Организация торговых сетей и производства с точки зрения правовой безопасности бизнеса. Неочевидные угрозы, о которых нужно знать производителю и продавцу
СТМ-бизнес - это не только товары. Предприятия, работающие в сфере торговли и производства, "требуют" прекрасно отлаженных процессов, а также минимизации рисков, которые могут привести к совершенно неоправданным затратам...
Вашему вниманию, специальное блиц-интервью с юридическим Экспертом проекта PrivateLabel-2014: Александр СМИРНОВ, Руководитель налоговой практики «Де Факто Консалтинг Груп»
Справка PL:
Александр СМИРНОВ - адвокат с десятилетним стажем юридической практики, специализируется на налоговых конфликтах и защите бизнеса и должностных лиц от противоправных действий контролирующих и правоохранительных органов.
PL: Какие ключевые угрозы влияют на безопасность украинских компаний в настоящий момент?
Александр СМИРНОВ (А.С.): Среди ключевых угроз можно назвать:
- пустой бюджет, а соответственно повышенный интерес со стороны фискальных и контролирующих органов;
- использование в хозяйственной деятельности серых и черных схем работы;
- активная борьба фискальных органов со старыми «государственными площадками» и «семейными» компаниями;
- признание сделок бестоварными или фиктивными вследствие работы с непроверенными контрагентами;
- незнание законных методов защиты интересов, неверие в закон и традиция за все платить, даже за то, за что не нужно;
- неготовность к контакту с проверяющими: юридическая, психологическая, техническая, что влечет за собой ненужные финансовые затраты.
PL: Александр, а можно очертить масштабы последствий и «кейсы»?
А.С.: Масштабы последствий для бизнеса могут быть очень разными – от банального штрафа до полного закрытия предприятия и уголовной ответственности.
Что касается кейсов, приведу два примера:
Пример 1: На предприятии прошла налоговая проверка, по результатам которой было принято НУР (налоговое уведомление-решение – прим. ред.) на 900 тыс. грн., а также протокол об административном правонарушении на бухгалтера предприятия.
Предприятие не соглашается с решением и обращается в административный суд для его отмены.
Параллельно с рассмотрением дела в административном суде, районный суд по месту регистрации бухгалтера рассматривает административный протокол и привлекает его к ответственности в виде штрафа, поскольку бухгалтер не возражал против этого.
Решение по административному делу орган ГНС использовал как безупречное доказательство вины налогоплательщика в деле по обжалованию НУР, в результате чего предприятие проиграло иск.
Пример 2: Составление в отношении предприятия «транзитного» акта, т.е. акта без вынесения НУР. Незнание процедуры обжалования в данном вопросе приводит к тому, что предприятия-контрагенты получают НУРы по вашему транзитному акту, что влечет уплату значительных сумм в бюджет, ухудшение деловой репутации, потерю контрагентов и возможно уголовную ответственность.
PL: Аудит безопасности бизнеса – на какие критические точки торгового предприятия следует в первую очередь обратить внимание руководителя и владельца бизнеса?
А.С.: В вопросах безопасности бизнеса нет второстепенных вопросов, при этом есть и "болевые точки". Безусловно, это:
1. Активы. Неправильное распределение активов или неправильная юридическая структура бизнеса приводят к возможности парализации работы компании, либо к большим имущественным потерям.
2. Персонал. Неподготовленный персонал, необученный базовым правилам поведения, способен навредить предприятию не меньше самого проверяющего.
3. Первичные документы. Из-за большого объема документов в торговом и производственном бизнесе, есть большая вероятность ошибок в их составлении. Рекомендации две: затратить время на их стандартизацию и повышение качества; периодический аудит.
4. Операции с сомнительными контрагентами. Не жалеть времени на проверку контрагентов, причем не только новых, но и действующих, т.к. все течет, все меняется.
В вопросах безопасности бизнеса мелочей нет, поэтому для выявления рисков лучше обратиться к специалисту.
PL: Насколько руководители и владельцы бизнеса осведомлены о рисках безопасности бизнеса?
А.С.: Осведомлены частично. Уровень осведомленности зависит в основном от собственного опыта. Однако есть и примеры конструктивного подхода к вопросу правовой безопасности, когда владельцы и руководители специально подготавливали собственную компанию к возможным проблемам исходя из сферы деятельности.
PL: Кто (какая должность) в компании являются участниками или влияющими звеньями на безопасность бизнеса и своевременное обеспечение руководителя бизнеса информацией для принятия решений в вопросах безопасности?
А.С.: Таких звеньев несколько и они разнятся в зависимости от внутренней структуры предприятия. Основными являются:
- Директор. От директора зависит сразу несколько направлений безопасности бизнеса + его личная уголовная ответственность. Директор отвечает за себя лично, а так же за подготовку персонала, техническую подготовку помещения и своевременность информирования владельца компании об имеющихся или возможных угрозах.
- Главный бухгалтер. Отвечает за правильность составления первичных документов и своевременность подачи отчетности, несет уголовную ответственность, представляет интерес, как для налоговых, так и для правоохранительных органов.
- Юрист (начальник юридической службы). В тандеме с бухгалтером отвечает за правильность составления первичных документов, участвует в допуске на проверку проверяющих и ее сопровождении.
- Начальник службы безопасности/охраны (при наличии). Выполняет функцию «Первый контакт». Отвечает за допуск/не допуск проверяющих.
PL: Что может препятствовать внедрению эффективной системы безопасности бизнеса?
А.С.: Отсутствие желания! J
PL: Из каких этапов состоит построение эффективной системы безопасности в компании?
А.С.: 1. Аудит, т.е. анализ имеющейся ситуации на предприятии, выявление проблемных мест и их систематизация.
2. Составление плана конкретных мер (шагов) по построению системы безопасности.
3. Внедрение плана мер.
4. Повторный аудит, с целью установления работоспособности выбранной системы, уточнение и настройка индивидуальных процессов.
PL: И сколько времени необходимо, чтобы навести порядок?
А.С.: Вопрос временных затрат сугубо индивидуален для каждого бизнеса и как правило зависит от периода работы предприятия, его величины и сложности структуры, общего уровня готовности предприятия, а также тех задач, решение которых преследует руководство компании.
В привязке к этапам сроки следующие:
- Аудит - от 1 до 4 недель
- Составление плана мер - неделя
- Внедрение плана мер - до 6 месяцев
- Повторный аудит - 1 неделя
PL: Какие обязательные мероприятия, для поддержания системы безопасности. И как часто их проводить?
А.С.: 1. Правильное и грамотное ведение первичной документации (каждый день).
2. Юридический аудит документов и безопасности в целом (не реже 1 раза в год).
3. Подготовка персонала: корпоративные тренинги/семинары (не реже 1 раза в год).
PL: Для каких компаний наиболее актуально привлекать к юридическому сопровождению бизнеса внешние юрфирмы? Почему такое привлечение является оправданным с т.з. вложенных ресурсов?
А.С.: Актуально для всех компаний. Это очень удобный и эффективный способ юридического обеспечения хозяйственной деятельности. Даже при наличии собственного юриста или юридического отдела, вопросы, связанные с налоговыми конфликтами, обучением персонала и взаимоотношениями с налоговыми и правоохранительными органами эффективнее отдать на аутсорсинг.
Предприятие получает команду профессиональных юристов и адвокатов, месячное обслуживание которых зачастую сравнимой с месячной з/п одного юриста. Главное выбрать правильную юридическую фирму.
PL: А как понять, что специалист или компания, которые приходят делать аудит юридической безопасности на предприятие, действительно помогут выявить и решить вопросы компании? Может, среди юридических компаний есть какие-то неписаные правила и критерии - как выбирать компетентного партнера?
А.С.: К выбору юридической компании или специалиста для проведения аудита безопасности нужно подойти так же, как и к выбору делового партнера. Просите информацию о кейсах и достижениях компании, изучите, насколько компания публична, соберите отзывы, ну и слушайте себя - партнер должен нравиться.
PL: Александр, благодарим за Ваши экспертные комментарии! Подводя итоги беседы, прошу озвучить вопросы для домашнего задания Участникам конференции PrivateLabel-2014 (5 сентября), на которые необходимо себе ответить перед дискуссией.
А.С.: Вопросы для участников конференции следующие:
- На сколько из вашего личного опыта ваше предприятие интересно проверяющим?
- Сколько раз на вашем предприятии уже было проверок и следственных действий, и с какой периодичностью они проводились?
- Сколько сотрудников на вашем предприятии?
- Имеются ли у вашего предприятия в активах здания, сооружения, ценное оборудование и т.д.
- Средний годовой доход вашего предприятия?
- Готовы ли ваши сотрудники к общению с контролирующими или правоохранительными органами?
- Имеется ли у вашего предприятия штатный или внешний адвокат?
- Сколько запросов от контролирующих органов вам приходит в месяц?
Беседовала: Анастасия РУБАНОВИЧ
Портал о развитии контрактного производства: www.trademaster.ua
* Блиц-интервью проходило на странице портала trademaster.ua в Facebook.
Следите за обновлениями на странице trademaster.ua в Facebook (https://www.facebook.com/PrivateLabel.TM). У нас в запасе еще много интересных Экспертов!
Приглашаем Участников сообщества Private Label 5 сентября в Киеве на 6-ю ежегодную Всеукраинскую практическую конференцию «PrivateLabel®-2014», где соберутся все эксперты-практики СТМ украинского ритейла и гости из Европы.
СКОРО: B2B-Медиа-группа TradeMaster® Group выпускает ежегодный эксклюзивный Спецвыпуск журнала TradeMaster - «PrivateLabel-2014».
! Чтобы выступить в качестве эксперта в журнале, на портале и в рамках живой конференции - присылайте информацию о своем опыте и проектах, которые Вы реализовали на адрес нашей редакции:press(at)trademaster.com.ua Анастасия РУБАНОВИЧ, +38 (044) 383-86-28.
Раздел: Закон >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар