26 березня 2009
Автоматизация магазина: основные этапы

Итак, процесс автоматизации магазина, как правило, проходит следующие этапы:
1. Выбор формата торговли
2. Выбор оборудования
3. Выбор информационной системы
4. Соединение информационной системы с технологией бизнеса
5. Приобретение оборудования и информационной системы
6. Внедрение информационной системы
7. Эксплуатация и развитие информационной системы
Выбор формата торговли
Прежде всего, необходимо определить, в каком формате будет торговать ваш магазин. Например:- Традиционный формат ("прилавочная" торговля)
- Супермаркет (магазин самообслуживания)
- Торговля по образцам (магазин - демонстрационный зал + склад);
- Cash&Carry (магазин-склад)
- Дискаунт (магазин самообслуживания с невысокими ценами за счет больших оборотов и предельно низких издержек)
Традиционный формат ("прилавочная" торговля)
Основной проблемой автоматизации "прилавочной" торговли является способ донесения информации об отобранном покупателем товаре до кассового аппарата: 1. Кассовый аппарат находится на прилавке и продавец сам пробивает чек.2. Продавец выписывает "мягкий" чек на товар, покупатель передает чек кассиру, кассир пробивает по кассе все перечисленные в мягком чеке товары (кассовые аппараты располагаются в отдельных кабинках, носитель информации - "мягкий" чек).3. Продавец сканирует терминалом сбора данных все отобранные товары, а также специальную "карточку покупателя", покупатель передает карточку кассиру, кассир сканирует карточку покупателя, и кассовый аппарат автоматически формирует товарную часть чека (кассовые аппараты в отдельных кабинках, передача информации - карточка покупателя и терминал сбора данных). Эти варианты, различаясь по размеру затрат на оборудования, по распределению функций и технологии работы, имеют свои плюсы и минусы. Здесь следует отметить следующее:- вариант размещения кассовых аппаратов непосредственно на прилавках является самым технологичным;
- вариант использования "мягких чеков" является самым дешевым (но, с другой стороны, он может подойти только для магазинов с небольшим ассортиментом и низкой проходимостью);
- вариант с использованием терминалов сбора данных является самым тяжелым в реализации.
Супермаркет (магазин самообслуживания)
В супермаркете кассовые аппараты расположены на выходе из зала самообслуживания, что уменьшает потребность в кассовых аппаратах и увеличивает пропускную способность магазина. В супермаркетах рациональнее всего использовать штриховое кодирование товара, которое резко ускоряет обслуживание покупателя в кассовом узле. Торговля по образцам При этом формате торговли торговый зал является, фактически, демонстрационным залом, в котором продавец-консультант, работая индивидуально с покупателем, помогает ему подобрать товар и оформляет заказ покупателя. Покупатель оплачивает заказ и получает отобранный и оплаченный товар на складе или в пункте выдачи, куда он поступает со склада. &nbCash&Carry
При этом формате торговли максимум товара размещается в торговом зале в транспортной упаковке (в коробках на поддонах-паллетах). За счет этого достигается снижение затрат на отдельные склады и работы по выкладке товара. В остальном этот формат торговли мало отличается от магазина самообслуживания.Дискаунт
Дискаунтам свойственна ориентация на снижение всех затрат, включая оформление торгового зала и операционные издержки. За счет этого им удается снижать цены и, соответственно, повышать оборот. Успешнее всего дискаунты работают в составе торговых сетей. Технологически дискаунты похожи на Cash&Carry, но количество персонала и уровень сервиса сведены к минимуму, а все управленческие и коммерческие функции вынесены в центральный офис. Выбор оборудования для автоматизации торговых процессов Выбор электронного торгового оборудования зависит от формата торговли. Но в любом случае вам необходимо принять решение по выбору: &nb- кассовых аппаратов
- сканеров штрих-кодов
- принтеров штрих-кодов
- терминалов сбора данных;
- весов
Кассовые аппараты
Для розничной торговли можно использовать:- электронные кассовые аппараты (ECR);
- компьютерные кассы (POS);
- фискальные принтеры.
- моноблочные кассовые аппараты;
- модульные кассовые аппараты;
- дисперсные кассовые аппараты.
- Скорость печати у термопринтера до 40 строк в секунду, у матричного - 2-4 строки в секунду.
- Замена чековой ленты у термопринтера простая, а у матричного - сложная.
- Расходные материалы: для термопринтера нужна только бумажная чековая лента, для матричного - бумажная чековая лента и картридж с красящей лентой.
Сканеры штрих-кодов
Из всего разнообразия сканеров выделим- CCD-сканеры;
- ручные лазерные сканеры;
- стационарные многоплоскостные лазерные сканеры.
Принтеры штрих-кодов
Выбирая принтер штрих-кодов, необходимо, прежде всего, ориентироваться на следующие показатели:- ресурс печати (максимальное количество печатаемых этикеток в месяц);
- объем памяти принтера (определяет максимальное количество этикеток, печатаемых за один раз);
- производительность принтера (скорость печати).
Терминалы сбора данных
Терминалы сбора данных представляет собой портативное устройство, оборудованное встроенным или подключаемым сканером штрих-кодов. Терминалы сбора данных могут сохранять в своей памяти разнообразную информацию по товару и обмениваться данными с информационной системой. Терминалы сбора данных удобно использовать для проведения инвентаризации. Для этого нужно просто просканировать весь товар (вводя, при необходимости, количество товара), передать собранные данные в информационную систему, и инвентаризация готова. Технология использования терминалов сбора данных позволяет не закрывать магазин на учет, проводя инвентаризацию "на ходу".Весы
Планируя продажи весового товара, примите решение о способе подключения весов. Их два:- подключить весы непосредственно к кассовому аппарату;
- установить весы, снабженные встроенным принтером штрих-кодов, в зале.
Выбор информационной системы для автоматизации торговых процессов
Выбирая информационную систему (ИС), обратите внимание на следующие вопросы:- характеристики информационной системы
- особенности и возможности поставщика решения
Характеристики информационной системы
Информационную систему можно оценивать с самых различных позиций. Но важнейшими из них являются следующие характеристики:- гибкость, способность перестраиваться под специфические особенности технологии вашего бизнеса;
- развиваемость, способность изменять свою функциональность с течением времени;
- адекватность и функциональная полнота, наличие той совокупности функциональных возможностей, которая удовлетворяет ваши потребности;
- оперативность, способность обрабатывать информацию в темпе бизнеса;
- независимость от поставщика решения, возможность настраивать и развивать систему своими силами.
Особенности и возможности поставщика решения
Оценивая поставщика решения, убедитесь в том, что он:- обладает достаточным опытом и знаниями;
- рассматривает ваши взаимоотношения не как акт купли-продажи, а как партнерские отношения по решению ваших проблем;
- способен работать оперативно и качественно;
- может обеспечить достаточный уровень поддержки.
Соединение информационной системы автоматизации торговых процессов с технологией бизнеса
Управление в условиях автоматизации и управление без информационной системы имеют существенные отличия. Суть этих отличий заключается в том, что сама по себе информационная система не приведет вашу компанию к успеху и не решит ваших проблем. Необходима тесная увязка информационной системы и вашей технологии управления. Более того, для достижения стратегического успеха эта увязка должна существовать в течение длительного времени и независимо от того, насколько изменяется ваш бизнес и ваше представление об эффективном его управлении. Чтобы такая увязка сложилась необходимо провести определенные работы, изменяя ИС и переходя на более эффективные методы управления бизнесом. Конечной целью таких работ будет создание целостной системы управления предприятием, неотъемлемой - но не единственной - частью которой является информационная система. Естественно, для этого ИС должна быть гибкой, а заказчик должен быть готов к инновациям в управлении. Этап взаимной притирки информационной системы и управления бизнесом имеет смысл начинать до крупномасштабных закупок оборудования. Для жестких "коробочных" информационных систем, неспособных к учету особенностей бизнеса, этот этап, разумеется, не нужен.Приобретение оборудования и информационной системы
Приобретая оборудование и лицензии на информационную систему, обратите внимание на совместимость оборудования с информационной системой. Кроме того, предусмотрите возможность поэтапного приобретения и внедрения. Внедрение информационной системы Внедрение информационной системы может происходить двумя путям- все сразу
- постепенно
- вначале запускаются только самые необходимые функции
- затем функциональное наполнение информационной системы расширяется
- собственный специалист лучше знает свое предприятие;
- собственного специалиста проще контролировать по срокам и результату;
- собственный специалист обходится дешевле.
- полностью взять поддержку на себя, экономя на платежах поставщику решения
- взять на себя оперативную поддержку, обращаясь к поставщику решения по сложным вопросам;
- полностью поручить поставщику решения или сторонней сервисной организации поддержку вашей ИС (т.н. "аутсорсинг"), экономя на персонале.
- развивать систему самостоятельно
- простые вещи делать самому, а за сложными доработками обращаться к поставщику решения
- все поручить поставщику решения
Раздел: Інновації у виробництві >
Теги: автоматизация торговли, автоматизация магазина, кассовые аппараты, чековые принеры, сканер штрих-кодов, информационной системы
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар