21 червня 2012

"Магазины будущего". Российский ритейлер внедряет инновации

"Магазины будущего". Российский ритейлер внедряет инновации

2117

«Магазины будущего» имеют шансы в ближайшее время стать постоянным местом покупок россиян. IT-компании направляют свои усилия в данную сферу и работают над разработками технологий для данных точек продаж.

В России появятся «магазины будущего»

ОАО «Роснано» подготовило концепцию «Магазина будущего». В реализации проекта также участвуют компании X5 Retail Group и «Ситроникс». У «Роснано» очень оптимистичные планы. Уже через два года компания обещает открыть три магазина, в которых будут использоваться самые современные технологии: в Москве, Томской области и в Татарстане. Разработчики уверяют, что уже в 2014 году в магазинах в качестве кошельков будут использоваться телефоны, а витрины станут виртуальными.

По планам разработчиков тестовый вариант «магазина будущего» откроется летом 2013 года. Как пояснил главный исполнительный директор X5 Retail Group Андрей Гусев, пока «магазин будущего» будет доступен только сотрудникам компании, а откроется он в главном офисе X5 в Москве. «Нам нужно около двух лет для того, чтобы оценить эффективность новой системы, и определить, насколько наши затраты по ее внедрению смогут окупиться за счет экономии средств при отказе от штрих-кодов и кассовых аппаратов», - рассказал Андрей Гусев.

В этом магазине будет использоваться технология радиочастотной идентификации (RFID). Именно благодаря ей компьютерная система сможет автоматически подсчитывать стоимость товаров в корзине покупателя. Любое движение товаров, которые вместо штрих-кодов снабдят специальными чипами, будут отслеживать различные датчики, установленные внутри помещения магазина. Это позволит значительно сократить численность персонала и ускорить процесс обслуживания.

Стоимость покупки будет считывать сканер на выходе из магазина, который автоматически будет снимать деньги с банковской карты покупателя. В перспективе такие электронные чипы будут устанавливать на товар заводы производители. Только для России необходимо будет наладить производство 1 млрд. чипов в год. «Уже в конце этого года мы откроем первый экспериментальный магазин», - заявил Анатолий Чубайс.

Схема совершения покупок будет выглядеть следующим образом: покупатель на входе берет корзину или тележку, и, идя вдоль полок, складывает в нее необходимые товары. Затем он проходит к кассе, а по дороге система, сканируя RFID-чипы, которыми помечены продукты, уже подсчитывает стоимость покупки. На кассе покупателю остается лишь заплатить за нее.

Полки с продуктами будут пополняться автоматически, а вместо касс будут специальные рамки, считывающие информацию с чипов. Цена одного чипа — около 3 руб. Общая сумма инвестиций в проект на ближайшие два года —350 млн. руб., которые в равных долях вкладывают компании X5 Retail Group, «Роснано» и «Ситроникс».


Концепция открытия «магазинов будущего»

Согласно концепции, радость от использования современных технологий ощутят не только москвичи. Еще два «магазина будущего» откроются в регионах — в Татарстане и Томской области. В ноябре этого года будут определены точные места расположения магазинов, в апреле 2014-го планируют заключить договор на эксплуатацию.

«Действительно, концепция проекта предусматривает строительство таких магазинов в Республике Татарстан и Томской области. Этот выбор обусловлен тем, что администрации, а главное, компании этих регионов проявили наибольший интерес к проекту. В данный момент готовится концепция «Магазина будущего» в регионах и подбираются наиболее удачные площадки для его размещения», - сказал изданию управляющий директор ОАО «Роснано» Георгий Колпачев.

Татарстан считается одним из самых технологических регионов России. Министерство информатизации поставило для себя основной задачей перевод государственных услуг в электронный вид. По данным министерства, у 85% населения республики есть доступ к 3G. В стратегии развития Томской области до 2020 года инновационный сектор экономики назван основным фактором развития.

«Предполагается реализация типового проекта по строительству «магазина будущего» в трех субъектах федерации с адаптацией с учетом особенностей местного рынка и условий строительства и эксплуатации магазина», — говорится в концепции.

Автоматы возле касс против краж

Также «Роснано» предлагает технологии для борьбы с кражами. Все мелкие товары компания предлагает продавать через автоматы. Их установят возле касс и в зале.

«Сейчас в магазинах много товаров маленького размера, но значимой стоимости. Проблему краж в прикассовой зоне, а также проблема трудномаркируемых продуктов предлагается решать с помощью вендинговых машин, размещенных как внутри торгового зала, так и за кассовой зоной», — рассказывают в «Роснано». В компании уверены, что через два года в России начнется массовое использование мобильных телефонов в качестве кошельков.

Часть витрин предлагается сделать виртуальными — на них могут располагаться QR-коды товаров, которые будут считываться с помощью мобильных телефонов. Например, для австралийцев такие витрины уже не будущее, а реальность. Они расположены на улицах и в местах общественного пользования. Покупку можно совершить, просто наведя телефон на QR-код. Будет у «магазина будущего» и интернет-версия.

Решением вопроса дороговизны RFID-чипов займется компания «Ситроникс», входящая в АФК «Система». В настоящее время этот производитель уже выпускает подобные чипы, которые используются, например, в транспортной системе. По заявлениям руководителей компании, один такой чип, созданный в России, обходится существенно дешевле иностранных аналогов и стоит менее одного цента. Учитывая предстоящие объемы выпуска RFID-чипов можно смело предположить, что данная цифра станет еще меньше.

«Весь мир сейчас ищет подобное решение для замены штрих-кодов. Вопрос лишь в цене и качестве предлагаемого продукта», - заявил Владимир Евтушенков, председатель совета директоров ОАО «АФК Система», который выступил одним из идейных вдохновителей проекта.

По словам Анатолия Чубайса, сейчас главная задача — добиться гарантированного на сто процентов безошибочного считывания информации с чипов, размещенных на продуктах в магазине. Здесь основную работу возьмется выполнять «Роснано».

Банкиры менее оптимистичны

Планы «Роснано» кажутся чересчур оптимистичными на фоне проблем, которые еще не решены. В пресс-службе X5 Retail Group изданию рассказали, что RFID-метки пока что не считываются с товаров в фольге и с алюминиевых банок. Вряд ли ассортимент магазина будет полноценным без таких товаров.

Технологически уже можно использовать мобильные телефоны как кошельки. Но пока о массовом распространении этой технологии говорить не приходится. Большинство россиян по-прежнему используют наличные вместо банковских карт, не говоря уж о телефонах. В самих банках о планах на этот счет говорят осторожно.

«В конце 2013 года у нас, возможно, будет запущен тестовый проект по мобильному банкингу, — говорит заместитель председателя правления «Связного банка» Евгений Давыдович. — Надо доработать технологическую базу и подготовить потребителей, они должны сами захотеть поменять свою модель поведения. Уже есть определенный сегмент потребителей, готовых этим пользоваться. Но бизнесом это станет, когда захотят миллионы».


Источник:
«Маркер», www.mobichel.ru

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*