20 мая 2013

История построения бизнеса ГК "Три медведя" от первого лица

История построения бизнеса ГК "Три медведя" от первого лица

1872

О предпринимательской жилке, зарождении крупной компании и факторах, определяющих успех бизнеса, рассказал Дмитрий Ушмаев, генеральный директор одного из крупнейших производителей замороженных полуфабрикатов ГК «Три медведя».

В 11 лет с родителями уехал из Киева в Россию – в таежный поселок в Восточной Сибири. Семья была небогатой: папа инженер, мама работала в институте, зато у нас в семье всегда царили нормальные отношения.

У меня с подросткового возраста была идея заниматься бизнесом, я уже в школе это четко понимал. После 8-го класса я попробовал поработать летом: делать бетонную дорогу. Выглядело это так: приезжала машина, выливала бетонный раствор, и надо было лопатами этот раствор переносить на дорогу. Работа начиналась в 7 утра и длилась часов 12. За месяц я заработал зарплату двоих родителей, но с тех пор решил, что так работать не буду.

 

Первый сладкий опыт

Чуть позже в газете «Аргументы и факты» я прочел объявление, что за 10 рублей можно получить схему устройства для приготовления сладкой ваты. Деньги я отправил в Москву, и месяца через три мне в конверте пришел ответ со схемой. Нужен был мотор на 1500 оборотов, кусочек линолеума и провод... Конструкция была размером со стол. Нужно было склеить линолеум, в центре был моторчик, на него ставилась круглая пластинка из жести. Включаешь мотор в розетку, берешь сахар, разогреваешь на плите, выливаешь на жестяной круг и получается вата. Я эту вату нарезал, каждый кусочек заворачивал в бумажку, складывал все в большую коробку из-под телевизора и продавал по одному рублю.

Сахар в те времена вообще ничего не стоил, то есть прибыль с одной копейки получалась в рубль. Длилось все это где-то месяц. И вопрос даже не в том, сколько денег я заработал, я помню, какие у меня были впечатления: что-то заказал, сделал, оно заработало, получилось это продать, получить деньги… В общем, классно было!

После школы я вернулся в Киев, поступил в первый тогда частный бизнес-вуз – Британско-финский институт менеджмента и бизнеса. Тогда была вторая попытка сделать сладкую вату. Я купил современный аппарат, но он все время ломался, и ничего не получилось.

Однажды я увидел, что в киоске продавалась очень дешевая вермишель быстрого приготовления. Я купил ее и перепродал подороже. А когда я пришел за следующей партией, выяснилось, что гостиница «Братислава» закупила один 20-тонный контейнер американских продуктов и хотела продать их через свой магазин на первом этаже гостиницы. Я предложил директору продать весь товар, который у них залежался. Срок хранения был достаточно большой – там были бобы в томатном соусе, какая-то тушенка. Чисто американские продукты, которых у нас в то время никто не знал.

Это было после первого курса, и к тому времени у меня уже появились друзья, с которыми мы за лето продали весь контейнер – по киоскам, по рынкам, заработав $2000. Этих бобов был всего один контейнер в Украине, и никто не знал, сколько они стоят. Мы их продали с наценкой в два-три раза.

В 1994 году мы зарегистрировали фирму, у нас появился магазин в лесу, на Рембазе. Правильные локации мы не выбирали – где появилось помещение, там и открыли магазин. Через некоторое время это был лучший магазин в районе, где всегда стояла очередь. Мы зарабатывали $3000 в месяц. Часть, правда, приходилось отдавать парням с золотыми пуговицами, которые за нами «присматривали». Вскоре мы открыли еще один магазин.

Через 4 года я вышел из бизнеса, продал его. Теперь я понимаю, что, может, и не стоило бросать торговлю – сейчас была бы огромная сеть магазинов по всей Украине. Но у меня была другая идея – заниматься производством. Наверное, это что-то, связанное с первым опытом и сладкой ватой.

Я видел, как в наши магазины все время выстраивается очередь за мороженым. В 1998 году, в принципе, все нужно было – и мороженое, и макароны, и мясо – рынок рос. Я закупил оборудование украинского производства и в столовой общежития сделал первое мороженое.

Производительность была 150кг в сутки. Но в августе 1998 года случился кризис: доллар стоил 2 гривны, потом резко стал стоить 4. Все остановилось, и год мы потеряли.

Но между магазинами и собственным производством возникли мысли об эмиграции. В 1997 году мы собирались переезжать в Новую Зеландию, и я уехал на месяц в Лондон – учить английский. Там у меня очень быстро закончились деньги. Я же не думал даже, что там надо столько денег! Чтобы как-то поправить ситуацию, пошел работать грузчиком – носил мебель. Вставал в 5 утра, в 7 начиналась работа. Мне был 21 год, я прожил в Лондоне месяц, вернулся и говорю: «Мы никуда не едем, нечего там делать, тебя там никто не любит, не уважает, ты там никто». С тех пор вопрос переезда больше не поднимался. Думаю, что эмиграция – это не так просто, как все об этом думают, это какая-то крайняя мера.

 

Как появились «Три медведя»

«Три медведя» начинались в 1999 году. Но так как доллар уже был по 4 гривны, пришлось докупить оборудование, увеличить мощность производства в два раза, чтобы выйти на точку безубыточности, то есть на 300кг. Было очень тяжело – приходилось занимать деньги, чтобы заплатить людям зарплату. Занимали у знакомых, родственников. Уже была команда, были люди, все было по-настоящему и серьезно, а тут – зима, и продаж мороженого нет. Идей не платить зарплату не было, я всегда ее плачу, несмотря ни на что.

Приходилось брать кредиты на развитие под очень большие проценты. Первый банковский кредит я взял в 2001 году: это была европейская программа микрокредитования, единственная в Украине. У них были льготы молодым предпринимателям с небольшим оборотом. Я просил, чтобы банк выдал мне 30 000 долл., но он согласился выдать только 3000 долл. Я обиделся, хлопнул дверью, сказав, что не нужны мне их деньги. Потом вернулся и сказал: «Ну ладно, давайте 3 тысячи». Это было правильное решение, потому что через полгода или год этот банк уже дал мне кредит на всю сумму своего лимита по этой программе – 125 000 долл.

Была большая проблема с инвестициями. Мне приходилось постоянно занимать деньги, для того чтобы развивать бизнес. И это, наверное, один из самых таких серьезных барьеров для начинающих предпринимателей, потому что на самом деле занимать деньги страшно. У меня была какая-то внутренняя уверенность, я не боялся. Хотя небольшой мандраж был всегда. Но если бы я не занимал, мы бы, наверное, не смогли развиться до такой степени. Однозначно на своих деньгах это дольше все происходит, намного дольше. Такое понятие, как финансовый рычаг (леверидж) – очень опасная вещь.

Мы всегда развивались поступательно. Если можно было купить одну большую линию – мы покупали четыре, но маленькие. Маленькую купили – увеличились, вторую купили – увеличились. Это была такая стратегия, по-другому не получалось. Структура капитала бизнеса максимально достигала 30% своего на 70% заемного капитала. На данный момент у нас 70% собственного капитала, заемные деньги стали очень дорогие.

В 2003 году мы открыли новое направление – производство пельменей и замороженных продуктов. Занялись производством полуфабрикатов, потому что это балансировало с таким сезонным бизнесом, как мороженое, которое летом продается хорошо, а зимой – совсем наоборот.

 

Главное – реинвестиции

Один из самых первых барьеров для предпринимателя – это когда он на первые заработанные деньги идет и покупает дорогой автомобиль. Хорошо, что я это понимал и так не делал. Я много инвестировал в бизнес. Все докризисные годы коэффициент реинвестиций у меня был 80%. Кроме этого, в 2004-2006 годы был период активного роста, когда мы росли на 100% в год – по продажам, по активам, по товарообороту. В это время я вообще деньги не забирал. Я мог себе позволить это сделать, были какие-то сбережения, не очень большие.

Как маленькая или средняя компания может превратиться в большую? Математика проста: если у компании двукратный рост и собственник три года денег не забирает, то компания увеличится в 10 раз. А вот если забирать 50% – рост будет трехкратным.

Мы постоянно наращивали производство. На сегодняшний день мы можем произвести 45 тонн мороженого в сутки. За это время мы прошли путь со 150кг до 45 тонн в сутки.

Я все время ловлю себя на мысли, что еще очень много чего не знаю. Но я всегда понимал, что нужно развиваться – читал книги, журналы по бизнесу и оттуда черпал все. Сейчас это все доступнее, и я себе задаю вопрос – а было бы легче, если бы я сейчас начинал создавать бизнес? Думаю, дело не в этом – легче или не легче. Просто я другой стал, и тогда другой был – было сумасшедшее желание что-то сделать, и вообще не было никаких ограничений. Я не знал, как бывает плохо, я не знал, что у многих не получается. Хорошо помню момент, когда я учился на втором курсе: еду в автобусе, солнышко на улице, все на пляж идут, а я занимаюсь бизнесом. Я сделал свой выбор, у меня не было бурной студенческой жизни – это была плата за бизнес. Ты не сможешь и погулять и бизнесом заниматься.

 

6 советов предпринимателям 

1. Чувствуйте людей

Подбирать кадры – это высокоинтеллектуальная деятельность, нужно чувствовать людей. Есть понятие эмоциональный интеллект – это умение коммуникации налаживать, чувствовать людей (EQ) и интеллектуальный коэффициент (IQ). Обычно у двоечников в школе очень высокий EQ, поэтому мы видим часто двоечников, которые преуспели. А люди с высоким IQ создают себе рамки, они в цифрах, они зажаты. Лидер должен быть с высоким EQ.

Как только у тебя появляется правильный человек на каком-то рабочем месте, сразу бизнес делает шаг вперед. Если у тебя все люди на своем месте – значит, ты сделал свою работу как руководитель. Однозначно, этому нужно учиться.

2. Изменяйтесь

В 2003 году я поступил в Международный институт бизнеса, в 2005-м окончил, получил степень МВА. Это был колоссальный опыт – с этого момента бизнес пошел в гору, мы постоянно внедряли какие-то новшества. Люди, которые приходили в компанию, говорили: «Вы какие-то нестабильные, у вас тут все меняется постоянно, это невозможно». Но изменения – это постоянный рост.

3. Изучайте финансы

Тот, кто хочет улучшить свои навыки, должен изучать финансы. Вы должны знать, что такое баланс, понимать отчет о движении денежных средств. Вы можете быть двоечником по математике, вообще можете не учиться, но если вы разбираетесь в финансах – у вас все впереди. В компании мы тоже продвигаем, чтобы все топ-менеджеры были финансово грамотными. Многие думают, что производство они знают, а для финансов найдут финансового менеджера, и он все будет делать – вот это ошибка. Второе, в чем нужно разбираться предпринимателю, это маркетинг, потому что предпринимательство – это вообще маркетинг в принципе.

4. Делегируйте

В идеале на каком-то этапе нужно свою работу делегировать своим людям. Поэтому сейчас я производством очень плотно не занимаюсь – есть люди, которым я делегировал это, по финансам точно так же. Но я прихожу к тому, что полностью отойти от бизнеса не получается. Если у вас есть правильные люди на каждом из направлений – вам не придется заниматься этими направлениями очень глубоко, но все равно вы должны быть в курсе событий, которые в каждом функциональном направлении происходят.

5. Отдавайте на аутсорсинг

Тенденция после кризиса – не делать все. Например, ящики можно самим изготавливать, но мы их покупаем, стаканчики вафельные – мы могли бы сами их делать, но продали эти линии и их покупаем, мы отдали транспорт весь (у нас был огромный автопарк) и теперь его нанимаем, мы закрыли филиалы прямых продаж. Оно дороже получается, конечно, но мы не успеваем все охватить, теряется фокус.

6. Отдыхайте

Я никогда не работал в режиме с 9 до 6, работаю минимум по 10-12 часов в день. При таком графике предприниматель должен где-то черпать энергию. Мы с семьей (у меня жена и двое детей 15 и 9 лет) сейчас живем за городом, я каждый день делаю зарядку на улице. Раньше я работал по субботам, теперь перестал – тоже занимало много энергии. На отдыхе нельзя экономить, это 100%. Был этап, что и 7 раз отдыхали в году, сейчас этого нет, потому что от этого тоже устаешь – перелеты, чемоданы выматывают сильно. Но если чувствуешь, что надо отдыхать – надо отдыхать. Вообще, для того чтобы был кайф от работы, нужно, чтобы была ясная и свободная голова. 


Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

По материалам: forbes.ua

 

Раздел: Статьи >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги