28 квітня 2015

КРI: ожидание и реальность

КРI: ожидание и реальность

3282

Зайдя на склад, сразу очень сложно оценить работу складской логистики. Порядок в размещение товара совсем не свидетельствует о правильной схеме работы всего складского процесса, хотя тоже имеет немалое значение. Именно ключевые показатели эффективности (КРI) позволяют производить контроль деловой активности сотрудников, подразделений и компании в целом. Многие источники предлагают разное количество показателей эффективности, но насколько они эффективны на практике?

В этом нелегком вопросе нам поможет разобраться эксперт по логистике Сергей ОВЧИННИКОВ
(Юг-Контракт),
который очень давно занимается мотивацией и более чем за 10 лет изучил тысячи ключевых показателей эффективности.

KPI – это оцифрованные и реалистические показатели деятельности конкретного подразделения. Проанализировав много источников, можно выделить 7 основных КРI, каждый с которых рассчитывается по формуле, а именно:

  1. Грузооборот склада (Г= Т0ср.);
  2. Себестоимость складской переработки (С = Рэ/Г);
  3. Коэффициент использования складской площади (a=Sп./Sобщ.);
  4. Оборот склада (П0=Т/tср.xp);
  5. Пропускная способность склада (Пскл=ЕТ/ tср.xp=EП0);
  6. Уровень механизации складских работ (У=Рмобщ.);
  7. Оборачиваемость склада (К0=Q/(TQобщ.).

 Чтобы высчитать каждый из поданных показателей, нужно проделать немалую работу и быть почти не специалистом в сфере высшей математики, ведь, кроме конкретных данных (площади, товарооборота, емкости склада и др.), придется высчитывать и определённые коэффициенты. И разве можно перечисленные КРI применить в условиях каждого склада?

«Показателей много, они отлично написаны, но когда начинаешь их применять, – говорит Сергей ОВЧИННИКОВ, – то оказывается, что применять их негде. Мы все люди, и понимаем, что все показатели посчитать и применить на практике очень сложно». Также он утверждает, что универсальных показателей не может быть. Даже для каждого подразделения существуют различные КРI, которые зависят от цели и задач склада, бизнеса, размещения.

Как же правильно мыслить, чтоб поставить на складе правильные ключевые показатели эффективности?

KPI и мотивация персонала стали неразрывными понятиями. КРI позволяют сделать систему мотивации такой, чтоб человек не получал оклад, а зарабатывал свои деньги. Если он получает оклад, то он в бизнес не вовлечен, и он эму неинтересен. Необходимо строить такие KPI, которые позволят сделать какую-то мотивацию. Но чтоб мотивировать рядового сотрудника, необходимо сначала мотивировать его начальника (если руководитель сидит на голом окладе, то очень мало шансов на то, что он сможет придумать хорошую мотивационную систему, хорошие показатели эффективности, потому что это ему неинтересно, ведь он в любом случаи получит свои деньги).

Каждому логисту нужно понять, зачем ему нужны KPI на складе и что он с ними будем делать, как анализировать их и на что они влияют – на складской процесс или на результат работы сотрудника.

Как выглядит руководитель склада по версиям логистов из интернета?

 

—  Образование не менее высшего технического, желательно с красным дипломом, MBA.

Как на самом деле выглядит руководитель склада?

 

—  Это не означает, что он глуп или не способен понять, что такое KPI. Это означает, что на практике он не влияет на 90 % KPI, которые подают в различных источниках информации.

По словам Сергея ОВЧИННИКОВА, есть только один способ и метод анализа KPI – анализ динамики изменений (изменение любой цифры дает человеку понимание, что вообще происходит), ведь «мертвые» цифры ничего не скажут и ничего не объяснят вам.

Чтоб определить KPI, нужно изначально ответить на такие вопросы:

  • Что может предложить вам ваша информационная система на складе или в офисе?
  • Какие показатели вы можете «вытащить» из нее, не создавая дополнительный отдел аналитиков?
  • Какие ваши цели на входе, обработке и выходе товара?

То есть, сначала нужно смотреть, насколько легко с системы вытащить те или иные данные, которые должны быть простыми, чтоб вы сами могли посмотреть, что происходит, а уже исходя с этого нужно выстраивать КРI. Что касается цели, то она должна быть точная в измерениях и времени.

Также, чтоб определить основные KPI, нужно агрегировать складские процессы (прием товара, обработку, выход, сервис), а по ним определить 1–3 показателя, которые соответствуют критериям предоставляемого сервиса клиентам. Таким образом, мы сначала определяем, как работает склад и какими ключевыми показателями будет оцениваться деятельность конкретного склада, а после этого начинаем оценивать деятельность и выставлять КРI сотрудникам.

Агрегированно получаем:

  • Пропускную способность как операционною производительность склада (м3/чел*час);
  • Хранение – соотношение занятых и пустых ячеек хранения, для напольного хранения соотношение реального и предельно допустимого объема хранения в м3;
  • Сервис – % вычерков и % выполненных в срок заявок;
  • Операционные показатели:
  1. Норматив на человека – по ДКС/шт/м3 в зависимости от складской группы;
  2. Финансово-экономические показатели – выполнение норматива по бою, уценке, кражам в деньгах.

Что касается мотивации, то она должна состоять не более чем из 3-х составляющих, если влияет на заработную плату. Основные показатели работы складской группы или склада в целом могут включать не более 5–6 показателей. Динамика изменений нормативов по сервису и ФЭП (бой, уценка, кража) – это предмет оценки деятельности и организации труда руководителем склада.

Таким образом, использование КРI дает организации возможность оценить свое состояние и помочь в оценке реализации стратегии, а с помощью обозначенных показателей можно создать самую совершенную и эффективную систему мотивации и стимулирования сотрудников компании.

 

ТЕКСТ: Татьяна Алексенко

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*