14 березня 2016

Украинские интернет-пользователи все больше отовариваются за границей

Украинские интернет-пользователи все больше отовариваются за границей

2320

Вместе с ростом объемов интернет-торговли в Украине, увеличивается и доля украинцев, которые приобретает товары зарубежом. Да, пока их удельный вес не так велик, но он постоянно растет вслед за уровнем финансовой грамотности и роста цен у нас в стране. Главная причина, почему украинцы выбирают иностранные онлайн-магазины – привлекательная цена, которую они находят у китайских производителей.

По данным GfK Ukraine, доля украинских онлайн-покупателей, которые приобретают за границей, показывает постоянный рост. Динамика за 2012-2014 гг такова: 18%, 26% и 29% соответственно.

В целом, по оценкам Украинской ассоциации директ-маркетинга, в 2014 году объем трансграничных отправлений вырос на 10% до 1,2 млрд. грн. Если учесть, что по тем же данным общий объем рынка электронной коммерции Украины в 2014 году составил $1,6 млрд., то получается, что доля трансграничной онлайн-торговли пока очень невелика. Нельзя также упускать из виду и то, что любые подсчеты в сфере электронной коммерции могут не отражать реальные цифры рынка.

В любом случае объем трансграничной онлайн-торговли в Украине пока незначителен, что особенно видно по сравнению с другими странами. По данным российской Ассоциации компаний интернет-торговли, объем трансграничной онлайн-торговли в 2015 году увеличился на 5%, до 219,2 млрд руб. ($3,5 млрд. по среднегодовому курсу рубля к доллару).

Первая пятерка мест онлайн-шоппинга украинцев в 2014 году выглядела так: AliExpress (группа компаний Alibaba), eBay, Amazon, Next и Taobao (данные GfK Ukraine). Со своей стороны в Украинском процессинговом центре (UPC) называют ТОП-5 зарубежных интернет-ресурсов по количеству операций держателей карт украинских банков-клиентов: Alibaba/AliExpress, Google, PayPal (вкл. eBay), Wargaming и iTunes.

Выбор AliExpress понятен - одна из крупнейших русифицированных торговых площадок, которая предлагает множество товаров из Китая от разных продавцов по сравнительно невысоким ценам. В целом, основные причины покупок заграницей выглядят так: привлекательная цена, качественный/красивый товар, эксклюзивный товар, широкий ассортимент товаров.

За границей украинцы покупают в основном одежду, аксессуары и подарки, компьютерную технику и бытовую электронику, обувь и товары для детей. Следует отметить, что покупка за границей может быть и вынужденной, если касается товара, который в Украине купить просто невозможно.

Вместе с тем, данные UPC показывают, что на конец 2015 года среди расходов по карточкам банков-клиентов на зарубежных сайтах лидировали билеты на транспорт: самолеты, поезда и автобусы. Средний чек в этой категории услуг составлял 174 евро. При этом средняя сумма чека по приобретению иностранных товаров значительно меньше: предметы домашнего обихода и декор - 58 евро, одежда и обувь - 37 евро. Различные платные сервисы в видеоиграх и музыка также пользуются популярностью, но средний чек там - всего 10 евро. Зарубежные отели уступают по денежным оборотам и количеству транзакций, но лидируют в стоимостном разрезе: средний чек бронирования жилья в гостинице за рубежом достигает 328 евро.

В целом, по данным MasterCard, в 2015 году доля платежей за различные товары и услуги за границу в общем количестве трансграничных транзакций выросла до 33% (на 7% по сравнению с 2014-м)

Онлайн-ограничения

В качестве одного из инструментов регулирования уровня заказов в зарубежных интернет-магазинах выступают стоимостные и весовые лимиты беспошлинного получения посылок из-за рубежа. От их введения выигрывают отечественные онлайн-ритейлеры, но их снижению активно сопротивляется «интернет-общественность», которая отоваривается в заграничном онлайне.

В настоящее время в Украине лимит беспошлинного получения заграничных посылок составляет 150 евро (до 01.04.2014 – 300 евро), а получать такой груз без санкций можно не чаще раза в сутки. В случае превышения этой суммы владельцу посылки нужно будет оплачивать таможенные сборы, которые составят примерно 32% от суммы превышения (на практике таких случаев не так много). Примечательно, что такая норма была введена в действие в законе, который направлен на борьбу с кризисом в стране.

Если посмотреть на соседние страны, то в России этот показатель составляет 31 кг и/или 1000 евро в месяц. В Беларуси он установлен на уровне 200 евро и/или 31 кг, но уже с первой половины апреля вступит в силу президентский указ ограничивающий вес до 10 кг, а стоимость – до 22 евро.

В целом, увеличение числа интернет-пользователей, развитие мобильного интернета, рост финансовой грамотности населения, повышение безопасности карточных расчетов, улучшение возможностей по доставке заказанных товаров и росте доходов населения могут обернуться бумом заказов на иностранных онлайн-площадках

Будущее онлайн-покупок украинцев зарубежом достаточно понятное. Их доля точно будет расти, пока в стране будет экономическая нестабильность. Украинцы приучились экономить и то, что «в интернете дешевле» стало житейской аксиомой. Впрочем, даже рост благосостояния населения может не повлиять на снижение удельного веса покупок заграницей, так как украинские интернет-пользователи привыкают и к глобализации онлайн-торговли (пока онлайн-покупки за рубежом осуществляют продвинутые интернет-пользователи), а отказывать от хорошего всегда сложно. Вместе с тем, иностранные интернет-продавцы вряд ли повлияют на долю украинских ритейлеров в ближайшие несколько лет.

Впрочем, снижение порога беспошлинной торговли в будущем может в определенной мере подорвать интерес к онлайн-покупкам за границей. Но, в любом случае, украинским онлайн-ритейлерам есть о чем задуматься. Пока же самую серьезную конкуренцию украинским игрокам рынка зарубежные интернет-магазины составляют только в части одежды и обуви, хотя товары производства Китая сложно считать эталоном качества.

 

ТЕКСТ: Юрий Григоренко

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*