Система "Единого окна" как возможность уйти от бремени таможенных формальностей
Принципы работы системы «Единого окна», как инструмента упрощения процедур торговли и ускорения перемещения товара через границу, - для руководителей логистики и директоров ВЭД, обозначил Андрей ГАТАУЛИН, Заместитель председателя комиссии по вопросам транспорта и логистики Украинского Национального комитета Международной торговой палаты (ICC Ukraine) - в ходе 3-й Всеукраинской обучающей Master-Cессии «LogisticMaster-2014: Разработка оптимальной схемы внутренних и международных поставок в нынешних условиях рынка» (организатор TradeMaster® Group).
Согласно законодательству Украины до 2017г. все предприятия в обязательном порядке должны перейти на электронный документооборот при работе с таможней. Одной из главных предпосылок к данному закону стало принятое членами Всемирной торговой организации (ВТО), куда входит и Украина, в декабре 2013г. соглашение об упрощении процедур в торговле.
К инструментам упрощения процедур торговли относятся:
- Гармонизация торговых документов и данных с международными стандартами.
- Публикация законов и правил по международной торговле.
- Комплексное управление границей.
- Системы обмена данными между организациями, напр. «единое окно», системы портового сообщества.
- Система уполномоченных экономических операторов.
- Система управления рисками.
- Система упрощения транзита.
- Совместные пункты пропуска.
Реализация процедур упрощения международной торговли и транспорта в Украине началась с внедрения в режим промышленной эксплуатации в Одесском порту информационной системы портового сообщества (ИСПС) — продукта, являющегося материализованным воплощением принципа «Единого окна». Сегодня уже в трех портах внедрена информационная система портового сообщества: Одесский, Илличевский и порт Южный.
За счет применения системы «Единого окна» в Ильичевске время на оформление одной машины сократилось с 18 до 7 часов, а в одесском порту, где система используется в максимальном объеме - машина оформляется 1,5 – 2 часа.
Главной целью системы является предоставление (с помощью технических и программных средств) органам контроля возможности использовать (накапливать, проверять, обрабатывать, хранить и передавать) информацию и документы в электронной форме для осуществления пограничного, таможенного и других видов контроля и оформления товаров и транспортных средств.
Сегодня режим оформления судов предусматривает обмен информацией с агентами, портовыми операторами, контролирующими и другими органами параллельно в бумажном и электронном виде.
В скором времени планируется создание органа, построенного на принципах государственного и частного партнерства, по упрощению процедур торговли, работа которого будет непосредственно направлена на внедрение единого окна на национальном уровне. Планируется объединить все информационные процессы, задействованные в порту, для возможности проводить полностью все операции в системе.
ЕДИНОЕ ОКНО определяется как механизм, позволяющий сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, представлять стандартизированную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита.
В цепочке поставки информационные потоки, на данный момент, имеют не меньшее значение, чем само перемещение груза в международной цепочке поставок. Трудности заключаются не только в большом количестве документов и, зачастую, их дублировании, но и в отсутствии прозрачности и сотрудничества между национальными таможенными службами.
Внедрение единой системы обмена данными способствуют прозрачности процессов, минимизации человеческого фактора, сокращению времени на оформление грузов и судов, расширению логистического потенциала страны и более активному участию в глобальных цепях поставок, сокращению издержек по экспорту товаров, а также снижению коррупции за счет ряда факторов:
- Легитимное фиксирование факта обращения субъекта к государственному органу (с использованием ЭЦП субъекта);
- Публичная технология последовательности рассмотрения обращений субъектов государственными органами;
- Легитимное фиксирование факта рассмотрения обращения субъекта в государственном органе (с использованием ЭЦП сотрудника государственного органа);
- Исключение дублирования информации в разных информационных системах.
Андрей ГАТАУЛИН отметил, чтосистема портового сообщества позволит убрать бремя таможенных формальностей и риски, связанные с всевластием инспектора.
Текст: Анастасия РУБАНОВИЧ
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA
Раздел: Закон >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар