04 листопада 2015

Инструменты сквозного планирования цепи поставок от прогнозирования спроса до планирования продаж, поставок, производства и закупок

Инструменты сквозного планирования цепи поставок от прогнозирования спроса до планирования продаж, поставок, производства и закупок

6541

Ориентиром деятельности каждой компании является планирование, которое должно быть максимально точным и учитывать все возможные сбои и препятствия. Однако такой процесс имеет свои нюансы и трудности, ведь не всегда текущие условия позволяют осуществлять деятельность согласно плану. Особенно это актуально для компаний FMCG-сектора, прогнозы которых часто требуют корректировки, что обусловлено спецификой их деятельности или рыночными условиями. Поэтому в рамках IV Всеукраинской практической конференции «DistributionMaster-2015: Новые пути развития бизнеса дистрибьютора» Андрей ПЕЧЕРСКИХ, директор компании ООО «Центр Бизнес-Технологий», рассказал об опыте внедрения инструментов сквозного планирования цепи поставок в компаниях FMCG-сектора, которые способствуют повышению эффективности их деятельности.

Успешному развитию компаний, работающих в FMCG-секторе, способствует автоматизация прогнозирования спроса, планирования продаж, поставок, производства, закупок, что сейчас стало возможным благодаря использованию единого инструмента — SCM-системы. Современные системы ERP класса — это нервная система любого бизнеса, особенно для FMCG-сектора, потому что именно в них будущее плавно перетекает в настоящее.

В свою очередь, SCM-системы — системы управления цепочками поставок, которые должны закрывать управление материальным потоком от прогнозирования сбыта до закупки сырья и материалов (для производителя) или до заказа поставщику (для дистрибьютора). Этот путь предполагает множество процессов (складская логистика, производство, планирование пополнения и продаж, распределение по РЦ, планирование трейд-маркетинговых активностей и т.д.), которые требуют тщательного планирования, что позволяет осуществить набор инструментов SCM, реализован на базе платформы 1С: Предприятие 8.3.

ЦБТ SCM-системы — группа представленных на одном интерфейсе инструментов, которые позволяют реализовать весь цикл управления материальным потоком на основе 5 модулей:

  1. Demand Forecasting (прогноз спроса), в котором учитывается анализ влияния ТМА и внешних факторов.
  2. Sales Planning — инструмент согласование прогнозов, планов маркетинга и планов продаж разных уровней, просчитанных системой;
  3. DRP (Distribution Requirements Planning) — расчет потребностей в цепях поставок и планирование логистических операций пополнения;
  4. APS (Advanced Planning & Scheduling) — инструмент передового производственного планирования, который дает возможность перестроить производственную программу за несколько минут с учетом всех производственных ограничений, добавляя гибкости и эластичности производству;
  5. MRP (Material Requirements Planning) — планирование пополнения и управление закупками сырья и материалов.

Карта инструментов SCM

В процессе планирования в обязательном порядке составляется прогноз на месяц, но кроме него, есть еще недельные и дневные прогнозы, которые могут не совпадать с общим месячным трендом (нестабильные объемы продаж в течение месяца). Это можно объяснить на основе принципа планирования, согласно которому, чем дальше в будущее мы заглядываем, тем менее четко можем предсказать детали (помесячно, по группам). Но существует такой инструмент, как скользящее планирование, который позволяет совместить в непрерывном виде все доступные горизонты планирования с разной детализацией на одной оси времени с минимальными интервалами.

Также при планировании следует учитывать такие закономерности:

  • Среднесрочные планы реже подвержены изменениям;
  • Краткосрочные планы (по неделям, дням, часам) меняются чаще и они должны уточнять более длинные планы;
  • Размещенные заказы уточняют краткосрочные планы продаж.

Целевая функция SCM-системы — максимизировать прибыль за счет минимизации планового запаса, но с удовлетворением всех ограничений, а именно:

  • Целевого запаса (ниже которого опускаться нельзя);
  • Транспортных (время доставки, графики поставок, доступные ТЕ, уровни загрузки ТЕ);
  • Складских для номенклатуры (кратность, минимальный объем, комплектация, управление сроками годности) и помещения (графики и календари работы складов, ограничения по приемке/отгрузке, количество транспортных единиц, емкость склада или зон);
  • Поставщиков (срок поставки, минимальный объем и т.д.);
  • По каналам сбыта;
  • Виртуальных операций (СОХи, внутренние продажи).

Схема прогнозирования FMCG

 

Эффект от правильного планирования, или равнение на «молоко» на примере результатов компании «Данон Украина»

Проект внедрения системы планирования происходил в несколько стадий, на одной из которых было зафиксировано результаты внедрения системы DRP (distributionrequirements planning), которая управляет распределением товаров по филиалам, дистрибьюторам:

  • снижение уровня списаний готовой продукции на 17%;
  • повышение уровня свежести продукции для отгрузки клиентам на 1 день из 3-х доступных;
  • общее снижение уровня запасов в системе примерно на 30% (по РЦ, филиалах, площадкам, платформах);
  • повышение показателя уровня сервиса и обеспеченности клиентов (устранение OOS) на 2—3%, который на сегодня составляет 96—98%.

То есть запасы снизились, а доступность товара к отгрузке — увеличилась, что невозможно сделать без соответствующего инструмента и определенных методик.

Чтобы обеспечить максимальную эффективность, планирование должно осуществляется в регулярном режиме (в идеале — ежедневно).

Этому способствует:

  • функция централизации;
  • уменьшение конкурирующих между собой людей, которые принимают решение.

Поэтому за счет автоматизации система помогает оптимизировать расчеты и показать менеджерам основные проблемы, что способствует быстрому принятию решений, если система не может принять их самостоятельно. Также она дает визуальную информацию и контроль над процессами, потому что все, что запланировано всегда подлежит анализу. В отличие от традиционных систем, DRP-система хранит срез всех данных, которые используются на каждой операции планирования, и позволяет находить происходящие по факту разрывы.

Общий эффект от правильного планирования компании «Данон Украина»:

  • сокращение длительности цикла оперативного планирования, повышение скорости реакции на изменение среды до 1—2 часов ежедневно, несколько итераций корректировок в день вместо 2 раз в неделю ранее и частичном ежедневном перепланировании;
  • более быстрый и глубокий практически мгновенный анализ запасов и его динамики в стране с меньшим количеством человеческих ресурсов;
  • усиление контроля корректности выполнения задач благодаря автоматическим расчетам, визуальная проверка уровней запасов, анализ изменения планов и входящих данных.

Кроме компании «Данон Украина», решениями ООО «Центр Бизнес-Технологий»с успехом пользуются и другие известные компании FMCG-сектора — «Украинская алкогольная компания ОЛИМП», «IDS Borjomi International», «Biosphere Corporation».

Чтобы внедрить максимально эффективную и адаптированную под конкретную компанию систему планирования, необходимо определить целевые показатели, к которым она желает прийти. Компания может самостоятельно поставить цели или определить их совместно с разработчиком на основе диагностики.

Расчет окупаемости инвестиций

В целом ROI в проекты автоматизации планирования колеблется от 4-х до 12-ти месяцев, что является эквивалентным минимум 100% годовых. 

 

ТЕКСТ: Елена Фомюк

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

 

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*