10 березня 2016

Продавцы и покупатели уходят в онлайн

Продавцы и покупатели уходят в онлайн

2731

Несмотря на кризис, онлайн-торговля в Украине показывает рост. Это связано как с увеличением проникновения интернета, так и ростом «сетевой грамотности» населения, которая предполагает все большее использование различных интернет-возможностей, среди которых покупки онлайн занимают лидирующие позиции.

Сколько интернета в Украине?

По данным Госстата, количество абонентов «проводного» интернет-доступа в Украине на конец 2015 года составило 6 млн домохозяйств (семей). При этом общий уровень проникновения интернета в Украине еще выше, т.к. не учтены пользователи мобильного интернета (их аудитория отчасти пересекается с проводным доступом).

По данным исследования компании Gemius за январь 2016 года, интернетом в Украине на регулярной основе (хотя бы раз в месяц) на разного рода устройствах доступа пользуются 20,2 млн чел. В интернет с ПК или ноутбука заходят 18,3 млн чел., с мобильного телефона и/или смартфона – 5,7 млн, а с планшета – 1,9 млн (пользователи могут использовать одновременно несколько устройств). То есть ритейлерам надо разрабатывать программные решения, которые будут корректно работать на всех упомянутых устройствах. По оценкам Factum Group Ukraine, общий уровень проникновения интернета в Украине на конец 2015 года составлял около 58%, т.е. большая часть населения уже имеет представление о том, что такое интернет.

Торговые цифры онлайна

Эксперты отмечают значительный рост показателей онлайн-торговли (никакой из отраслей украинской экономики такая динамика даже не снилась), однако добавляют, что точно оценить ее сложно.
«Товарооборот и количество заказов товаров в интернете ежегодно увеличивается. В 2015 году товарооборот вырос на 60%, количество заказов – на 30% по сравнению с 2014 годом. По нашим оценкам объем рынка электронной коммерции в 2015 году - составил 25 млрд гривен. Наш прогноз на 2016 год – 33,7 млрд. грн. Товарооборот Prom.ua в 2015 году вырос в два раза по сравнению с 2014 годом и достиг 4,9 млрд. грн.», – рассказывает Николай Палиенко, генеральный директор Всеукраинского торгового центра в интернете Prom.ua.

Со своей стороны директор по корпоративным коммуникациям международного центра интернет-торговли Allbiz Ася Кучина подчеркивает, что в Украине никто в полной мере не оценивает рынок электронной коммерции, а потому сложно говорить о конкретных цифрах. «Allbiz работает в достаточно специфичном сегменте В2В торговли – в нем интернет является быстрым связующим звеном между заказчиком и поставщиком. Но, найдя друг друга в онлайне, они уходят в офлайн вести дальнейшие переговоры. Сделка также закрывается в офлайне. А потому оценить объем рынка достаточно сложно. Если говорить о нашем сегменте, то он далек от заполнения, из года в год мы видим динамику не только по трафику, но и по отправленным запросам (что свидетельствует об активности заказчиков и продавцов) и по количеству зарегистрированных компаний – к примеру, за 2015 год их количество возросло на 20%. Прогнозы не беремся давать, но для себя оцениваем рост рынка электронной коммерции в 2016 году на уровне порядка 20-30%», – отмечает эксперт.

Впрочем, попытки исследования рынка электронной коммерции все-таки есть. По данным исследования Украинской ассоциации директ-маркетинга, в 2013 г. объем рынка онлайн- коммерции Украины показал рост в 25% с $1,6 млрд. до $2 млрд. Исследование по результатам 2014 года по причине инфляции показало разнонаправленную динамику: рост в гривне на 19%, но в долларовом эквиваленте – падение 20%. То есть в денежном выражении рынок вернулся на уровень 2012 года – до $1,6 млрд (только B2C-продажи, по среднегодовому курсу НБУ 11,87 грн./долл.).

Минусом является только то, что рост онлайн-торговли происходит за счет перетекания из офлайна, а не по причине роста благосостояния украинцев. Кроме того, даже хорошая динамика роста онлайн-продаж пока не позволяет им конкурировать с традиционной торговлей. Доля онлайн-торговли в общем объеме розничного товарооборота в 2013 г. составила всего 2%.

Вполне логичным является и рост уровня расчетов картами в интернете. По данным Украинского процессингового центра (UPC), в 2015 году количество транзакций по картам на сайтах, обрабатывающих платежи через UPC, увеличилось на 122%, а обороты по этим транзакциям выросли на 83%. Чаще всего украинцы покупали различные билеты, прежде всего, железнодорожные.

Тренды онлайн-торговли

В целом, Николай Палиенко выделяет такие три основных тенденции развития интернет-торговли.
1. Продавцы и покупатели так или иначе уходят в онлайн.
Мощные офлайн-ритейлеры выходят в онлайн. При этом это уже не дань моде, а стратегическое направление развития. Потребители выбирают товары онлайн. Большинство изучает информацию о товарах в интернете, даже если все еще покупают их в офлайновых магазинах.

2. Маркетплейсы становятся основными каналами сбыта.

В 2016 году маркетплейсы (онлайн-маркеты) существенно укрепят свои позиции. Для большинства продавцов они станут основным каналом сбыта. Продавцы будут охотней приходить туда, где уже есть покупатели. Понимая это, месяц назад мы вывели на рынок новый, уникальный для Украины, онлайн-маркет Bigl.ua. Это самый большой в Украине онлайн-маркет с товарами проверенных продавцов. Из более полумиллиона компаний, которые продают свои товары и услуги на Prom.ua, для работы на Bigl.ua отобрано 4,5 тыс. лучших. Критерии отбора: доказанное качество обслуживания, всегда имеющийся ассортимент товаров, положительные отзывы покупателей. На момент старта на Bigl.ua было 5,5 млн товаров. Это, по крайней мере, в 25 раз больше, чем в самых известных офлайн-гипермаркетах Украины.

3. Покупатели становятся «мобильными».

Благодаря 3G по сравнению с прошлым годом в 2 раза выросла частота использования мобильных телефонов для онлайн-шоппинга. Каждый пятый товар, приобретенный в интернете – со смартфона. В то же время, количество покупок с персональных компьютеров уменьшилась на 9%. Доля мобильных продаж в 2016 году составит 30-40%.

«В нашем сегменте мы видим активный переход компаний традиционного бизнеса в онлайн. Тренд начался в 2014 году и прошлом году продолжился. В течение года мы увидели рост на 100% и более на рынках сельского хозяйства, деревообработки, промышленности. Также активны предприниматели рынков продуктов и одежды», – добавляет Ася Кучина.

Сетевые покупатели

Как видим, все показатели онлайн-торговли показывают существенный рост. Растет как количество покупателей, так и их готовность оставлять свои средства в онлайн-точках продаж. По данным исследования компанией TNS Infratest по заказу Google, в 2015 году в Украине доля тех, кто совершает покупки онлайн, достигла 36%, что на уровне с другими странами Восточной и Центральной Европы (в Польше их доля составляет 34% от всех активных пользователей интернета, Чехии – 38%, Литве – 42%, Румынии – 32%).

По данным исследования GfK Ukraine, на начало 2015 года в Украине насчитывалось 17 млн интернет-пользователей старше 16 лет, из которых 3 млн чел. осуществляли онлайн-покупки. Однако в течение 2014 года количество онлайн-покупателей практически не изменилось.

Компьютерную технику и бытовые электроприборы в 2014 году покупали 72% интернет-покупателей. Далее идет приобретение одежды – ее покупали около половины украинских онлайн-покупателей. На третьем месте косметика и парфюмерия (37%).

Основные ограничения связаны с личной оценкой товара, необходимостью примерять перед покупкой и свежесть продуктов. Кроме того, в связи с кризисом покупатели стали взвешенно подходить к онлайн-покупкам и стараются осуществлять только нужные приобретения.

Кроме того, в 2014 около 40% онлайн-покупателей заказывали товары и услуги через соцсети, тогда как годом ранее этот показатель не превышал 12%. В соцсетях украинцы чаще всего приобретали одежду, аксессуары и подарки, обувь, косметику и парфюмерию. На первом месте «ВКонтакте», за ним идет Facebook.

Вместе с тем, соцсети на сегодня не могут похвастаться большими продажами. Продажи, которые генерируют корпоративные страницы в соцсетях, покрывают лишь расходы на их ведение. Кроме того, каждая из социальных сетей имеют свою специфику и свою аудиторию. Даже одни и те же люди в разных социальных сетях ведут себя по-разному.

«Мы для себя рассматриваем страницы в социальных сетях как репутационную составляющую, без которой современной компании не обойтись. Также для нас это элемент обслуживания клиентов: многие наши клиенты предпочитают задавать вопросы по поводу заказов именно в личных сообщениях в социальных сетях», – отмечает Юлия Шилова, директор по маркетингу интернет-магазина одежды и обуви LeBoutique.

В целом, в Украине есть огромный потенциал для развития онлайн-торговли. Согласно рейтинга развития электронной коммерции, который рассчитывает UNCTAD (Конференция ООН по торговле и развитию) Украина занимает 58-е место среди 130 стран мира. Рассчитывая индекс развития, аналитики оценивают показатели использования интернета, уровень безопасности, распространение кредитных карт и качество почтовых служб.

По словам Аси Кучиной, первоочередными факторам, которые влияют на развитие предпринимательства в Украине, а значит и на активность компаний в онлайне являются скорость экономических реформ и позитивные политические сдвиги. Дальнейшее проникновение интернета в регионах, доступность простых и дешевых устройств, с помощью которых можно в любую минуту выйти в онлайн уже не первый год являются факторами развития рынка электронной коммерции.

«Даже такое негативное явление, как экономический кризис стал позитивным фактором развития е-комерса, по крайней мере, В2В сегмента. Лишившись части заказов в традиционных каналах продаж, предприниматели стали искать другие варианты развития бизнеса. Для многих продажи через торговые площадки и собственные сайты стали теми инструментами, которые помогают держать бизнес на плаву, а во многих случаях и достаточно успешно развиваться, и выходить на зарубежные рынки (воспользовавшись возможностями торговых площадок выйти на новый рынок можно без больших бюджетов или специально обученного персонала, даже знание иностранного языка необязательно)», – подчеркивает эксперт.

 

ТЕКСТ: Юрий Григоренко

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*