12 лютого 2013

Транспортная отрасль Украины: чего ожидать в 2013г.?

Транспортная отрасль Украины: чего ожидать в 2013г.?

2247

Прошедший год выдался непростым для транспортной отрасли. Коллапс в секторе судоходства, экономический кризис в Еврозоне не могли не отразиться на объемах производства и, соответственно, грузовой базе. Серьезные долговые проблемы в ЕС, которые оказывают прямое воздействие на банки, реальный сектор экономики и потребительский спрос, найдут свое отражение в секторе перевозок. По прогнозам экспертов, кредитная активность будет ограничена, и напряженная ситуация в регионе сохранится.

Кризис в Евросоюзе также привел к замедлению темпов роста экономики Китая. По данным зарубежных СМИ, правительство подготовило программу по стимулированию хозяйства республики, однако восстановление одной из самых мощных экономик планеты, согласно прогнозам, начнется в конце текущего года. Кроме того, переходный период в Украине во время проведения реформ также требует времени для того, чтобы приспособиться к новым правилам игры и наладить работу.


Факторы влияния на грузоперевозки

«Рост перевалки экспортных грузов в 2012 году достигнут только за счет увеличения экспорта зерновых. В 2012г. экспортировано 23,8 млн. тонн зерновых по сравнению с 11,9 млн. тонн в 2011 году. По остальным грузам падение составляет от 0,4 до 4%. Причины этого – экономический спад в мире, замедление экономического развития в Китае и как следствие - снижение спроса на основной украинский экспорт – продукцию горно-металлургического комплекса (ГМК). По итогам 2012г. снижение экспорта черных металлов из Украины составило 5%», – говорит Андрей Исаев, старший аналитик Центра транспортных стратегий.

Львиная доля грузоперевозок в Украине приходится на железные дороги, которые снизили этот показатель в 2012 году на 2,5% - до 457,5 млн. тонн. При этом транзит через территорию Украины в поездах сократился на 17,9% - до 41,9 млн. тонн. «Преимущественно потеря объемов транзитных перевозок произошла по причине переориентации российских грузов на новые терминальные комплексы и порты Российской Федерации (нефтепродукты, уголь), изменения рыночной ситуации для отдельных грузов (руда, сера, удобрения). Основное уменьшение перевозок грузов в пределах Украины произошло преимущественно за счет снижения инвестиций в строительство и, как результат, уменьшения спроса на стройматериалы по сравнению с предыдущим годом (подготовка объектов к Евро-2012), а также из-за падения спроса на продукцию черной металлургии и железорудное сырье», – сообщили в Министерстве инфраструктуры.

Участники рынка отмечают, что на грузопотоки влияют также такие факторы, как тарифное регулирование. «Снижение переработки импортных грузов, безусловно, связано с резким повышением таможенных тарифов. Как следствие, львиная доля товаров народного потребления теперь доставляется в Украину через порты Молдовы и Румынии, а затем автотранспортом – до пунктов назначения. Также свою роль сыграли отголоски финансового кризиса и общее падение потребления в Украине. Падение транзита напрямую связано с ужесточением правил досмотра транзитных грузов в пунктах таможенного оформления. Очевидно, что по этой причине крупные транзитеры просто отказываются работать в Украине и уходят в порты Балтии, России и других стран. И в этом вопросе слабо помогают даже скидки на перевозку», – рассказал Александр Григорашенко, начальник ГП "Ильичевский морской торговый порт".

Он также добавил, что рост экспорта связан с увеличением отгрузки зерна из Украины. «Перспективы развития объемов сбора зерновых, позволяют портам рассчитывать на дальнейший рост экспортного потенциала этого вида грузов. А также производных от зерна, в частности масла. Кроме того, пока сохраняется стабильная динамика экспорта рудных грузов, железорудного концентрата для потребностей Китая и Индии», – подчеркнул г-н Григорашенко.


 Прогнозы. Есть ли место оптимизму?

Каковы перспективы у транспортной отрасли в текущем году? В первую очередь, следует ожидать завершения определенных этапов реформы в железнодорожном и портовом секторах, которые несколько изменят правила игры на рынке.

«В прошлом году реформирование отрасли шло достаточно неплохими темпами. Некоторые проекты не удалось реализовать, и они будут завершены в 2013 году. Будут продолжены работы по таким направлениям, как методика формирования железнодорожных тарифов, будет создано акционерное общество на базе Госадминистрации железнодорожного транспорта», – сообщил Александр Кава, координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра реализации экономических реформ при президенте Украины.

Что же касается перевозки грузов, то поводов для оптимизма в ближайшее время ждать не приходится. Рост мировой экономики будет очень умеренным, более того, смена рынков сбыта для иностранных товаров не лучшим образом отразится на объемах транзита через Украину.

«В 2013г. ожидается рост мировой экономики, но он будет ограниченным. В результате роста спроса на сталь в мире и в КНР, в частности, прогнозируется рост экспорта продукции ГМК из Украины на 1-2%. В то же время профицит зерновых культур позволяет ожидать рост их экспорта на 5 млн. тонн по сравнению с 2012 годом. Уход российских и казахстанских грузов из украинских портов в 2012 году привел к снижению перевалки транзита. Уход казахстанского зерна и нефти объясняется сменой рынков сбыта для зерна – с Ближнего Востока на Дальневосточный регион и развитием мощностей по перевалке нефти в российских портах южного бассейна», – отмечает Андрей Исаев.

Объемы транспортировки товаров по железной дороге, по прогнозам Мининфраструктуры, увеличатся незначительно, так как в текущем году ожидается весьма умеренный рост ВВП. «Объемы перевозок железнодорожным транспортом генерируются экономикой, и между приростом грузовых перевозок промышленным производством существует прямая зависимость. Согласно постановлению Кабинета министров от 28 ноября 2012г., на 2013г. утверждены прогнозные показатели: ВВП Украины должен увеличиться по сравнению с 2012 годом от 2,5% до 3,4%, и, как следствие, в 2013 году на железных дорогах Украины прогнозируется рост грузооборота на 2,5%», – отметили в министерстве.

Перевалка руды, металлопроката и генеральных грузов снижается и не дает оснований для оптимистичных прогнозов. «Причин здесь несколько. И основная - в том, что на сегодняшний день стоимость доставки груза из основных центров зарождения грузопотоков (Донбасс, Днепропетровск, Запорожье) до трех портов Большой Одессы существенно отличается. Одесский, Южный и Ильичевский порты находятся в разных тарифных поясах. Причем, Одесский и Южный – в одном поясе, а Ильичевский порт – в другом. Разница в тарифе колеблется от 1 до 2 долл. США. Мы уже достаточно длительное время ведем переговоры с руководством "Укрзализныци", однако пока они не увенчались успехом», – резюмирует г-н Григорашенко.

На объемы транзитных металлургических грузов влияет также политика России, которая уже давно ориентирована на развитие собственных перевалочных мощностей и переориентацию потоков на них.

В авиации, в связи с банкротством крупнейшей авиакомпании страны, произойдет перераспределение сил на рынке воздушных перевозок: укрепятся позиции ее главного конкурента, а с недавних пор союзника – "Международных авиалиний Украины" (МАУ). И, конечно же, следует ожидать борьбы за привлекательные маршруты между бюджетником "Визз Эйр Украина", "ЮТэйр Украина" и Air Onix.

 

Портал розничной и оптовой торговли www.TradeMaster.UA

По материалам: cfts.org.ua

Раздел: Рекомендації >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*