06 жовтня 2014

Успешный аудит: к чему стремиться производителям сегодня, чтобы присутствовать на рынке завтра?

Успешный аудит: к чему стремиться производителям сегодня, чтобы присутствовать  на рынке завтра?

3194

Совершенствование процессов и культуры производства – актуальные темы, которые стоит поднять большинству украинских производителей уже сегодня. Среди главных аргументов «зачем?»: 1) Все чаще сети и производители говорят о необходимости консолидировать аудит и о создании единых критериев оценки производства, что повлечет за собой пересмотр партнерских взаимоотношений в пользу «отличников»; 2) Внедрение и соблюдение европейских стандартов дает доступ не только в украинские сети, а и на зарубежные рынки.

На какие процессы производства стоит обратить игрокам рынка в первую очередь, с чего начать позитивные изменения и какие ресурсы они влекут за собой? – Редакция TradeMaster® Group выяснила у Евгении НОВОЖИЛОВОЙ, Руководителя Отдела МС-«Пищевые продукты», «TUV Rheinland». (Практически все крупные розничные сети, присутствующие на украинском рынке, при проведении аудита производителей прибегают к услугам профессиональной международной аудиторской компании «TUV Rheinland»).

 

ТМ: Какие изменения Вы можете отметить со стороны производителей за последний год?

Евгения НОВОЖИЛОВА (Е.Н.): За последнее время хотелось бы отметить, что увеличилось число предприятий пищевого сектора, которые разработали, внедрили и поддерживают системы менеджмента безопасности пищевых продуктов (СМБПП); имеют обученный персонал, современное оборудование, применяют новые технологии производства пищевых продуктов. Однако, по информации International Finance Corporation,  на начало 2013 года из 20 000 предприятий пищевого сектора, сертифицировано по СМБПП только 3%. Конечно, для выхода на внешние рынки украинской продукции этого недостаточно, хотя успехи по экспорту растительных масел, зерновых, мяса птицы впечатляющи. Для сравнения, в Польше сертифицировано свыше 60% предприятий пищевого сектора, в странах Прибалтики 57-62%, в КНР до 70%.

 

ТМ: На какие несоответствия, ошибки Вы рекомендуете обратить участникам рынка внимание в первую очередь? Ваши рекомендации по их исправлению?

Е.Н.: К типичным несоответствиям, наблюдающимся у 80% проверяемых предприятий можно отнести следующее:

1.Плохое обоснование, почему именно данные небезопасные факторы выбраны для плана НАССР (методы, подходы).

2. Отсутствие ссылок на нормативные национальные и/или международные нормативные документы при установлении критических пределов КТУ.

3. Не оформлен протокол плана НАССР с использованием методик (например, “Дерева решений”, матрицы оценивания рисков и т.п.).

4. Не верифицированы  БПР, ОБПР, план НАССР.

5. Документация СМБПП должна пересматриваться не менее 1 раза в год.

6. Должны быть объективные доказательства того, что КТУ находятся под управлением.

7. Должны быть разработаны процедуры по внутренней и внешней связи и предъявлены доказательства  результативности.

8. Результативность работы СМБПП не оценивается.

9. Цели СМБПП часто имеют вид деклараций, не содержат количественных показателей, не привязаны к временным периодам.

10. Документ по планированию ресурсов СМБПП для поддержания и совершенствования системы часто отсутствует.

11. Статистические методы не применяются.

12. Критерии внутреннего аудита не представлены.

13. Оценивание поставщиков, субподрядчиков либо отсутствует, либо ведется формально.

14. Анализ со стороны руководства часто отсутствует, либо корректирующие действия по данному анализу не проводятся.

15. Компетентность персонала не оценивается, либо проводится по формальному признаку.

16. Проблемы с актуализацией нормативных документов. Как результат, ошибки в документации (при маркировке продуктов, остаточных количествах загрязняющих веществ, списке аллергенов, моющих и дезинфицирующих средств и т.п.).

* КТУ – критическая точка управления

** БПР – базовая программа

*** ОБПР – операционная базовая программа

**** СМБПП – система менеджмента безопасности пищевой продукции

 

В качестве рекомендаций можно посоветовать предприятиям пищевого сектора обязательно участвовать в аудитах второй (со стороны международных торговых сетей) и третьей (сертификация СМБПП) сторон, устраняя все найденные несоответствия требованиям международных стандартов.

Сертификация - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая организация (орган по сертификации) удостоверяет в письменной форме, что продукция/услуга соответствует установленным требованиям. При этом важно понимать, что стандарты разрабатываются под определенных потребителей по всей пищевой цепи, поэтому нужно сделать правильный выбор и стандарта, и органа сертификации. Трудно переоценить также обучение персонала, так как система предполагает определенный вклад каждого участника в общий результат.

 

ТМ: По опыту, какие ресурсы (материальные, технические, человеческие, временные) требуются для внедрения европейских стандартов на производстве? И как эти показатели зависят от размеров/объемов производства?

Е.Н.: Категории расходов:

  1. Разработка и внедрение  базовых программ (расходы на ремонт помещений, закупку нового оборудования, ремонт помещений, благоустройство территории и т.п.).
  2. Разработка и внедрение документации системы менеджмента безопасности пищевой продукции по требованиям стандарта ISO 22000 (расходы на разработку и оценивание плана НАССР, операционных программ, обучение персонала и т.п.).
  3. Поддержание системы на должном уровне (стоимость документации по валидации и верификации плана НАССР, корректирующие действия, мероприятия по улучшению системы и т.п.).

Приведу наглядный пример: согласно данным IFC 2011 основные статьи расходов для мясоперерабатывающего предприятия среднего размера на программы-предпосылки могут составить 250 000 грн., если не ведется капитальное строительство или реконструкция, не строятся пункты сбора, отсутствует потребность в новом транспорте. Прогнозируемые расходы на разработку и внедрение плана НАССР (основы СМБПП) составляют 45 000-50 000 грн. Прогнозированные совокупные поточные расходы на поддержание системы на должном уровне – 50 000 грн.

Размер расходов на создание СМБПП зависит от страны, отрасли пищевой промышленности и размера предприятия. Например, предприятия хлебобулочной отрасли считаются производством с низким уровнем опасных факторов, а значит, расходы на внедрение СМБПП будут также на порядок меньше.

 

ТМ: Сколько в среднем стоит проведение аудита на производстве?

Е.Н.: Стоимость аудита зависит от количества НАССР-планов на продукты, от числа работающих на предприятии и ряда других факторов. Для предприятия с числом работающих 150-300 человек стоимость аудита по международному пищевому стандарту (ISO 22000; IFS) составит приблизительно от 20 до 30 тыс. грн с НДС. Сертификация по стандартам/системам Группы GFSI (Глобальная Инициатива по безопасности пищевых продуктов), а именно: FSSC 22000; IFS, BRC может сильно различаться по стоимости, в зависимости от того, есть ли украинские аудиторы с нужными ключами для области сертификации предприятия. По опыту нашей компании, могу сказать, что стоимость сертификации предприятия по системе FSSC 22000 чуть выше указанной, примерно на 4 - 8 тыс. грн. с НДС.

Однако, по разным международным источникам, оптимизация внутренних ресурсов предприятия при внедрении СМБПП составляет 25% рентабельности, а каждый затраченный доллар окупается 4-5 раз в течение года. Так что сертификация СМБПП – это инвестиция в уверенное «сегодня» и развитие «завтра».

 

ТМ: Почему аудит не может быть приведен к общему стандарту/единому формату, приемлемому для всех розничных систем?

Е.Н.: На данный момент в Украине присутствуют две схемы сертификации: национальная (согласно требованиям национальных стандартов) и международная (согласно требованиям международных нормативных документов). При гармонизации национальных документов в области безопасности продовольственного сырья и готовых продуктов более чем на 50%, можно говорить об унификации требований для всех розничных сетей. К сожалению, в Украине по молоку, мясу, зерну, овощам и фруктам, включая продукты их переработки, действуют 1620 ДСТУ и 6803 ТУУ. Уровень гармонизации национальных стандартов на пищевую продукцию составляет 1,3%. Что касается аудитов второй стороны от международных торговых сетей («Ашан», «МЕТРО Cash&Carry», BILLA и т.п.), то их опросные листы унифицированы и содержат практически одинаковые требования в связи с тем, что упомянутые торговые сети входят в состав группы GFSI и используют международные стандарты для пищевого сектора).

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Беседовала: Анастасия РУБАНОВИЧ

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*