29 січня 2010

"Азбука Вкуса": ИТ на службе эффективности

"Азбука Вкуса": ИТ на службе эффективности

2256

- Произошла ли в вашей компании в связи с кризисом смена приоритетов с точки зрения развития ИТ? Самым крупным из запланированных нами проектов было внедрение ERP-системы SAP. Как это ни парадоксально звучит, кризис случился очень вовремя: внедрение новой ERP-системы стоило бы нам колоссальных затрат, а отдача была бы совершенно не очевидной. Очевидно, что с началом кризиса серьезно изменились условия работы розничного рынка: ухудшились условия кредитования, снизилась покупательская активность. Мы осознали, что сейчас не время для нововведений, надо сосредоточить усилия на эффективном использовании уже имеющегося, а для этого у нас как раз имелся определенный задел. Мы пересмотрели стратегию компании: были заморожены планы развития в регионах. Соответственно, отпала необходимость в замене корпоративной информационной системы. Было принято решение пойти по пути обновления существующей версии системы Microsoft Dynamics NAV, которая не обновлялась более шести лет. Такой долгий срок связан с тем, что технологические новшества, которые нам были полезны и интересны, появились только в начале 2009г. Нам удалось договориться с Microsoft о достаточно льготных условиях благодаря тому, что мы были одними из первых, кто стал использовать Dynamics NAV именно в ритейле. А поскольку нашими специалистами был накоплен достаточный набор компетенций, переход на новую версию производился собственными силами. В 2007 г., примерно за полтора года до кризиса, мы начали модернизацию всей инфраструктуры компании. В рамках проекта произошел переход на типовое брендированное оборудование – серверный парк был сформирован из машин HP G5. Была полностью и профессионально реализована инфраструктура Active Directory, построен кластер Microsoft Exchange Server, запущен новый корпоративный портал на базе Microsoft SharePoint, реализована система резервного копирования. Весь этот спектр мероприятий позволил поднять эффективность управления ИТ на новый технологический уровень. В 2009 г. все мероприятия этого проекта были доведены до конца, после чего мы смогли обновить серверные операционные системы - был произведён переход на Windows Server 2008 и Exchange 2007. По большому счету, могу сказать, что кризис повлиял положительно не только на ERP-проект, но на всю ИТ-систему компании «Азбука Вкуса». У нас появилась возможность взять паузу и осмотреться вокруг, чтобы довести до ума ранее начатое и выйти на новый качественный уровень. К сожалению, наш бизнес настолько подвержен изменениям, что очень часто приходится ввязываться в различные проекты, но не всегда их удается довести до логического завершения – приоритет задачи быстро падает, возникает более высокий приоритет. С другой стороны, эта гибкость - наше конкурентное преимущество! Иногда мы чувствуем себя, как в джунглях: прорубаем себе дорогу, и неважно, что там позади, главное – пробиться к цели. При этом требования к отчетности неуклонно возрастают, это становится очевидно при аудиторских проверках «Большой четверкой». - С какими основными проблемами с точки зрения ИБ сталкивается ваша компания сегодня? Как вы их решаете в условиях кризиса? Еще три года назад и речи не шло о каком-то серьезном уровне информационной безопасности. Из-за программных «заплаток» инфраструктура была похожа скорее на некий многослойный пирог. Это как раз было следствием спонтанного развития сети, отсутствия единых требований к оборудованию, бурному развитию аппаратных и программных средств. За последние 2,5 года удалось сделать действительно много. Во-первых, мы смогли достаточно времени уделить структуре и непосредственно информационной системе, обеспечить её правильное внедрение практически заново. А во-вторых, что не менее важно, подготовить грамотное обслуживание и сопровождение, распределить обязанности и настроить взаимодействие как внутри ИТ, так и с бизнесом. Естественно, на сегодня говорить об ИБ нам значительно интереснее, потому что создана необходимая база. Сейчас мы можем реализовать мониторинг, контроль и другие мероприятия – у нас работают Microsoft Operation Manager (MOM), Microsoft System Center Configuration Manager (SCCM, ранее SMS) и другие решения, которые отвечают как за инфраструктуру, так и регламентные работы, прописанные в политике информационной безопасности. Например, реализован контроль за интернет-трафиком сотрудников в рамках выделенных квот, жёстко прописан доступ к информационным ресурсам. Но, как известно, нет предела совершенству, и в направлении ИБ сейчас есть возможность развиваться, у компании имеется для этого вся необходимая база. Но существует и обратная сторона медали. В период кризиса первое, на чем компании любят экономить, это маркетинг и безопасность. Две эти статьи можно срезать быстро и без проседания в краткосрочной перспективе определённых показателей. В острую фазу кризиса направление ИБ и у нас было в некоторой степени отодвинуто на задний план, но сейчас я эту тему обсуждаю с акционерами и топ-менеджментом. Есть определенное понимание, что ко всей информации компании необходимо относиться более щепетильно и бережно. Речь идет не только о защите систем, но и обо всех опасностях, которые могут грозить бизнесу – начиная от стихийных бедствий и заканчивая противоправными действиями некоторых органов. «Азбука Вкуса» - компания с высоким уровнем информационной зависимости, поэтому проблемы ИБ становятся здесь всё более актуальными. Более того, я вижу, что соответствующие проекты уже являются приоритетными. - В чем особенности ИТ-инфраструктуры компании «Азбука вкуса»? Как вы уже могли заметить, наша компания ориентирована на решения от Microsoft. Сейчас это ИТ-политика компании, хотя в свое время многое проходило спонтанно. Например, мы внедряли ERP-систему Dynamics NAV, когда она еще называлась Navision Attain, а ее разработкой занималась датская компания, позже купленная Microsoft. (Видимо, в тот момент мы оказались даже немного дальновиднее Б.Гейтса). По мере развития сети мы стали ориентироваться на решения Microsoft для построения инфраструктуры, а также программные решения этой корпорации. Недавно нами был пересмотрен подход к оборудованию и, соответственно, в компании стали использоваться серверы HP и сетевые решения Cisco. В 2007 г. было установлено хранилище данных от EMC (CLARiiON CX-3-20). Можно сказать, нами были выбраны одни из лучших производителей в своём классе. Единственный сервер, на котором установлена сторонняя операционная система - это сервер обмена короткими сообщениями Jabber, который поддерживается Linux. Все остальные серверы работают под управлением Microsoft Windows Server. Для бухгалтерского учета применяется решение 1С, которое тесно интегрировано с ERP-системой. Также у нас есть бизнес-аналитическая система, которая представляет из себя стык высокотехнологичного хранилища на базе Sybase IQ и пользовательского интерфейса Oracle BI. Проект по развертыванию системы бизнес-аналитики начался в начале 2008 г., активно развивался и на сегодня доведен до достаточно высокого уровня. Эта система активно используется и оказывает влияние на стратегические решения руководства компании. - Какие возникали сложности при реализации последних крупных проектов? Очень непросто было заново выстроить ИТ-инфраструктуру. Это очень трудоемкий и сложный проект, который (вопреки всем сложностям) удалось эффективно реализовать благодаря привлечению в нашу команду высококвалифицированного сотрудника. Достаточно сложным был проект по бизнес-аналитике. Во-первых, сначала надо было договориться об используемых понятиях, методиках расчетов показателей, а во-вторых, пришлось столкнуться с технологическими сложностями: были взяты одни из лучших в своём классе решений: достаточно быстрая СУБД и эффективный пользовательский интерфейс, но были проблемы по их стыковке. Кроме того, отсутствовало собственное понимания критериев корректности работы этой системы, стыковки её с ERP и т.д. Где-то мы сами упустили важные моменты, а где-то проявилась некомпетентность сотрудников консалтинговой компании, осуществлявшей внедрение. Постепенно все вопросы решаются, не всё получается так быстро, как хотелось бы. Но процесс идёт и идет в нужном направлении. Также скажу о проекте апгрейда Microsoft Dynamics NAV, который стартовал в мае и завершился в сентябре 2009 г. Такой довольно долгий срок объясняется тем, что необходимо было обеспечить обновление безболезненно, незаметно для пользователей, исключая все возможные внештатные ситуации, а также большим количеством узлов в распределенной СУБД на разных «движках». В данном проекте мы больше пользовались опытом коллег из других компаний, нежели консалтингом от партнеров Microsoft (мало кто из них имеет опыт работы с такими как у нас объемами информации). И мы с этим очень хорошо справились. - Что вам предстоит сделать в ближайшее время в рамках развития ИТ? Каковы ваши принципы реализации ИТ-проектов? Мы уже сейчас готовы к переходу компьютеров пользователей на Windows7. На сегодня реализована система автоматической установки с набором необходимых программ, и в январе 2010 г. начался процесс перевода на новую операционную систему. Совместимость всего используемого бизнесом ПО проверена, риски сведены к минимуму, а эффект от новых возможностей групповых политик и прочих новшеств представляется значительным. Пока у нас все работают на XP, как и многие другие компании, мы решили пропустить релиз Vista. Вообще, у нас много идей, которые хотелось бы реализовать, но для этого необходимо успешное развитие компании как таковое. Мы стараемся, чтобы ИТ в нашей компании были не сами по себе (ИТ ради ИТ), а обеспечивали бизнес. Как CIO, я являюсь противником внедрения каких бы то ни было систем, которые оторваны от жизни. Все технологические новшества, которые мы реализовали, призваны обеспечить эффективность бизнеса. Надо чаще оглядываться и не забывать, какую же задачу мы начали решать изначально? У нас нет отдельного бюджета на развитие ИТ, но есть понимание, что поддержка существующей инфраструктуры требует определенных финансовых вливаний, что вливаний требуют новые направления. Мы пытаемся оценить бюджет проекта и обеспечиваем его соблюдение в рамках определенного периода времени. Нельзя оценивать эффективность работы ИТ-подразделения с точки зрения эффективности освоения им бюджета. Но главное - это команда увлеченных профессионалов. Когда меня окружают такие люди, можно многое осуществить, и с ними очень интересно работать! Автор: Андрей Арсентьев Источник: текст и фото www.cio-world.ru ИТ-для ритейла, ИТ на службе розничной торговли Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*