек почтоматных ячеек то, что получит ритейлер? Он получит одну точку, в которую можно доставлять множество заказов в день. Таким образом, стоимость одной доставки будет минимальной, то есть практически любую такую доставку можно сделать бесплатной, независимо от стоимости заказа, потому что будет везтись большое количество таких собранных заказов.

Могу сказать, что в Украине в ближайшее время начнется тест такой платформы. Возле большого завода будет установлено большое количество стеков, посмотрим, к чему это приведет, приживется ли этот тренд в Украине. В США сейчас такие почтоматы устанавливаются в новых домах, а в Европе почтоматные сети строятся при непосредственном участии мэрий городов.

Второй трендLoyalty+Social Media activity. Это тренд, связанный со стимулированием ритейлерами потребителей, чтобы они привязывали свои карты лояльности к своим профилям в социальных сетях. Это необходимо для того, чтобы получить больше данных, иметь возможность анализировать их, и на основании этого делать более правильные промо-предложения.

Кроме того, ритейлеры стимулируют покупателей делиться информацией о совершенных покупках, то есть делиться своим пользовательским опытом.  Для этого на странице товара в интернет-магазине, есть специальная кнопка «Поделиться с друзьями». Но некоторые социальные сети, например, Facebook неодобрительно относится к таким действиям, и скорее всего, через какое-то время они закроют возможность работать брендам через такой канал.

В последнее время работа брендов в социальных сетях значительно осложнилась, потому что Facebook и другие социальные сети не заинтересованы в том, чтобы пользователи общались непосредственно с брендами. Поэтому все стратегии в социальных медиа, должны будут измениться очень кардинально.

В 2011 году во время моей работы в «Watsons», мы создали первую программу лояльности, в которой начислялись баллы потребителям на их карточку за действия в социальной сети. И уже в 2012-13 годах мы столкнулись с тем, что Facebook постоянно меняет определенные алгоритмы и не позволяет работать по таким методологиям.

То есть социальные сети последовательно и постоянно усложняют работу брендам, и все, для чего можно будет использовать полученные данные с помощью интернета, это просто как big data, но нельзя будет контактировать через социальные сети. То есть рассчитывать на этот тренд не стоит.

Третий тренд – персонализация. На сегодняшний день можно разделить персонализацию на две составляющие:

1 тип — это персональные акции, все, что связано с сегментированием и предоставлением специальной акции по сегменту;

2 тип — это персонализация товара или услуги. Персонализация услуги, является более простой, а персонализация товара более сложной. Но, тем не менее, уже на сегодняшний день открылось очень много шоу-магазинов, в которых вы можете персонализировать свой товар, создать свою футболку, свои кроссовки, как например, это делает Nike.

На сегодняшний день все эти технологии достаточно дороги, но мы видим, насколько быстро все дешевеет, насколько быстро все нововведения становятся все более и более доступными.

Четвертый тренд — Sustainability — это корпоративная социальная ответственность, она состоит не только, например, в использовании экологичных технологий, но и в презентации органических, фермерских продуктов в торговле и т.д. Этот тренд поддерживается всеми ключевыми ритейлерами в мире.

На фотографии представлен новый магазин Metro Cash & Carry, который открылся в Австрии в ноябре 2017 года, он не выглядит как стандартный магазин этой сети, это новый концепт. Особенность нового магазина заключается в том, что он построен по технологии Zero-energy. У него инновационная система вентиляции, кондиционирования и фотогальванических элементов, которые установлены на крыше, то есть он производит больше энергии, чем потребляет. Это полностью экологичный магазин, и таких магазинов становится все больше и больше.

Таких концептов, которые необходимо воплощать действительно с каждым днем становится все больше, потому что это вызывает доверие потребителей. К тому же каждый человек хочет быть хорошим, хочет совершать хорошие и правильные поступки. Поэтому когда магазин заявляет что он экологичный, поддерживает местных производителей, дает возможность фермерам что-то продавать через свои магазины, это воспринимается всегда и однозначно хорошо.

Что происходит в Украине с этим трендом? У нас стоимость инвестиций в один квадратный метр торговой площади, гораздо меньше, чем у европейских и азиатских ритейлеров, мы инвестируем в магазины мало. У нас бедный рынок, бедный покупатель, поэтому мы, к сожалению, пока не можем себе позволить постройку таких концептуальных магазинов. Но в Украине уже есть попытки дать возможность местным производителям входить в системный ритейл. К сожалению, это тоже практически нереально. Компании, которые пытаются выстроить взаимоотношения с фермерами, говорят, что добиться от украинского производителя стабильного качества практически невозможно. Поэтому все украинские ритейлеры приходят к тому, что им самим необходимо идти в аграрную сферу, покупать свои фермы, без этого в Украине добиться качественного органического продукта невозможно.

Пятый тренд – вовлечение в магазине. В прошлом году мы говорили о том, что магазин пытается сделать все, чтобы потребитель не совершал автоматическую, механическую покупку, а вовлекался в какое-то взаимодействие непосредственно в торговом зале.

В рамках выставки «ЭКСПО», которая проходит каждые 5 лет, создается некий «магазин будущего», то есть представлено его видение в будущем. На выставке «ЭКСПО» в 2015 году был создан «магазин будущего», в котором использовалась технология от Microsoft, позволяющая отслеживать передвижения потребителя и выводить информацию на мультимедийные экраны. То есть покупатель может узнать какую-либо информацию о товаре, например, где были выращены фрукты или узнать  содержание углеводов и белков в каком-то продукте.

Но, как оказалось, на самом деле потребители не хотят играть с едой, им это не интересно, люди и так получают очень много лишней информации и, поэтому стараются оградить себя от нее максимально. Такое взаимодействие с продуктом не привлекает покупателя.

Другой пример, бренд недорогой одежды«Primark», открыл новый концептуальный магазин в Мадриде с использованием технологий, которые просто впечатляют покупателя, привносят элементы шоу-бизнеса в магазин. У ритейлеров есть интерес к интерактивным технологиям, к созданию шоу, к созданию интерактивной среды в рамках магазина, но взаимодействие с товаром точно не работает.

Приглашаем Вас и Ваших ТОП-менеджеров стать участником

NonFoodMaster-2018 

«Бизнес стратегии и тактики развития рынка DIY & Home Improvement»

ОНЛАЙН-РЕГИСТРАЦИЯ

 

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA

КАЛЕНДАРЬ КОНФЕРЕНЦИЙ ТМ 2018

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ ТМ

НОВОСТИ

СТАТЬИ

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*