Категорийный менеджмент: сотрудничество с сетью на основании реальных показателей эффективности
Будущее – за совместными проектами по категорийному менеджменту (КМ), от этого существенные выгоды получают и розница, и поставщик. При развитии категории важно определить ее роль и долю, ориентируясь на покупателей - подробнее в мастер-классе Елены ВОРОБЬЕВОЙ, эксперта по категорийному менеджменту, Экс-начальника отдела КМ сети магазинов «Копейка» (X5 Retail Group), тренера ТЦ TradeMaster® Group в рамках конференции «FoodMaster-2014&PrivateLabel».
Для производителя КМ дает возможность расширения активной клиентской базы и ассортиментной матрицы, увеличения доли полки и доли брендов на рынке, товарооборот, минимальную отсрочку и валовую прибыль. Преимуществами КМ для розничной сети являются: снижение издержек и экономия затрат за счет привлечения партнера, увеличение прибыли и общего объема продаж, оптимизация ассортимента и выкладки, минимизация затрат по работе с полочным пространством, дополнительные экспертизы в категории.
В реальной практике г-жи ВОРОБЬЕВОЙ совместное категорийное управление позволило сети достичь: увеличения прибыли на 5-10%, роста общего объема продаж на 5-10%, роста ROI на 5-10%, увеличения количества клиентов на 2-5%, а также уменьшения инвестиций в бизнес на 10-20% и снижения затрат на обслуживающий персонал на 0,25%.
Перед запуском проекта следует быть готовыми к проходу барьеров, наиболее типичные из которых:
- Недостаток ресурсов (время, люди, деньги).
- Отсутствие полноценного обмена данными, информацией.
- Недостаток специалистов и опыта в категорийном менеджменте.
- Негибкие информационные системы.
- Некорректные/неполные данные о рынке.
- Необходимость пересмотра сложившихся бизнес-процессов.
- Недостаточная степень доверия между партнерами.
То есть, условиями внедрения КМ являются: определение четких целей реализации проекта, путей и методов его совместного развития; одобрение проекта на уровне собственника/топ-менеджмента, применение современных инструментов для анализа категории и построения планограмм; наличие ресурсов (команды и бюджета) и разработанной система KPI (ключевых показателей эффективности – ред.). При этом, разумеется, поставщик не натягивает одеяло на себя, а в целом растит категорию, иначе сеть его выводит из проекта.
Категория/сегмент имеет свои параметры:
• Уровень проникновения категории;
• Доля расходов покупателей на категорию/сегмент;
• Вклад торговых каналов в продажи категории;
• Рыночная доля категории, в натуральном и денежном выражении;
• Динамика роста;
• Продажи;
• Валовая маржа;
• Удельные продажи;
• Удельная прибыль;
• Оборачиваемость;
• Средний чек;
• Частота покупок.
Чтобы просчитать оборот категории, необходимо перемножить количество покупателей магазина на количество покупателей категории на частоту покупки и на средний чек.
Определяя роль и долю категории при кооперации сеть-поставщик, необходимы:
- Данные продаж категории у ритейлера;
- Маржинальность до уровня SKU;
- Данные ритейл-аудита по динамике категории на рынке и в канале (до уровня SKU) по тому региону, где проводится анализ;
- Результаты целевых потребительских исследований, позволяющие провести сегментацию категории и построить «дерево принятия решений».
Источниками для анализа являются: покупательская корзина, данные с карт лояльности, данные о продажах с полки и о продаже на рынке, потребительская панель.
В результате, категории присваивается роль, определить которую позволяют: доля категории в товарообороте в своих группах; важность для большинства покупателей и для конкурентов (ритейлера); возможность дифференциации, рост категории (на рынке).
В процентном соотношении основная категория/предпочитаемая занимает 55-60% , имиджевая (лидирующая категория для сети) - 5-7%, сезонная - 15-20%, категория удобства (сопутствующие товары) - 15-20%.
Ознакомиться с полными итогами конференции: TradeMaster®: Итоги ежегодного Национального Проекта развития продуктовой розницы и закупок
Текст: Анастасия РУБАНОВИЧ
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA
Раздел: Статті >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар